«Водоемы города Челябинска». Урок географии 6 класс СКО VIII вид

УРОК ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС
ТЕМА: «Водоемы города Челябинска»
Цель: сформировать представления о водоемах, находящихся в черте города Челябинска.
ЗАДАЧИ:
Познакомить с водоемами нашего города.
Развивать мыслительные процессы, устную связную речь во время работы с текстом учебника, составления связных рассказов, осмысленное восприятие и ориентировку в пространстве при работе с картой, внимание, память на протяжении всего урока.
Воспитывать навыки самоконтроля и взаимопомощи, положительную мотивацию к изучению предмета.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийное оборудование, компьютер, интерактивная доска, карта Челябинской области, ЦОР, слова-опоры для составления связных высказываний.
ХОД УРОКА
Этап
Материал урока
Наглядность
Кадр ЦОР

I
Орг. момент

1

II
Введение в тему
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наш край.
- А чем богат наш край?
- А еще наш край богат водоемами. В пределах территории нашей области насчитывается 360 рек и 3170 озер. Голубые озера и реки Южного Урала славятся не только качеством воды, но и прекрасными лесами и скалистыми горами по их берегам, создающими совершенно уникальную, неповторимую красоту.
- Сегодня мы поговорим о двух водоемах, находящихся в пределах города Челябинска.
- Тема нашего урока: «Водоемы города Челябинска»




2



3

III
Основная часть урока
- Сегодня мы с вами будем работать не по основному нашему учебнику, а по странице экспериментального учебника по географии нашего края. Работаем очень активно, составляем связные высказывания, отвечаем полными ответами.
1) РЕКА МИАСС
- Какая река протекает по территории нашего города?
- Река Миасс основная и наиболее протяженная водная артерия Челябинской области. Миасс - в переводе с башкирского «На, пей». Река берёт начало в Республике Башкортостан, пересекает Челябинскую область и впадает в р. Исеть. Общая длина реки 658 км, в пределах Челябинской области протяженность реки 384 км. Глубина реки на плесах достигает 3 метров.
- Прочитайте о реке Миасс в учебнике.
- Где берет свое начало река Миасс?
- Значит, её исток находится где? Исток – в Уральских горах.
- Какое течение реки? (Сначала – быстрое, в пределах Челябинска – тихое, медленное)
- Куда впадает Миасс? Впадает в реку Исеть.
- Как используются её воды? (Для хозяйственных нужд человека, источник питьевой воды, пополнение Шершневского водохранилища).
-К сожалению воды реки Миасс сильно загрязнены. Её загрязняют промышленные предприятия и сточные воды улиц. А ведь это наш основной источник питьевой воды.
В связи с этим весной 2008 года по поручению губернатора Челябинской области П.И. Сумина была разработана программа по очистке реки Миасс, которая так и называется "Чистый Миасс". Посмотрите, как красивы берега нашей реки.






4
Карта





5

IV
Работа с тетрадью
- Чтобы закрепить полученные знания, мы с вами выполним задание из рабочей тетради. Задание № 3.
Название реки Миасс
Исток реки находится на Уральских горах
Течение реки в городе спокойное
Река впадает в реку Исеть
Воды реки используются для хозяйственных нужд человека, река – источник питьевой воды.
ИТАК, о какой реке мы сегодня говорили? Что нового вы о ней узнали?
Групповая работа работа


2) Озеро Смолино
- Какое озеро расположено в нашем районе?
- Какое оно по размерам?
- Озеро Смолино - естественный слабосолёный водоём.
Оно расположенный на территории Ленинского и Советского районов. Является памятником природы. Наибольшая глубина около 7 метров. В прибрежной части дно твердое, песчаное. Берега невысокие и ровные. Смолино – место отдыха жителей нашего района и города. На его берегах построены пляжи, гостиницы, базы отдыха, коллективные сады. В озере водятся окунь, карась, чебак. Поэтому любители рыбной ловли могут насладиться ею и летом, и зимою. На берегу Смолино в 1925 году обнаружена стоянка древнего человека.
В прошлом соленая вода озера и ил использовались для лечения различных заболеваний.
Если многие озера Челябинской области мелеют, т.е. воды в них становиться меньше, то озеро Смолино наоборот пополняется водой. Происходит это из-за сброса сточных вод. Уровень воды поднялся на 3,5 метра а минерализация уменьшилась в 5 раз. К чему это приводит? Загрязняется вода в озере, зарастают берега, подтапливаются жилые дома. Сегодня в городе проводятся мероприятия по очистке озера от загрязнения.

- О каком озере мы сейчас говорили?
- Где расположено озеро?
- Какой это водоем?
- Чем является это озеро? Почему?
- Какое это озеро по размерам?
- Какова наибольшая глубина?
- Как люди используют этот водоем?
- Какие изменения происходят с озером? К чему они приводят?

6


7

8









9


Работа с текстом.
А сейчас мы с вами составим рассказ об озере Смолино. Но работа нам предстоит необычная. На экране появятся предложения. Нам необходимо выбрать только те, которые подходят по нашей теме. И из них составим рассказ. Будьте внимательны, пользуйтесь подсказками на доске, вспоминайте то, что я вам рассказывала.

Озеро Смолино
Это пресный водоем. Это слабосоленое озеро. Расположено на территории Ленинского и Советского районов города Челябинска. Это озеро расположено в предгорьях Южного Урала, недалеко от города Миасса. Оно является памятником природы. Глубина озера 38 метров. Наибольшая глубина около 7 метров. Берега озера невысокие и ровные. Берега водоема обрывистые, скалистые. Добраться до этого водоема нелегко, поэтому на его берегах нет отдыхающих. Это место отдыха жителей города. Озеро окружают жилые дома, коллективные сады, профилактории, базы отдыха, гостиницы.

- ИТАК, о каком водоеме мы говорили?
- Что интересного вы о нем узнали?
10

IV
Подведем ИТОГ урока.
-О чем мы говорили на уроке?
- Где расположены эти водоемы?
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Закончить начатое задание в рабочей тетради.
Записать название других водоемов нашей области.



15