Урок по русскому языку в 5 классе «Систематизация и обобщение сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация».
Обобщающий урок в 5 классе по теме «Систематизация и обобщение сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация».
Цель деятельности учителя Систематизировать знания о словосочетании, ПП и СП (его видах); закрепить навыки постановки знаков препинания в ПП и СП.
Тип урока Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки ПП; понятия « главные и второстепенные члены предложения», « односоставное и двусоставное предложение», «однородные члены предложения», « обращение»; уметь различать ПП и СП , правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность); способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к своему родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.Методы и формы обучения Проблемная ситуация, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока
Основные понятия Словосочетания, главные и второстепенные члены предложения, ПП и СП, односоставные и двусоставные предложения, однородные члены предложения, обращение.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения (УУД) Промежуточный контроль
1.Оргмомент
Актуализация и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Учебник, ручка и тетрадка?
Всели правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Только прозвенел звонок, Начинаем наш урок.
В теме нашего сегодняшнего урока не хватает слов. Восстановим пропущенные слова и узнаем, как она звучит.
Ответьте на вопросы. Каждый вопрос заключает букву одного из пропущенных слов.
*Первая буква в названии части речи, обозначающая предмет. (С)
*С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу кто? или что?(И)
*С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов, на который она отвечает как?) (Н)
*Первая буква падежа, отвечающего на вопрос кем? чем? (Т)
*Третья буква в названии части речи, обозначающей действие. (А)
*Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета (К)
*Первая буква в названии морфемы, которая может стоять между корнем и окончанием. (С)
*Самый распространенный союз (И)
*Звук, который мы слышим на конце слова «груз». (С)
Какое слово у нас получилось? С каким разделом русского языка тесно связан «синтаксис»? (пунктуация)
Записали полностью тему урока: «Систематизация и обобщение сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация».
Итак, мы сегодня повторяем изученное, проверяем свои знания, навыки и умения по теме «Синтаксис и пунктуация».
Определяем задачи, стоящие сегодня перед вами. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
Формулируют задачи урока. Фронтальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в устной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы
2.Проверка домашнего задания Взаимопроверка Организует и сопровождает совместную деятельность учащихся.
4 человека : «Терминологический диктант»
1.Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, между ними ставится ( тире.)
2.Предложения, содержащие рассказ о чём – либо, сообщение, информацию для собеседника – это (повествовательное). А какой знак ставится в конце повествовательных предложений? (Точка, восклицательный знак)
3.Слова в словосочетании связаны (по смыслу и грамматически).
4.Словосочетаниями не являются однородные члены предложения и (грамматическая основа предложения, слово с предлогом).
5.Второстепенный член предложения, отвечает на вопрос какой? чей? который? обычно выражается прилагательным. Это (определение). Какой частью речи ещё может выражаться определение? (Притяжательным местоимением, числительным.)
6.Слово или сочетание слов, которое помогает при общении (обращение). Объясните постановку знаков при обращении.
7.Слово, от которого ставится вопрос в словосочетании, называется (главным), а к которому задают (зависимым).
8.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем? Это (обстоятельство).
9.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет – (дополнение). А какие падежи называются косвенными
10.Предложение, в котором есть оба главных члена (двусоставное), Обдумывают ответы, комментируют ответы одноклассников. (2-ое выполняют на доске)
4 человека (группа) выполняет на отдельном листе «Терминологический диктант» Индивидуальная
Групповая Познавательные: задают вопросы.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Домашнюю работу оформляют на доске.
3.Выявление места и причин затруднений по теме. Взаимопроверка Организует и сопровождает совместную деятельность учащихся.
- Запишите ответ на вопрос по вариантам.
1 – Что изучает синтаксис?
2 – Что изучает пунктуация?
-Распределительный диктант по вариантам (1 –записать словосочетания;
2 – записать сочетания, которые не являются словосочетанием):Падает снег, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, солнечное утро, у леса, наступила зима.
У доски синтаксический разбор предложений:
1 – По синему небу поплыли облака.
2 –Мы нашли берлогу под корнями ели.
Обдумывают ответы, комментируют ответы одноклассников. Групповая, индивидуальная Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; самооценка своих действий.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы. Ответы, разбор предложений.
Физминутка (разминка для глаз) Выполняют упражнение для глаз 4.Творческая практическая деятельность Эвристическая беседа, составление связных рассказов об изученных нормах Конструирование предложения.
На доске: перо, не, ум, писать, а.
- Составьте из этих слов предложение, меняя порядок и форму слов.
(Не пером пишут, а умом.)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие синтаксические явления можно увидеть в этом предложении? ( односоставное, однородные члены) Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы. Под руководством учителя делают выводы. Фронтальная, групповая. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.Коммуникативные:оформляют свои мысли в устной форме, соблюдая нормы построения текста;речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. 5.Самостоятельная работа
Выполнение разноуровневых упражнений Самостоятельная работа (дифференцированное задание)
1-уровень «3» Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений.
Снег тает, собирается подо льдом.
Мы наловили рыбы и отнесли ее к костру.
2-уровень «4» Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, выполните синтаксический разбор одного предложения.
Пробегал заяц и оставил следы.
Перед последним рейсом нагрянула снежная буря, и ледокол ушел из залива.
3-уровень «5» Составьте предложения по схемам, выполните синтаксический разбор одного предложения.
1 сказ. подл., и 2 подл.сказ. опред. обст. (Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края).
Подл.сказ. обст., сказ. допол. и сказ.
(Трамвай показался из-за угла, пересек проспект и остановился).
Выполняют задания. Индивидуальная Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.
Письменная работа
Рефлексия
- У каждого из вас лежат «шары»: зеленый и синий. Повесьте один из них на елочку (нарисовать в тетради). Зеленый: усвоил раздел хорошо, мне все понятно.
Синий: что-то осталось непонятным.
- Обсудим, что осталось непонятным.Оценивают свои знания, отвечают на вопросы. Фронтальная Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Подведение итогов и выставление оценок. Д.З. стр. 120, упр. 259 Использованная литература:
Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.; Издательство Волгоград: «Учитель», 2014;
И.Н. Политова. Диктанты по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2015;
Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы Издательство «Просвещение», 2011.
Приложение 1
Терминологический диктант
1.Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, между ними ставится _______________________
2.Предложения, содержащие рассказ о чём – либо, сообщение, информацию для собеседника – это ________________. А какой знак ставится в конце повествовательных предложений? ______________________
3.Слова в словосочетании связаны _____________________.
4.Словосочетаниями не являются однородные члены предложения и _________________
5.Второстепенный член предложения, отвечает на вопрос какой? чей? который? обычно выражается прилагательным. Это___________.Какой частью речи ещё может выражаться определение? _____________________________
6.Слово или сочетание слов, которое помогает при общении_________________.Объясните постановку знаков при обращении.
7.Слово, от которого ставится вопрос в словосочетании, называется____________, а к которому задают ______________________.
8.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? Почему? Зачем? Это ______________________.
9.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет –_______________.А какие падежи называются косвенными______________.
10.Предложение, в котором есть оба главных члена _______________________.
Приложение 2
1 –«3» Снег тает собирается подо льдом.
Мы наловили рыбы и отнесли к костру.
2 – «4» Пробегал заяц и оставил следы.
Перед последним рейсом нагрянула снежная буря и ледокол ушел из залива.