Игра по русскому языку «Лингвистическая олимпиада» 6-7 класс
Игра по русскому языку «Лингвистическая олимпиада» 6-7 класс
Цель:
Стимулировать интеллектуальный рост личности, способствовать повышению культурного уровня школьников.
Развивать творческое воображение, логическое мышление учащихся.
Воспитывать любовь к русскому языку.
В игре участвуют две команды.
Ведущий: дорогие ребята, пусть вас не удивляет такое странное название нашей встречи. Всё очень просто: все соревнования сегодня будут связаны с лингвистикой – наукой о языке, а проводиться они будут по спортивной программе.
Марафон.
Игрокам предстоит пройти длинную и трудную дистанцию. Ведущий задаёт вопросы игрокам, они должны ответить на них быстрее соперников.
Что получится, если написать тридцать «я»? (Зоя)
Как называется раздел науки о языке, где изучаются звуки? (фонетика)
Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (многоточие, тире, кавычки)
Как называются люди, живущие в Томске? (томичи)
Как называются люди, живущие в Туле? (туляки)
Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я, мы)
Какой частью речи может быть слово ПИЛА? (существительным и глаголом)
Как можно склонять голову, не опуская её вниз? (по падежам)
Кто говорит на всех языках? (эхо)
Чем кончается всё? (буквой Ё)
В каком слове половина буквы? (полка)
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (буква Ц)
В русском языке всего два слова, оканчивающиеся на ЗО. Назови их. (пузо, железо)
Назовите русское женское имя, не заканчивающееся ни на А, ни на Я (Любовь)
Чем похожи слова КАЗАК и ШАЛАШ? (читаются одинаково как справа налево, так и наоборот)
Может ли аист назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
За чем язык во рту? (за зубами)
Какой иглой нельзя шить? (от кактуса, ежа, от ёлки)
Когда мальчика называют женским именем? (когда он соня)
Какой город летает? (Орёл)
Тяжёлая атлетика.
Ведущий показывает карточки, на которых написаны пары слов, и озвучивает, какое понятие надо сложить из букв, в них входящих. Например: ров + гроза = вид беседы (разговор).
Том + вата = оружие (автомат)
Рыба + соки = фрукты (абрикосы)
Липа + нота = животное (антилопа)
Ров + поза = вид транспорта (паровоз)
Вода + ринг = фрукты (виноград)
Лик + пена = птица (пеликан)
Тройной прыжок.
Ведущий произносит три определения. Надо быстрее соперников назвать существительное, которому они все подходят.
Жёсткая, густая, собачья (шерсть)
Хорошая, плохая, приятная (новость)
Добрый, рослый, снежный (человек)
Белый, спящий, гималайский (медведь)
Хрупкое, бутылочное, тонированное (стекло)
Овощное, картофельное, яблочное (пюре)
Метание копья.
Ведущий: если в спорте соревнуются в том, кто дальше метнёт копьё, то в лингвистической спартакиаде – кто дольше будет продолжать давать синонимы к словам, которые называет ведущий.
Глупый (бестолковый, недалёкий, тупой, безмозглый, тупоголовый)
Смешной (забавный, комичный, потешный, уморительный, весёлый, остроумный)
Привлекательный (обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный, желанный)
Бег на короткую дистанцию.
Ведущий называет одну строчку, ребятам надо сказать ей в рифму вторую.
Пили дети молоко
Ребятня залезла в сад
Заглянула к мышке кошка
Загрустил на кухне Ваня
Я споткнулся на дорожке
Прибежали семь солдат
Бег с препятствиями.
Ведущий показывает игрокам карточки со словами. Надо переставить в них буквы так, чтобы получилось новое слово.
Баня – баян
Брак – краб
Кума – мука
Куст – стук
Марш – шрам
Банка – кабан
Скала – ласка
Кукла – кулак
Бильярд.
Игрокам показываются карточки с буквами: Е, З, С. А, Ч, В, Т, Д, М, Ф, Р, Н, Л. Необходимо из этих букв составить как можно больше пятибуквенных слов. Победит та команда, которая забьёт больше «шаров в лузы» - то есть назовёт большее количество слов из пяти букв.
Волейбол.
Каждая команда получает набор букв, составляющих слово ИГРУШКА. Ведущий даёт определение какому – то понятию, ребята должны сообразить, о чём идет речь, и составить из букв ответ.
Детская забава (игра)
Садовое дерево (груша)
Часть тела человека ( рука)
Плоская геометрическая фигура (круг)
Объёмная геометрическая фигура (шар)
Двоеборье.
Ведущий по очереди обращается к игрокам, называя им какое – то слово. К нему надо подобрать синоним и антоним.
Тьма – мрак – свет
Работа – труд – отдых
Спокойный – тихий – буйный
Влажный – мокрый – сухой
Весёлый – радостный – грустный
Смех – хохот – плач
Фехтование.
Запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания. Чем меньше «уколов» - ошибок, тем лучше.
На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Апполоновича.
Подведение итогов, награждение победителей.
15