Тренинг на тему: Как сделать адаптацию молодого педагога успешным
ГБОУ ЛНР «Городской методический кабинет управления образования»
ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»
Форум молодого специалиста - 2017
Как сделать процесс адаптации молодого педагога успешным
Тренинги для молодых специалистов
Подготовила: учитель географии,
специалист I категории
ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»
Бородавка Оксана Викторовна
г.Ровеньки,
2017
Тренинг на тему " Как сделать процесс адаптации молодого специалиста успешным"
Цели тренинга: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.
Задачи:
Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.
Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.
Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.
Предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.
Материалы: памятка для молодых учителей , повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры.
Первый раз в первый класс... Сегодня используем это выражение не по традиционному назначению, а чуть интерпретируем. В роли первоклассника выступает молодой учитель, который только начинает делать свои первые шаги в школе, проводить первые уроки, впервые оценивать учебные достижения учеников.
Школьная кухня знакома молодому педагогу только со стороны школьника, которым недавно был он сам. Теперь ему надо учиться воспитывать других. Бесспорно, искусством преподавания можно полностью овладеть, только общаясь с детьми, ведь любая теория не может быть полной без практики. Настоящее становления учителя проходят именно в школе, а не в университете: только в классе, среди учеников человек поймет, призван он быть учителем, хочет ли быть им. Без любви к детям и желание учить их не будет хорошего педагога.
А какой по- Вашему, идеальный учитель мы сейчас узнаем, выполняя первое упражнение нашего занятия. Для этого нам нужно объединиться в 2 группы.
Упражнение «Портрет идеального учителя»
На ватмане при помощи маркеров, нарисуйте портрет идеального учителя, отобразив в нем стиль и атрибуты, передающие элементы его мастерства. Каждой группе необходимо перечислить не мене 10 характеристик идеального, по их мнению, учителя.
Группы представляют результаты своей работы (характеристики фиксируются на доске). Фронтальное обсуждение наиболее важных 10 качеств учителя.
Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей. И на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать, что многое зависит именно от вас и от вашего желания.
Упражнение «Мои профессиональные планы».
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
«Прошлое, настоящее и будущее».
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки. Вопросы, которые могут задаваться:
Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
Какая между ними связь?
Чем отличаются рисунки участников? и т.д.
«Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем».
Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.Вопросы для обсуждения:
От кого зависит возможность осуществления этих планов?
В какое время они должны произойти?
Что может помешать тебе осуществить свои планы?
Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т.д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.
Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.
Первым этапом адаптации молодого специалиста является знакомство с коллективом. Учитель идет в школу, которая должна стать не только местом его работы, но и вторым домом. Здесь он должен найти свой уголок среди уже установленных и закрепленных контактов. Отношения внутри учительского коллектива является тем фактором, который влияет на молодого сотрудника в первую очередь.
Как его воспримет коллектив? Позволит полностью интегрироваться? Признает своим, пусть и не сразу? Подобные вопросы волнуют каждого. Именно на этапе знакомства со средой появляются первые трудности, которые надо правильно преодолевать. Если коллектив встретил нового человека не с широкими улыбками и распростертыми объятиями, то это вовсе не означает, что ему не рады.
Ведь большая радость может свидетельствовать о неискренности. Коллеги еще не знают педагога, поэтому просто выжидают. Влиться в коллектив не так уж трудно, надо просто быть собой.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника.
В помещении расставляются препятствия. Одному из участников на глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с помощью инструкций.
После выполнения упражнения задаются вопросы:
– как себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?– какие были трудности в процессе выполнения задания?– какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?
Упражнение «Чемодан»
Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данной школе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.
Упражнение « Я сегодня, я завтра»
Для следующего задания вам понадобятся вот эти шаблоны. Они называются «Я сегодня, я завтра».
Впишите внутрь первого человечка качества, которыми вы уже обладаете, а во второй те, которые вы планируете развить в себе, совершенствуясь как учитель.
Заберите эти листы с собой, они своеобразная визуализация того, что обязательно произойдет. Годы спустя, вы обязательно посмотрите на них, улыбнетесь и скажите «Я идеальный учитель».
В заключении я покажу вам небольшой мультфильм, который демонстрирует возможность реализации любого начинания при должном желании, стремлении и усердии, в не зависимости от окружающей действительности.
Просмотр мультфильма «На пути к мечте»
Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь бесконечен; я желаю каждому из вас любить детей и школу, ведь без этого просто не справиться с поставленной задачей.
Всем спасибо за продуктивную работу, надеюсь, что это время вы провели с пользой для себя. До свидания.