Статья на тему Роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся


Роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет договоренности между учеными: инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. На мой взгляд, инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. В условиях модернизации образования происходят изменение школы.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности и этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Существуют различные методы организации проектной деятельности школьников, выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя.
«В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». (Е. С. Полат). Практическое применение метода проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Данный метод, направлен на развитие способностей ребёнка. Он позволяет проявить каждому ребёнку себя в творчестве. Как известно преимуществом этой технологии является:
энтузиазм в работе,
заинтересованность детей,
связь с реальной жизнью,
выявление лидирующих позиций ребят,
научная пытливость,
умение работать в группе,
самоконтроль, дисциплинированность.
Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
На уроках можно использовать следующие методы проектной деятельности:
Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в  Гарвардской школе бизнеса в 1908 году.
Кейс-технологии — это технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме, заданий по конкретной проблемной ситуации в ней и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.
Критерии кейса: 1) источник; 2) процесс отбора; 3) содержание; 4) проверка в классе; 5) процесс устаревания.
ПОПС — формула-метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию.
П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…
О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…
П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например,…С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…
«Атака мыслей» — решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга», применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов и т.д.
Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. Цель любого бинарного урока — создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Ценность проектной деятельности в том, что она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Таким образом, инновационные технологии в организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся играют важную роль:
развивают творческие способности и активность учащихся,
формируют проектное мировоззрение и мышление,
помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике.
формируют осознанную потребность в приобретении знаний и умений,
порождают стремление к самостоятельной деятельности,
формируют устойчивое внимание к предмету.
Список используемой литературы
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов./ Н.Ю.Пахомова//-3-е изд.,испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008.-112с.(Методическая библиотека)
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.