Учебное занятие Русский язык. Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Что такое счастье?» 4 класс
Алилуева Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 52»
Учебное занятие
Русский язык. Развитие речи.
Сочинение-рассуждение «Что такое счастье?»
Автор материала
Алилуева Наталья Геннадьевна
должность (с указанием преподаваемого предмета)
Учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 52»
Название материала
Сочинение-рассуждение «Что такое счастье?»
Класс (возраст)
4 класс, 10 лет
Учебный предмет
Русский язык. Развитие речи.
Вид ресурса (презентация, текстовый документ и другие)
Презентация, индивидуальные бланки (см. Приложения), отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик», притча «Легенда о счастье», стихотворение А. Барто
Цели. Задачи материала.
Образовательные: раскрыть сущность понятия «счастье» для каждого человека, повторить структуру текста-рассуждения, познакомиться со словами-связками, характерными для написания текста-рассуждения, обучить приемам построения текста-рассуждения, формировать коммуникативные компетенции, обучать навыкам культуры речи.
Развивающие: развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи обучающихся, расширять словарный запас детей и грамматический строй речи, развивать ассоциативное мышление, стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, любовь к родному языку, способствовать духовному становлению личности, формированию ее эстетического вкуса.
Краткое описание работы с ресурсом (на данном этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое на усмотрение автора)
Данное учебное занятие является плановым по развитию речи в 4 классе. У обучающихся уже имеются определенные теоретические знания и практические навыки по написанию текстов-рассуждений. В связи с этим выстроена структура учебного занятия, в которой четко выделяются информационный и практический блоки.
Приемы работы: работа с информационным полем, использование пословиц, работа с опорными словами, работа с текстом, «прогнозировнаие».
Список используемой литературы.
Ссылки на Интернет-источник.
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», А. Барто. «Счастье».
13 LINK "http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XsltfjMh8My-8EokLxcMXwCHuEvxkf-zKausi26amA4DKNrF1cqHI7jdHC
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Задача этапа.
УДД
1. Мотивиро-вание к учебной деятельности.
(1 мин)
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Геннадьевна. Сегодня урок развития речи у вас проведу я. Это будет необычный урок, на котором нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, а какой я предлагаю вам сформулировать самим.
1. Встают из-за парт.
личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,
-ориентировать на содержательные моменты школьной действительности,
-принятие образца «хорошего ученика».
2. Актуализа-ция и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии.
(3-4 мин).
-Начну с притчи. Знаете ли вы, что такое притча?
-Обратимся к словарю Ожегова.
(Слайд 1).
(Приложение 1)
-Слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча.
(Читает притчу).
Легенда о счастье. (Приложение 2)
- Как вы думаете, о чем эта притча?
1. Предполагаемые ответы: (ПО) мудрость.
2. ПО: изречение.
3. ПО: поучительный рассказ.
Ребенок читает в словаре. Притча – это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Слушают притчу «Легенда о счастье» в исполнении учителя.
ПО: что такое счастье.
познавательные:
-находить информа- цию, используя справочную литературу (словарь),
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу,
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем,
коммуникативные:
- уметь работать с текстом:
-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи (что такое счастье),
3. Выявление места и причины затрудне ния.
(2 мин)
- На какой вопрос нам предстоит найти ответ? (Крепит на доску желтую серединку со словом «Счастье»).
- Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на вопрос «Что такое счастье?», а наши размышления оформим в виде мини-сочинения.
(Открывает запись темы урока, записанную на доске.
Постановка проблемы
- Что такое счастье? Может, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?
- У каждого из вас есть сердечко, напишите на нем. кто может уже сейчас.
Ответ на этот вопрос, используя только одно слово. Счастье – это ...
- Все ли смогли дать определение «счастью»?
- В конце урока, мне хочется надеяться, что мы с вами найдем ответ на этот вопрос.
ПО: что такое счастье?
Пишут на сердечках одним словом определение Счастье – это
1. ПО: да.
2. ПО: нет.
регулятивные:
0самостоятельно формулировать задание (определять цель - место и причину затруднения,
познавательные:
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений (что, по мнению ребят, такое счастье),
4.
Построе-
ние проекта выхода из затрудне
ния.
(1 мин)
Решение проблемы.
Сбор информации для сочинения.
- Я принесла сегодня на урок цветик-семицветик.
