Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»


РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».
Учителя русского языка и литературы
Ведуновой Екатерины Сергеевны
г. Константиновск, 2016
Пояснительная записка
Разработка по теме «Деепричастие» предназначается ученикам 6 класса, изучающим русский язык по учебно-методическому комплекту, разработанному Львовой С.И. Данный учебно-методический комплект разрешен Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
На изучение деепричастий в 6 классе отводится 10 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные правила: правописание НЕ с деепричастиями, выделение запятыми деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, во время изучения этой темы работа по развитию речи учащихся направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами. В ходе изучения деепричастий учащиеся должны «узнавать» эту часть речи «в лицо», употреблять их в речи, выполнить ряд творческих заданий.
Методическая разработка может быть использована учителями русского языка, имеющими соответствующее техническое обеспечение (компьютер, оснащенный операционной системой Microsoft Windows 98 и выше)/
Модель урока:
Уровень образования:  среднее (полное) общее образование
Класс: 6 класс
Предмет: Русский язык
Тип урока: повторительно-обобщающий
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Русский язык. С.И.Львовой»
Используемое оборудование: ватман с заданием, фломастер, презентация, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Цели:
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, внимательное отношение к языку.
Образовательные: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, формировать навыки устной и письменной речи
Планируемые результаты
Личностные
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные
- уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой);
- анализировать собственную работу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
- ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;
- работать с разными по уровню заданиями;
- уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы .Коммуникативные
Уметь определять цель учебной деятельности;
- слушать собеседника;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Предметные
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Ход урока.
I Организационный момент. (5мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник 6 класса, карточки, которые я вам раздала и письменные принадлежности.
Учитель: Ответьте мне на вопрос, с какой темой мы работаем в течение последних уроков?
Ученики: Деепричастие.
Учитель: Верно, ребята. Сегодня у нас итоговый урок по этой теме, который предшествует контрольной работе.
Учитель: А теперь давайте определим тему нашего урока, как она будет звучать? (Обобщение темы «Деепричастие»).
Учитель: Соответственно, какие мы должны поставить себе цели на этом уроке? Сформулируйте.
Ученик: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках о деепричастии и деепричастном обороте.
Учитель: Скажите, а зачем нам нужно изучать тему «Деепричастие?»
Ученики: Этой темы мы будем касаться на экзаменах. Чтобы обладать достаточными знаниями.
Учитель: Отлично. А теперь я предлагаю вам из данных на доске слов выделить только те, которые являются деепричастиями.
(учащиеся поочереди выходят к доске и выделяют деепричастия). Приложение 1.
Учитель: Что в итоге у нас получилось?
Ученики: Пятёрка.
Учитель: Правильно. На сегодняшнем уроке я желаю вам всем получить именно пятерку…а может быть и не одну!
II Актуализация знаний. (5 мин.)
Фронтальный опрос (в парах). Приложение 2.
Учитель: Слайд 1. Для того чтобы начать работу мы должны освежить знания в своей памяти. То есть нужно вспомнить всё, что касается темы «Деепричастие». Я предлагаю вам, работая в паре со своим соседом по парте, задать вопрос, по теме «Деепричастие».
(учитель спрашивает несколько пар учеников, пока те не расскажут всё о деепричастии)
Учитель: Вы слушали свои ответы и мнения, а теперь я предлагаю вам видеофрагмент ученого-лингвиста, который обобщит сказанное нами о деепричастии. (просмотр видеофрагмента)Приложение 2.
III Обобщение и систематизация изученного. (25 мин.)
(работа с различными видами заданий).
«Вид деепричастия». Слайд 3.
Учитель: Итак, ребята. Чтобы приступить к выполнению предстоящего задания, я предлагаю вам открыть учебники на стр.___ и повторить тему «Совершенный и несовершенный вид глагола».
Учитель: Как же определить вид глагола?
Ученик: Нужно задать вопрос: что делая?- несовершенный вид, что сделав? – совершенный вид + показатели-суффиксы.
Учитель: Скажите, а важен ли нам вид глагола? Почему?
