Разработка занятия №14 внеурочной деятельности Школа развития речи для 2 класса по теме Текст. Тема текста. Заглавие.

14. «Школа развития речи»
Тема: Текст. Тема текста. Заглавие.
Тип: Изучение нового материала.
Цель: продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его.
Задачи:
способствовать усвоению понятий «текст», «тема текста», «заголовок текста»;
развивать умение определять тему текста и подбирать соответствующий заголовок к данному тексту; развивать память, внимание;
воспитывать интерес к русскому языку, литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: ориентироваться на листках с заданиями; понимать смысл задания и объяснять свой выбор; находить текст и знать его основные признаки; составлять текст из предложений.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу занятия; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; слушать вопросы учителя и отвечать на них; наблюдать, сравнивать и выделять главное.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового; проявлять уважительное отношение к русскому языку; проявлять уважительное отношение к товарищам; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на занятии.
Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение.
Ресурсы: распечатки из рабочей тетради «Школа развития речи – 2 класс, часть 1» Т.Н. Соколова (Курс «Речь». Юным умникам и умницам.)
Ход занятия:
Организация начала занятия.
Проверка готовности к занятию. Эмоциональный и психологический настрой на занятие.
- Я желаю вам сегодня на занятии получить множество положительных эмоций от работы. Тем более что вам предстоит работать в паре со своим другом. Я предлагаю вам построить модель успешного занятия. Я помогут нам в этом геометрические фигуры с буквами. Выстроим их по алфавиту и назовём качества на эту букву.
(А – аккуратность, В – взаимопомощь, С – старание, Т – творчество, терпение, У – успех).
- Что же у нас получилось? (здание, дом, замок, дворец).
-Давайте назовём это здание «Дворец успеха». Я желаю вам достичь успеха в вашей работе.
II. Актуализация знаний.
«Не спеши языком – торопись делом»
Объясни написание выделенных букв в омофонах:
а) Деревенский старожил сад колхозный сторожил.
(Старожил – человек, долго живущий в данном месте. Проверочное слово «старый». Сторожил – проверочное слово «сторож»).
б) Раз учительница в школе
Посоветовала Коле:
- Списывая, не спеши,
Букву к буковке спиши.
(Спеши – проверочное слово «спешка», спиши – проверочное слово «пишем»).
Слайд 1. - Определите, что это записано? (1 – это предложения, 2 – это текст).
Изучение нового материала.
«Каков мастер – такова и работа»
Ты уже знаешь, что такое ТЕКСТ. Давай вспомним признаки текста.
(задание на листочках)
- Предложения в тексте (связаны) по смыслу.
- Предложения в тексте рассказывают об (одном) и том же.
- Каждое предложение в тексте имеет своё (место).
- К тексту можно придумать (заглавие).
·
Прочитай предложения.
Вдруг большая туча затянула небо. Был тёплый летний день. Блеснула молния, загремел гром, полил сильный дождь. Дул лёгкий ветерок. С поля доносился запах цветов. Но скоро гроза прошла. Как хорошо после грозы! Светило солнце.
- Можно ли сказать, что это текст? Почему?
(Это не текст, так как предложения стоят не по порядку.)
Слайд 2. (работа в парах)
- Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст. Работайте в парах, не забывайте о правилах работы в паре.
- Какие качества вам будут необходимы при выполнении этого задания? (взаимопомощь, терпение, успех). Проверка.
- Запишите получившийся текст.
- Какие качества необходимы для выполнения этого задания? (Аккуратность, старание, успех).
3. Как ты думаешь, какое заглавие больше подходит к данному тексту: «Гроза», «Дождь», «Летний день», «После грозы»? Объясни свой выбор.
(Наиболее подходящее заглавие «Летний день», так как в тексте описывается летний день, а не только гроза.)
- Запиши заглавие.
- Что нужно сделать, чтобы правильно озаглавить текст? (Определить тему текста.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Определите тему текста и озаглавьте его.
(Осень.)
Льёт дождь, холодный точно лёд.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
И. Бунин
- На пустых строчках нужно записать тему текста. Вверху стихотворения – заголовок.
IV. Повторение ранее изученного материала.
«Играть играй, да дело знай»
«Отгадай словечко».
- Первый, последний, школьный, телефонный, звонкий (звонок).
- Воздушный, ёлочный, земной (шар).
- Морской, речной, сахарный, мелкий, крупный (песок).
- Белый, чёрный, ржаной, пшеничный, мягкий, чёрствый (хлеб).
- Сильный, холодный, тёплый, северный, резкий (ветер).
- Большое, зелёное, красное, сладкое, кислое, наливное (яблоко).
V. Итог занятия.
- Чему учились сегодня на занятии? (Определять тему текста и подбирать заголовок к тексту.)
- Помогли ли нам качества с нашего «Дворца успеха»? ( Да, без старания, терпения, творчества, аккуратности, взаимопомощи и успеха нельзя ничего достичь.)
VI. Рефлексия.
- Кому все задания показались лёгкими, кто с ними справился быстро без особых усилий, выберите смайлик «Солнышко».
- У кого некоторые задания вызвали затруднения, но, приложив усилия, всё же удалось справиться, выберите смайлик «Солнышко в тучках».
- Кому было очень сложно, всё время требовалась помощь, выберите смайлик «Тучка с дождиком».
Посмотрите, какая погода над нашим «Дворцом успеха». Что вы можете об этом сказать? (Для успешного завершения начатого дела необходимо хорошее настроение.)
- Цель нашего занятия достигнута? (Да.)




15