- Цветик-семицветик – волшебный цветок. Он поможет нам узнать, что такое счастье. На каждом лепестке этого цветочка записано слово, которое и является определением к счастью, но посмотреть это слово, мы сможем только тогда, когда сами его разгадаем.
- А из какого произведения этот цветок?
- Кто его автор?
- Напомните, о чем это произведение)
ПО: «Цветик-семицветик»
ПО: Валентин Катаев.
ПО: маленькая девочка получила в подарок волшебный цветок с семью разноцветными лепестками. С его помощью могут быть исполнены только семь желаний.
регулятивные:
- определять алгоритм нахождения определения «счастью»,
личностные:
-устанавливать связь между изучаемым с интересами, уже существовавшими у школьников ранее,
5.
Реализа-
ция построен
ного проекта.
(8 мин)
- Сейчас мы ненадолго отправимся в сказку «Цветик-семицветик». Для того,чтобы дорога не казалась трудной, выполним упражнение для снятия общего утомления.
(Приложение 3).
- Настало время погрузиться в сказку и разгадать первое ключевое слово, вспомним, какие волшебные слово, говорила главная героиня мультфильма девочка Женя и произнесем их вместе. (Слайд 3). (Приложение 4).
Далее транслируется фрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик».
- Какое последнее желание загадала Женя?
- Стал ли мальчик счастлив после этого?
- Что для мальчика счастье? (Крепит на доску первый лепесток со словом «Здоровье»).
- Итак, счастье – это здоровье. Вы согласны?
- Обоснуйте свой ответ.
- А стала ли счастлива девочкам Женя, ведь она использовала свой последний лепесток?
- Почему?
- Какие слова будут на следующем лепестке. (Крепит лепесток со словами «Помощь. Добрые дела»).
- Следующее слово нам поможет отгадать двенадцатилетняя девочка Любица Ивич. От ее имени детская поэтесса Агния Барто написала стихотворение. Послушайте его. (Читает стихотворение). (Приложение 5).
- Что является счастьем для девочки?
- Согласны ли вы с девочкой, что счастье – это мама?
- Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры, факты.
- Да, действительно, первое слово, которое произносит ребенок – это слово «мама». Первое слово, которое вы читаете в «Азбуке» - «мама».
-С какими словами у вас ассоциируется слово «мама». Мама – хранительница семейного очага.
- Какие слова будут на следующем лепестке? (Крепит лепесток со словами «Мама. Семья»).
- В поисках следующего слова, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости традиций русского народа.
- Где сохранилась мудрость русского народа? (Слайд 5.)
(Приложение 6).
- Как вы понимаете смысл каждой пословицы?
- В чем видел счастье русский народ?
- А сейчас эти пословицы актуальны? (Крепит к цветку лепестки со словами «Труд», «Дружба», «Любовь»).
- Последний лепесток остался неразгаданным. Я открою вам секрет. Этот лепесток пустой.
- Как вы думаете. Почему?
- Правильно. Вот почему он пуст.
- Я предлагаю вам, для этого лепестка слово придумать самим.
- Вы помните притчу, с которой мы начинали наш урок?
- Последние слова в ней были следующие:
- Стань Мастером и сам изваяй счастье, тогда ты узнаешь, что это такое.
- Но я вам не дочитала притчу до конца. Послушайте ее окончание.
(Приложение 7). (Слайд 6).
Выполняют упражнения для снятия общего утомления.
Вместе, хором произносят слова из сказки.
(Приложение 4).
Просматривают отрывок из мультфильма.
ПО: Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик.
ПО: да.
ПО: Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.
ПО: да.
ПО: нет здоровья у тебя или твоих близких и ты желаешь только одного, чтобы все поскорее поправились.
ПО: да.
ПО: Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику.
ПО: помощь, добрые дела.
Слушают стихотворение в исполнении учителя.
ПО: мама.
ПО: да.
ПО: Мама самый главные человек на свете. она дала нам жизнь, она заботиться о нас, переживает, приходит на помощь в трудную минуту.
ПО: семья.
ПО: мама, семья.
ПО: в русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях.
ПО: да, так как без труда, невозможно построить свое счастье. Ты по-настоящему счастлив, если у тебя есть настоящий друг или любимый человек.
ПО: в труде, в дружбе, в любви.
ПО: да, так как без труда невозможно построить свое счастье. Ты по-настоящему счастлив, если у тебя есть настоящий друг или любимый человек.
ПО: у каждого человека свое представление о счастье.
