Конспект обучение грамоте Как составить маршрут путешествия ? 1 класс
обучение грамоте
Сквозная тема:
Путешествие
Школа: Смирновская С.Ш.
Дата: 25.01.17
ФИО учителя: Титаренко О.В.
Класс: 1
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока:
Как составить маршрут путешествия?
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.
Определять, о ком/о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор.
Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение).
Распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение), стили (художественные и нехудожественные тексты) с помощью учителя.
Понимать роль ь, ъ знака в слове.
Писать простые предложения/тексты (сообщение, поздравление, письмо и т.д.) с помощью учителя).
Писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова.
Развитие
навыков:
Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово).
Определение темы и основной мысли прослушанного текста. 2.1 Использование видов чтения.
Определение типов, жанров и стилей текстов.
Ориентирование в графической форме слов.
Творческое написание текстов в разных жанрах.
Соблюдение орфографических норм.
Критерии успеха
Все учащиеся смогут:
Находить в словах и текстах букву Ь.
Характеризовать ее как показатель мягкости предшествующего согласного. Перечислять известные средства, указывающие на мягкость согласных. Читать слова, предложения, тексты с изученной буквой.
Использовать в речи слова с Ь и изменять их по числам.
Пополнить знания о своей Родине.
Большинство учащихся смогут:
Составить слова из слогов.
Придумать предложения со словами.
Составить маршрут путешествия персонажа и рассказать о необходимом транспорте.
Некоторые учащиеся смогут:
Прорекламировать свой маршрут.
Рассказать о достопримечательностях своего города.
Привитие
ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «М‰Sгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи
Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка, математика
Навыки
использования
ИКТ
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень: создание и использование флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код.
Предварительные
знания
Знакомство с учебной книгой, правилами поведения на уроке, посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и,о, ы, м, т, н, л, с, р, ш, сочетание -ши-, к, п, б, б-п, г, г-к, д, д-т, з, з-с, ж, сочетание -жи-, е, е, в, й, ь - показатель мягкости.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель зачитывает сказку Г. Юдина про букву «мягкий знак», с которой никто не хотел дружить, потому что она не обозначает звука.
Жили-были в азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
– Что ты за буква? - возмущались они.
Это была буква мягкий знак - Ь.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.
Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД - получается.
– Что-то у нас не получается! - говорили буквы. - Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.
– Буква И вдруг говорит: Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.
– Но получилось «гвозди», а нужно было составить слово гвоздь.
– Лучше я встану, - сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква - она тихо стоит в сторонке.
– Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец слова. Получилось гвоздь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Учитель подводит итог, что нужно обязательно дружить не только буквам, но и всем ребятам в классе.
Предлагает провести игру, чтобы узнать, дружный ли класс.
Прием «Жокей и лошадь».
Прием интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Применим даже на уроках изучения нового материала, требует определенной сформированности культуры поведения.
Пример.
1
Какая бывает речь?
Устная и письменная.
2
Из чего состоит речь?
Из предложений.
3
Какие знаки ставят в конце предложения?
Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.
4
Начало предложения пишется...
С заглавной буквы.
5
На какие группы можно разделить речевые звуки?
Гласные и согласные.
6
Когда произносят гласные звуки...
Звук свободно проходит, не встречая никаких преград.
7
Когда произносят согласные звуки...
Звук встречает преграду на своем пути.
8
Гласные звуки могут быть...
Ударными и безударными.
9
Согласные звуки могут быть...
Твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
10
Парные согласные...
Б-п, д-т, з-с, ж-ш, к-г.
·
°
Имена людей и клички животных
11
пишутся...
С заглавной буквы.
12
Жи-ши пиши ...
С буквой И.
13
Какие буквы могут смягчать предыдущий согласный
Е, Е, И,Ь.
14
Ь - показатель...
Мягкости согласного.
15
Буква Ь звук...
Не обозначает.
Критерии успеха
Учащиеся приходят к выводу, что нужно обязательно дружить не только буквам, но и всем ребятам в классе.
Середина урока
Работа по закреплению темы.
Работа по учебнику.
(Г) 2. Игра «Много - один».
Распределить слова погруппам (ед. и мн. число). К существительным единственного числа подобрать слова множественного числа и наоборот.
(Д, К) Динамическая пауза. «Руки в стороны». Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок,
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Работа в прописи №3.
Определение составляющих букву элементов.
Прописывание буквы Ь.
Посадка при письме, положение тетради.
Составление и прописывание слов с Ь (моль, капель, дверь, шесть, пузырь, уголь, тень).
