Конспект урока по русскому языку на тему Что мы знаем о слове, предложении, тексте.
Русский язык
ПОВТОРЕНИЕ
Тема: Что мы знаем о слове, предложении, тексте
Цель:
– развитие умений понимать и анализировать текст с опорой на его признаки;
– развитие умений составлять устный рассказ на лингвистическую тему.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Проверка домашнего задания.
Проверка домашних упражнений.
а) Для выполнявших тестовое задание № 1, тема 1 в «Рабочей тетради».
– Назовите выбранный вами вариант ответа. Почему вы так считаете?
– Прочитайте текст ребятам, которые выполняли упр. 4 из «Дидактического материла».
– Можно ли согласиться с этим решением?
– Какое из названий отражает тему текста?
б) Для работавших по «Дидактическому материалу».
– Прочитайте выразительно стихотворение С. Михалкова (упр. 4).
– Какое заглавие вы выбрали?
– Что оно отражает?
– Задайте вопросы ученикам, не выполнявшим этого упражнения.
(Какая главная мысль этого стихотворения? Сколько в нём частей? Как вы определили?)
2. Блицопрос «Что я знаю о тексте». Закончите предложения.
– Текст состоит (из предложений).
– Предложения в тексте связаны (по смыслу).
– К тексту можно подобрать (заголовок).
– Тема текста – это то, (о ком или о чём говорится в тексте).
– Тему можно определить по (заголовку).
– В тексте выделяют части: (начало, основная часть, концовка).
– Если озаглавить части, то получится (план).
3. Прослушивание одного-двух рассказов «Что я знаю о тексте» (можно с опорой на вопросы блицопроса).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1. Работа с учебником
– Откройте учебники на с. 17.
– Прочитайте текст в оранжевой рамке.
– Какой признак текста не был назван в блицопросе? (6.)
– Сколько здесь выражено мыслей? (2):
1) понять текст – понять главную мысль,
2) главная мысль может быть выражена в явном и неявном виде.
– Как вы поняли, что значит в неявном виде?
– На основе текста в рамке сформулируйте цель урока. (Обобщить всё, что знаем о тексте, научиться находить в текстах названные признаки.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
·
·I. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 8 – развивается умение находить признаки, названные в рамке на с. 17, в тексте стихотворения.
а) Ученики сначала объясняют правописание приставки или предлога, потом списывают.
Дополнительные вопросы:
– Когда вам бывает страшно?
– Каким вы себе представляете страх? Сравните с рисунком в книге.
– Как вы думаете, вы записали текст? Почему?
– Проверим, так ли это, по признакам текста, перечисленным в рамке.
б) Чтение правила по частям и проверка этих признаков на примере текста из упр. 8.
Например, ученики читают первый признак текста: «Текст состоит из предложений».
– Сколько предложений в стихотворении? (В стихотворении четыре предложения.)
– Прочитайте второй признак текста «Предложения в тексте связаны по смыслу».
– Попробуйте изменить порядок предложений. Что наблюдаете? (Смысл непонятен.) И т.д.
Упр. 9 – развивается умение находить в тексте смысловые части, соотносить их с абзацным членением, определять количество предложений в каждой части.
Дополнительные вопросы:
– О чём говорится в 1-й части? во 2-й части? в 3-й части?
– Чем законы языка отличаются от правил письма?
Ученики списывают 1-й абзац (1-е предложение). Подчёркивают знакомые орфограммы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Списать, подчеркнуть орфограммы.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Словарная работа.
– Какие слова с буквой безударного гласного в корне, не проверяемого ударением, встретились вам в упр. 9? (Закон, язык, правило.)
– Что означают эти слова?
– Образуйте слова, которые отвечают на вопросы: какой? как?
Запишите их. (Закон – законный, законно; правило – правильный, правильно.)
– Когда так говорят: закон не писан, по всем правилам?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
·V. Итог урока.
– Назовите и запишите ключевые слова урока (текст, признаки текста, правила, законы).
– Выполните тестовое задание № 3, тема 1 в «Рабочей тетради».
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Задание № 9, тема 1 в «Рабочей тетради».
© ООО «Баласс», 2013
13 PAGE 14115