Ученик: От глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида- деепричастия совершенного вида.
Учитель: Отлично. Откройте тетради и запишите число, классная работа. Задание такое: образовать от глаголов деепричастия совершенного или несовершенного вида.
(учащиеся выходят к доске и записывают образованные деепричастия)
Признавать – признавая
Признать –
Любить -
Встретиться -
Создавать –
Создать –
Ответ:
Признать – признав;
Любить – любя;
Встретиться – встретившись;
Создавать – создавая;
Создать – создав.
Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием.
2) «НЕ с деепричастием». Слайд 4.
Учитель: Для того чтобы также хорошо справиться со следующим заданием, откройте стр.___ и повторите как пишется частица НЕ с деепричастием.
Учитель: Как же пишется НЕ с деепричастием?
Ученик: НЕ с деепричастием пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются.
Учитель: Перед вами задание: распределить по столбикам слова. Первый столбик- слитное написание НЕ с деепричастием, второй столбик- раздельное.
(Не)годуя на ненастье, (не)смыкая глаз, (не)растеряв друзей, (не)мечтая о будущем, (не)дождавшись звонка, (не)взлюбив щенка, (не)пользуясь успехом, смотрел (не)доумевая, совсем (не)растерявшись.
(учащиеся поочереди выходят к интерактивной доске и распределяют слова по столбикам)
Игра «Путаница». Слайд 5.
Учитель: А сейчас вспомните, что такое деепричастный оборот, и чем он отличается от деепричастия?
Ученик: Деепричастный оборот- это деепричастие с зависимыми словами, а одиночное деепричастие не имеет их при себе).Учитель: Верно. А чем в предложении являются деепричастие и деепричастный оборот?
Ученик: Обособленным обстоятельством: с двух сторон выделяется запятым.
Учитель: Хорошо. Ребята, вспомните какое правило нужно помнить, чтобы не допустить ошибок в употреблении деепричастий?
Ученик: Действие сказуемого и действие деепричастия в предложении должны относиться к одному и тому же лицу.
Учитель: Молодцы. А теперь я предлагаю вам игру, которая называется «Путаница». Перед вами находится текст, в котором из-за неправильного употребления деепричастий произошла настоящая путаница. Ваша задача исправить ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, помня о знаках препинания.
Раскрыв учебник, упражнение оказалось сложным. Художник изобразил группу военных, сидя на лошадях и смотря вдаль. Слушая Шаляпина, слезы накатывались непроизвольно.
4) Творческое задание. Диалог. Слайд 6, 7.
Учитель: Продолжая работать над нашей культурой речи, мы плавно переходим к необычному творческому заданию.
Учитель: Работа будет осущесвляться в парах. Вам необходимо представить себе такую речевую ситуацию: один из вас гость города Константиновска, другой- коренной её житель.
Учитель: Представили?
Ученики: Да.
Учитель: Задание: составить диалог, используя в своих репликах деепричастия или деепричастные обороты. Приступайте к работе.
Учитель: Вспомните, как строится диалог?
Ученики: Каждая реплика начинается с новой строки и постановки тире.
(На экране показаны иллюстрации города Константиновска. Учащиеся работают в парах. После учитель выслушивает два диалога, исправляя ошибки)Учитель: Давайте запишем один из предложенных диалогов себе в тетради.
IV Рефлексия. (7 мин.)Учитель: Сегодня мы много повторили о деепричастии. Эти знания вам пригодятся в предстоящей контрольной работе и, забегая вперёд, скажу и на экзаменах.
Синквейн. Слайд 8.
Учитель: А обобщением нашей работы послужит синквейн. Составьте синквейн на тему «Деепричастие» и запишите его в своих тетрадях. Обратите внимание, в карточках у вас есть подсказка- напоминание как строится синквейн.
Анализ работы учащихся на уроке.
Учитель: Сегодня на уроке работали активно:_________ (Оценивание)
Учитель: Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
Учитель: Всем вам я желаю справиться с предстоящей контрольной проверкой знаний «на отлично».
Учитель: Урок окончен. До свидания!