(Д, К) Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик мой танцует, (дети стучат указательным пальцем по бедру)
Этот вот кружок рисует, (делают круговые движения средним пальцем)
Этот пальчик ловко скачет, (стучат безымянным по бедру)
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, (царапают мизинцем по ноге)
Коготком скребет, как мышка.
А большой мой, толстячок, (прижимают большой палец к ладони)
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку (сжимают и разжимают пальцы)
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, (сжимают пальцы в кулачок)
Спите, пальцы, засыпайте! (при повторе выполняются движения другой рукой)
Работа по учебнику.
(Г) З.Понятие туристического маршрута. Выполнение задание на определение образа буквы, дети проводят пальчиком по букве Ь.
Учитель просит рассказать о роли Ь, придумать имена с Ь. Спрашивает, есть ли среди знакомых дети с именами Гульзана и Адиль. Сообщает, что первоклассники Гульзана и Адиль получили письмо от неизвестного персонажа сказки, который любит путешествовать, но забыл подписать свое имя.
Предлагает помочь детям определить, кто является этим персонажем.
(И, Г) 4. Дети хлопают, если в имени персонажа есть Ь. Дети топают, если в имени персонажа нет Ь. (Мальвина, медведь, богатырь, журавль, Колобок)
(Г) 5. Составление маршрута путешествия Колобка по схеме.
Дети выясняют, почему здания имеют такие названия.
Рассматривание маршрута Колобка.
(К) Отгадывание загадок, (олень, медведь, рысь, мышь, голубь, осьминог, тюлень)
(К) Учитель предлагает детям представить, что Колобок приезжает в гости именно к ним. Просит составить свой маршрут путешествия, рассказывая о достопримечательностях города. Выясняет слоганы для рекламы родного города.
Дети вспоминают о безопасном маршруте от школы до дома.
Критерии успеха
Учащиеся могут составить маршрут путешествия персонажа и рассказать о необходимом транспорте.
Конец урока
Работа в прописи №3.
Прописывание с печатного текста.
Маршрут - путь туристов.
Найди маршрут.
Нахождение по плану-схеме конечного пункта путешествия Ольги, Адель и Игоря. Раскрашивание кружка - начала маршрута и кружка около города - конец путешествия.
Составление и запись предложений.
Ольга едет в Есиль.
Адель едет в Узень.
Игорь едет в Аральск.
Учитель может варьировать глаголами - летит, плывет и т.п.
Обратить внимание на написание окончаний глаголов и имен собственных. Учитель просит прочитать слова около городов, рассказывает, чем славится этот город, что в нем добывают.
Фонетический разбор слова «нефть» под руководством учителя, так как буква Ф еще не изучена. Остальные слова «соль» и «уголь» - самостоятельный разбор учениками.
Игры, упражнения с буквой ь.
1. Игра «Найди ответ с заданной буквой». Отвечай словами, в которых есть буква ь:
Что получила я по почте? (Письмо)
Что нужно разжечь на привале? (Огонь)
Что остается после срубленного дерева? (Пень)
Что я кинула в Печь? (Уголь)
Кто за мной всегда ходит по пятам? (Тень)
2. Игра «Что везешь, автомашина? Все, что есть на букву ь».
Итог урока. Рефлексия.
Какие города Казахстана тебе известны, чем они знамениты?
В названии каких городов встречается Ь?
Для чего в словах нужен Ь?
Прием «Лестница успеха»
Критерии успеха
Учащиеся придумывают слова с буквой ь, которые привезет машина.
Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.
Здоровье и соблюдение техники безопасностиЗдоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Актуализация - деление детей с разным уровнем подготовленности.
Групповое выполнение задания в игре «Много-один». Рассказ о маршруте путешествия по своему городу и описание безопасного маршрута от школы до дома более подготовленными учениками.
Ответы детей на систему вопросов по предыдущему материалу. Результаты упражнения в «Прописи».
Результаты наблюдений учителя в групповой работе.
Качество ответов при подведении итогов.
Фронтальная самооценка по вопросам.
Самооценивание «Лестница успеха».
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик мой танцует, (дети стучат указательным пальцем по бедру)
Этот вот кружок рисует, (делают круговые движения средним пальцем)
Этот пальчик ловко скачет, (стучат безымянным по бедру)
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, (царапают мизинцем по ноге)
Коготком скребет, как мышка.
А большой мой, толстячок, (прижимают большой палец к ладони)
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку (сжимают и разжимают пальцы)
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, (сжимают пальцы в кулачок)
Спите, пальцы, засыпайте! (при повторе выполняются движения другой рукой)
8ђЗаголовок 915