ПО: да.
·
Слушают окончание притчи в исполнении учителя.
познавательные:
-обсуждать проблему,
коммуникативные:
-умение участвовать в учебном диалоге,
- строить монологические высказывания,
- работать с текстом: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи (что такое счастье),
-находить в тексте необходимую информацию,
-умение участвовать в учебном диалоге,
- строить монологические высказывания,
-критично относиться к своему мнению,
-слушать и понимать других,
-высказывать свою точку зрения,-
и уметь ее аргументировать с помощью фактов,
личностные:
-формировать идентичность личности – внутренняя позиция ученика, к своему статусу – роль сына или дочери (для меня счастье – это семья),
-формировать идентичность личности – внутренняя позиция ученика – роль друга,
коммуникативные:
-высказывать свою точку зрения,
- и уметь ее аргументировать с помощью фактов,
-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета,
-находить в тексте необходимую информацию
6.
Первичное закрепле
ние с проговариванием.
(5 мин)
Подготовка к написанию сочинения.
- Возьмите свои сердечки, попробуйте еще раз написать ответ на вопрос: «Что такое счастье?» Даже если, кто-то из вас в начале урока уже ответил на этот вопрос, и если у вас сейчас появилась какая-либо новая версия ответа, можете ее написать.
- Можете использовать не одно слово, а несколько. Эти слова станут ключевыми для написания вами сочинения-рассуждения на тему: «Что такое счастье?»
- Какой тип текста будем использовать в сочинении?
- Почему рассуждение?
- Что значит рассуждать?
- Давайте вспомним структуру текста рассуждения. Работать будете в парах. У вас на партах три слова. (Приложение 8).
- Знакомы ли они вам?
- Я рада вам объяснить, что обозначает слово «тезис» - основная мысль текста, с него вы начнете свое сочинение. «Аргументы» - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
- Расположите части текста-рассуждения в нужном порядке.
- Сверьте с образцом. (Слайд 7).
- Перед вами план (структура) текста-рассуждения.
- Каким будет тезис?
- С этого вопроса и начнете рассуждать. Далее следуйте инструкции на белой карточке. (Приложение 9).
- Так же у вас в конверте находятся желтые карточки. Чтобы ваши высказывания были более полными, красивыми, вы можете использовать в качестве аргументов «опорные» слова и слова-связки, которые есть у вас на желтой карточке. Эти слова помогут вам доказать главную мысль текста: «Что такое счастье?» (Приложение 10).
- Перед тем, как приступить к написанию мини-сочинения. давайте сделаем гимнастику для глаз. Наблюдайте за цветком на экране.
ПО: пишут на сердечках новую версию ответа на вопрос «Что такое счастье?»
ПО: рассуждение.
ПО: значит искать ответ на вопрос, объяснять, доказывать.
1. ПО: да.
2. ПО: нет.
Работают в парах, располагают слова в нужном порядке. затем сверяют с образцом на экране.
ПО: что такое счастье?
Просматривают инструкции.
Выполняют гимнастику для глаз.
личностные:
-устанавливали связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее,
-познавательные:
-конструирование модели текста-рассуждения,
коммуникативные:
-критично относиться к своему мнению,
-слушать и понимать других,
-высказывать свою точку зрения и уметь ее аргументировать с помощью фактов,
-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета,
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций,
-понимать точку зрения другого,
- уметь договариваться друг с другом,
регулятивные:
-контролировать свою деятельность,
-сверять результаты деятельности с эталоном (сверка структуры текста-рассуждения),
- самостоятельно оценивать результат выполненного задания,
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении,
-составлять алгоритм написания сочинения-рассуждения (структура сочинения-рассуждения)
7.
Самостоя-
тельная работа с самопроверкой по эталону.
( 5 мин)
- Откройте тетради. Запишите число. Вид работы: сочинение-рассуждение. Тему сочинения: «Что такое счастье?»
- Попробуйте теперь порассуждать о том, что такое счастье. В сочинении вы можете использовать не только опорные слова, но и ключевые слова, записанные на лепестках нашего цветка.
Написание сочинения.
- На работу 5 мин. (Включаю музыку).
Записывают вид работы и тему сочинения-рассуждения в тетради.
Пишут сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?»
