Конспект урока русского языка на тему Как из слов составить предложение? (2 класс)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 23
имени Надежды Шабатько города Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Конспект урока русского языка
с применением информационно-коммуникационных технологий.
2 класс
Тема: «Как из слов составить предложение?»
(УМК «Школа России»)

учитель начальных классов
МОБУ ООШ № 23
им. Надежды Шабатько
Доценко Валентина Владимировна
Тема: Как из слов составить предложение?
Цели: 1) сформировать умения из слов составлять предложения и объяснять свои действия на основе графической модели;
2) актуализировать умения находить главное по смыслу слово в предложении;
3) воспитывать познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы.
Планируемые результаты:
Знать правило составления предложения из слов.
Уметь составлять из слов предложение.
Уметь находить главную мысль предложения.
Универсальные учебные действия:
Личностные – самоопределение, смыслообразование.
Познавательные – находить ответы на вопросы, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные – умение слушать других, работать в паре.
Регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по плану.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Ресурсы: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», учительский компьютер, видеопроектор, презентация.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Улыбки милых ваших глаз.
- Прочитайте девиз нашего урока: «Дружно работаем – больше узнаем». (слайд №1)
- Как понимаете?
- Постарайтесь дружно работать, друг друга слушать, быть внимательными и у вас всё получится.
Актуализация знаний.
– Откроем тетради, запишем число и классная работа.
Чистописание:
- Посмотрите на доску, написание каких букв мы сегодня повторим?
с е н о ь- Назовите гласные буквы.
- Назовите согласные буквы.
- Напишите данные буквы в тетрадь, чередуя 2 раза.
- Составьте из данных букв слово и назовите его.
- Какое слово получилось? (осень)
- Что вы представляете себе, когда слышите это слово?
3. Постановка учебной задачи.
- Сейчас вы будете работать в паре. Вспомним правила работы в паре.
- Какие предложения будем составлять, работая в парах?
- На столах у вас лежат 2 файла.
Сильный дождь улице на идет
Улетели птицы страна тёплый
- Из карточек 1 файла составьте предложение. (На улице идет сильный дождь.)
- Аналогичное задание выполните с карточками из второго файла. (не получатся)
- Вы выполнили моё задание?(нет)
- А почему? (не получается)
- В чем затруднение? (Не можем составить предложение из 1 файла)
- Значит, какой вопрос возникает? (Почему из слов 1 файла предложение не получилось, а из слов 2 файла получилось?)
- Чему вы должны научится на уроке? (составлять из слов предложения)
- Какой будет тема урока? (Как составить из слов предложение?)
- Сегодня на уроке вы узнаете «Как из слов составить предложение?». (слайд 2)
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
- Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, и слова в предложении связаны по смыслу.)
Улетели птицы страна тёплый (слайд №3)
- Чтобы научиться составлять из слов предложение, мы должны вывести эталон составления из слов предложение.
- Можем ли мы назвать слова из первой строчки предложением? (нет, потому что они не имеют законченную мысль и не связаны по смыслу)
- 1 шаг: объединить слова по смыслу. (слайд 3)
- Что ещё должно быть в предложении, чтобы оно звучало красиво? (Изменить форму слова)
- 2 шаг: Изменить форму слова.
- Что ещё можно сделать, чтобы получилось предложение? (добавить ещё слово)
- 3 шаг: Добавить нужное слово.
- Прочитаем весь эталон составления из слов предложение.
Эталон составления из слов предложение. (слайд 3)
Объединить слова по смыслу.
Изменить форму слова.
Добавить нужное слово.
- Каким же помощником, вы можете воспользоваться при составлении из слов предложение? (Новым эталоном)
- Что он нам позволяет? (правильно составлять из слов предложения)
- Попробуйте составить из данных слов предложение, пользуясь эталоном.
- Какое предложение у вас получилось? ( Птицы улетели в теплые страны.)(слайд №3)
- Запишем это предложение в тетрадь. ( 1 ученик записывает на доске)
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить на знания по новой теме.)
- Упр.26 с.27
- Выполните упражнение, пользуясь эталоном.
- Прочитайте задание. Прочитайте слова.
- Объясните, как составить предложение из данных слов.
Эталон составления из слов предложение. (слайд 4)
Объединить слова по смыслу.
Изменить форму слова. (Женя – Женю, Саша – Сашу, пригласить – пригласил - пригласила)
Добавить нужное слово: в.
- Составьте предложение. (Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль.)- Запишите предложение. (вызвать 1 ученика к доске)
2. Диск «Русский язык» Члены предложения, упражнения с гномами. (составить предложение)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Самостоятельная работа по карточкам, пользуясь эталоном.
1)лист, играет, с, ветерок, осенний, деревьев.
2) небу, плыли, осенние облака
Осенний ветерок играет с листьями деревьев.
По небу плыли осенние облака.
- Из данных групп слов составьте предложение и запишите их, пользуясь эталоном.
- Какое 1 предложение вы составили? (Осенний ветерок играет с листьями деревьев.)
- Запишите это предложение в тетрадь.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Посмотрите на слайд. Составьте предложения по данной картине. (Слайд 5)
Рефлексия деятельности (итог урока).
- Чему мы учились на уроке? (составлять из слов предложение)
- Что значит составить из слов предложение? (эталон)
- Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения из слов»?
- Кому еще трудно составить предложение?
Рефлексия: Букет настроения. (слайд 6)
- К осени в садах и огородах расцветает много разных цветов. И у нас на уроке тоже распустится «Букет настроения».
Оранжевый цветок – на уроке мне было всё понятно.
Желтый цветок – ещё немного ошибаюсь, нужно закреплять.
Синий цветок – нужна ещё помощь учителя.