Разработка урока по русскому языку в 7 классе Сочинение-рассуждение на тему Дети и война
105-106.
Тема: РР № 16-17. Контрольное сочинение-рассуждение на тему «Дети и война».
Цель: Вспомнить все части рассуждения как типа речи; развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к памяти погибших детей.
Оборудование: дидактический материал, презентация, иллюстрации, эпиграф.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока:
Эпиграф:
«А нам не довелось играть в войну,
Не мы в неё – она играла нами:
На фронт мы убегали пацанами.
И бегали мы так, что будь здоров.»
И. Пантюхов.
І. Организационный момент.
В этом году наша страна отмечает 70-ю годовщину Великой Победы. Очень часто говорят о солдатах, бойцах, которые защищали нашу Родину. Сегодня мы поговорим о детях в годы войны, о детях–героях.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Опрос- повторение.
- Давайте вспомним, что такое рассуждение? (Это тип речи, который содержит высказывание мыслей, размышления, рассуждения на заданную тему.) (На доску крепится таблица с определением).
- Какие типы речи вы ещё знаете? (Описание и повествование)
- Чем они отличаются от рассуждения?
- Какие основные части содержит текст рассуждения? (Тезис.)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Запишите в тетради – тезис. Рассуждение начинается с тезиса. Как вы понимаете слово «тезис»? (Утверждение, тема.) Тезис нашего сочинения «Война и дети». Запишите его.
ІV. Объявление темы и цели урока.
V. Работа над темой урока.
1. Слово учителя с элементами беседы.
- Какие ассоциации возникают у вас со словами «дети, детство»? (Учащиеся по одному выходят и подписывают слова – радость, смех, игра и др.)
- Действительно, детство – это самое прекрасное время в нашей жизни.
«Слушайте все, начинается лето,
Первые горны пропели про это,
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой тропинке».
Тёплое, беззаботное лето обещал 1941 год детям, можно купаться, отдыхать. Ребята сдали экзамены, окончили школу, собирались поступать в институты. Но ничему этому не суждено было сбыться, началась война.
2. Прослушивание песни «Священная война».
3. Слово учителя.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
Одну на все 4 года.
С утра экзамен по истории.
Нам так хотелось отличиться
Какие нам оценки выставит
Учитель завтра напоследок.
Над предрассветными просторами
Бомбардировщики маячили,
И значит, новый курс истории
Десятиклассниками начат.
- Итак, война, ребята, запишите слова, которые возникают у вас при этом слове. (Боль, смерть, страх). Запишите их в другую колонку.
- Посмотрите, какие слова у вас получились? (Антонимы).
Война и дети – понятия несовместимые.
Доказательство. - Следующая часть сочинения - рассуждения это.. (Доказательства или аргументы.) Запишите в тетрадь.
- Взрослые мужчины ушли на фронт, остались старики, женщины, дети. Сразу повзрослели дети, потому что нужно было помогать взрослым во всех делах.
- А какие дела могли делать дети? (Дети старались заменить своих родных, работали в поле, на заводах, в госпиталях).
Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком мужества. Ещё живут на свете люди, которые преподали урок всему человечеству. Ещё можно услышать рассказы о тех временах.
Но никто не может рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чём думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на своих умерших родных.
- Посмотрите на наш эпиграф. Как вы понимаете эти слова? (Да, ребята не только работали, но и воевали в партизанских отрядах.)
4. Рассказы учащихся о детях-героях.
- Я знаю, вы готовили рассказы о детях героях, пожалуйста, расскажите о них.
(Учащиеся рассказывают о детях-героях.)
- Сейчас я хочу, чтобы вы послушали известную песню Я. Френкиля «Журавли» и посмотрели на фотографии детей, о которых вы рассказывали. У вас на партах лежат белые бумажные птицы, пожалуйста, пишите на них имена героев и прикрепляйте к доске.
5. Просмотр презентации «Дети-герои на войне» на фоне песни «Журавли».
- Нельзя сегодня не вспомнить о Ленинградских детях, которые не воевали, но они тоже боролись, боролись с голодом и смертью. Самая знаменитая Ленинградская девочка – Таня Савичева. (Подготовленный ученик рассказывает про семью и дневник Тани Савичевой).
- Напишите имя Тани Савичевой на бумажной птице и прикрепите его к доске. (Должен получиться клин журавлей).
- Как долго будет лететь этот клин? Мне, кажется, что все дети, пережившие эту страшную войну – герои. Вы согласны со мной?
- Говорят: «На войне детей не бывает. Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно».
- Неужели в 6-7-8 лет может закончиться детство? Как вы думаете?
Вывод. - Из любого доказательства всегда следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно раскрыть), доказательство
(аргументы, размышления), вывод.
- Какой же вывод, ребята, вы сделаете в своих сочинениях?
VІ. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.
- Что вы унесёте с сегодняшнего урока?
- Ребята, встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга. Помните, что вместе вы одна дружная семья, которой не страшны никакие преграды.
(На партах лежат вырезанные из цветной бумаги ладоши).
- На ладошах вы сейчас вместе со своим соседом напишите пожелания всем детям и прикрепите к солнцу. На них уже есть фраза: «Мы хотим, чтобы дети Земли.». Закончите её. (Звучит весёлая детская песня. На доске висит плакат с нарисованным солнцем. Ребята выходят и прикрепляют свои «ладоши». Слайды-фотографии детей).
VІІ. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на заданную тему.
15