познавательные:
-уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений (что, по их мнению, такое счастье),
-обсуждать проблемный вопрос и выбирать свое решение из предложенных вариантов,
-уметь обосновывать свой выбор (почему для меня счастье – это),
коммуникативные:
-составлять текст по плану (инструкция),
-выделять в нем смысловые части (тезис, аргумент, вывод),
-Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, используя выразительные средства языка,
-приводить убедительные доказательства.
8. Рефлексия. Итог урока.
( 3 мин)
- Есть ли желающие зачитать свое сочинение?
Итак, счастье имеет много разнообразных значений, одинаково важных для человека. Сейчас вы понимаете его так, но надеюсь, что со временем познаете новые его оттенки.
- У каждого из вас на парте лепесточки разных цветов: красные и зеленые. Создадим свой Цветок Счастья. Кому было легко ответить на вопрос «Что такое счастье?», возьмите лепесток зеленого цвета, кто испытывал затруднение – красного цвета.
- Украсьте наш Цветок Счастья.
- Жизнь интересна и многообразна, но в ней есть и трудности, преодолевая которые, вы тоже испытаете счастье.
- А свои сердечки, на которых вы ответили на вопрос: «Что такое счастье?» для вас, подарите маме.
ПО: да
Зачитывают сочинения.
Выбирают нужный цвет и крепят цветки на большой цветок на доске.
личностные:
-создать положительную установку, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом,
-уметь демонстрировать свою позицию
Приложение 1.
Притча – это малый поучительный рассказ. заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Приложение 2.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Учитель: Вели, чтобы мы оказались в сказке.
Приложение 3.
Легенда о счастье
В одной маленькой стране, в небольшом городишке, где все знают друг друга, и нет тайн, родился один мальчик, доказавший, что не место красит человека, а наоборот.
Когда мальчику исполнился один год, в доме его родителей собрались жители городка, чтобы поздравить мальчика с его первым юбилеем. Каждый подарил ему собственноручный рисунок с одним, единственным пожеланием. Все желали мальчику Счастья, и сопровождали свое пожелание собственным изображением Счастья. И все эти изображения отличались друг от друга, и их оказалось ровно столько, сколько в городе было жителей.
Мальчик рос и никогда не расставался со своей коллекцией представлений о Счастье. Он никак не мог понять, что же это такое «Счастье», почему все ему желали его, но изображали его по-разному.
Когда он подрос, уехал из родного города и посвятил все свое свободное время беседам с людьми. и задавал им всем, один и тот же вопрос:
- Что такое счастье?
Люди посмеивались, или становились грустными, описывая счастье, или его отсутствие, и так же, как в рисунках, у каждого человека было свое Счастье.
Мальчик стал юношей, потом мужчиной, и всю свою жизнь посвящал поискам Счастья.
И однажды он взмолился Богу:
- Господи! Я доволен всем, что имею, я ничего у тебя не прошу, но ответь мне, что же такое «Счастье»?
Бог ответил:
- Стань Мастером и сам изваяй Счастье, тогда ты узнаешь, что это такое.
Приложение 4.
1. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот. потянитесь вверх. как будто вы, опираясь на руки, выглядываете в окно. Всего – 10-15 сек. – стало жарко.
2. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок. направьте локти вперед. потяните голову к локтям. не сопротивляйтесь. растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 сек.
3. Разотрите хорошенько уши ладонями в начале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед-назад. при этом поцокайте языком – 10-15 сек.
Приложение 5.
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке.
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
стало шумно среди дня.
- Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.
Приложение 6.
Любовь и труд счастье дают.
Дружба и служба – вот счастье наше.
Приложение 7.
Он стал Мастером. он изваял Счастье и отправился сверять его с людьми, чтобы услышать. что они ему скажут. Но снова не наступало согласия. Сколько было людей, столько было мнений.
И он понял. нет рецепта или картины счастья для всех. Каждый Человек – Великий Мастер, способный создать свое хрустальное, золотое. или любое другое, чудесное счастье. сокрытое в Твоей Душе. Счастье – это зеркальное отражение твоей Души.
Приложение 8.
Структура текста-рассуждения
Тезис
Аргументы
Вывод
Приложение 9.
1. Что такое счастье?
2. а) Я считаю, что счастье – это, потому что (так как) .
б) - это настоящее счастье, так как (потому что) .
3. Вывод.
Приложение 10.
Слова-связки: потому что, так как, вот почему, поэтому.
Опорные слова: помогают, поддерживают, заботятся, значимость, радость, совет, общение, удовлетворение, успешность, добиться цели.
JђЗаголовок 215