Рабочая программа по географии 7 класс VIII вид
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии для учащихся 7 класса разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., Автор программы: Т.М.Лифанова, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2013/2014 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, ( 2 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник: «География» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва
«Просвещение», 2007г
Пояснительная записка
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия».
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии России.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края.
Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Подбор материала в 9 классе («География России») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение.
В 7 классе при изучении природных зон России учитель может больше времени уделить той природной зоне, в которой расположена школа. Более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть.
В данной программе тема «География своей местности» (9 класс, IV четверть) венчает весь географический цикл.
На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республики. Здесь необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах.
В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока:
1. Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство).
2. Характеристика географических регионов России.
Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1 блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных территорий.
Требуют внимания вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик.
При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел.
Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне; космических полетов, изучению явлений природы на Земле и из космоса, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание выделить его в этой программе в самостоятельный раздел «Элементарная астрономия».
Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
7 класс (68 часов)
Резервное время (2 часа),
в том числе 1 контрольная работа
Повторение начального курса физической географии.
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (10 часов)
(в том числе 2 часа регионального компонента)
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр Хабаровск).
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.
Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,
Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.
Промышленность основа хозяйства, ее отрасли,
Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
Региональный компонент. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые Иркутской области. Пути рационального использования.
Природные зоны России (46 часов)
(в том числе 8 часов регионального компонента)
Введение (1 час).
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (4 часов)
Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры (7 часов)
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона (15 часов)
Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.
Обобщающий урок по лесной зоне. Степи (7 часов)
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения Зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни (5 часов)
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.
Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Субтропики (2 часа)
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах (5 часов)
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)
Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.
Региональный компонент (8 час). Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Байкал – жемчужина Сибири. Особенности природы. Растительный мир. Животные. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Город Иркутск. Экологические проблемы. Охрана природы Сибири.
Практическая часть (7 часов)
Региональный компонент (7 час). Подведение итогов наблюдений за изменениями в природе.
Резервное время (3 часа),
в том числе 1 контрольная работа
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
правила поведения в природе;
расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон "России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольная работа по географии
7 класс конец года
1. Напиши последовательность природных зон, двигаясь с севера на юг: - зона степей
- зона арктических пустынь
- зона лесов
- зона пустынь
- зона тундры
- зона субтропиков
2. Распределите растения по природным зонам в таблице:
перекати-поле, мхи, лишайники, сосна, пальма, береза, верблюжья колючка, ковыль, карликовая ива, полынь, голубика, солянка, кипарис, клен, саксаул, пихта, эвкалипт.
Арктич. пустыни
тундра
леса
степи
пустыни
субтропики
3. Распределите животных по природным зонам в таблице:
черепаха, бурый медведь, песец, верблюд, антилопа-сайгак, белый медведь, полярная куропатка, северный олень, лиса, кобра, хомяк, рысь, тюлень, тигр, куница, суслик, скорпион.
Арктич. пустыни
тундра
леса
степи
Пустыни
4. Обозначь условными знаками погоду сегодняшнего дня.
5. Как называется полуостров, на котором мы живем?
6. Какие горы России ты знаешь?
7. Выбери правильное определение:
чум 1. переносное жилище народов Севера
2. постоянное жилище народов Азии
3. название жилища народов Кавказа
бахча 1. отрасль сельского хозяйства
2. поле, на котором выращивают арбузы и дыни
3. песчаные холмы
Тематическое планирование по географии 7 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата
Корректировка
Форма организации
учебных занятий
Виды контроля
1
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
10
3.09 – 6.10
Урок: сообщение новых знаний, комбинированный, проверка знаний
Тестирование, устный опрос, самостоятельная работа, зачет, практическая работа, контрольная работа, работа с контурными картами.
2
Природные зоны России
58
8.10 – 13.10
Урок: сообщение новых знаний, комбинированный.
2.1
Зона арктических пустынь
4
15.10 - 27.10
Урок сообщения новых знаний. Урок формирования и закрепления знаний и умений.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Контрольно- проверочный урок, комбинированный.
2.2
Зона тундры
7
29.10 – 28.11
2.3
Лесная зона
15
29.10 – 2.02
2.4
Степи
7
4.02 – 27.02
2.5
Полупустыни и пустыни
7
28.02 – 23.03
2.6
Субтропики
2
1.04 – 6.04
2.7
Высотная поясность в горах
5
8.04 – 4.04
2.8
Региональный компонент
9
25.04 – 28.05
Итого: 68 часов
Календарно – тематическое планирование по географии 7 класс
№
Тема урока
Тип урока
Форма урока
Информационное обеспечение, средства обучения
Дата
Д/З
I четверть 9 недель 18 часов
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) 10 часов
Введение. Географическое положение России на карте мира.
сообщение новых знаний
Практическая работа 1 Нахождение на карте сухопутных и морских границ, географического положения карты.
Физическая карта мира, физическая карта России
с. 3-4
Европейская и Азиатская часть России. Административное деление России
сообщение новых знаний
Заочное путешествие по карте. /презентация/ Нахождение федеральных округов
физическая карта России
с. 6-10
Разнообразие рельефа
комбинированный
Практическая работа 2Нахождение на карте островов, полуостровов.
Схема освещённости Земли, физическая карта России
с. 11-14
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.
комбинированный
Практическая работа 3Заполнение таблицы «Полезные ископаемые», нахождение основных месторождений полезных ископаемых
физическая карта России, условные знаки полезных ископаемых.
с. 14-17
Климат России
комбинированный
Практическая работа 4 Заполнение таблицы «Животные разных поясов освещённости»
физическая карта России, схема «Пояса освещённости»
с. 17-19
Водные ресурсы России, их использование.
комбинированный
Самостоятельная работа
физическая карта России, задания для самостоятельной работы
с. 19-22
Население России. Народы России.
сообщение новых знаний
Практическая работа5Нахождение на карте народов России, заполнение таблицы «Народы России»
Политическая карты России, медиафайлы
«Народы России»
с. 23-25
Промышленность основа хозяйства России, ее отрасли.
комбинированный
Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
Иллюстр.отраслей промышленности
с. 25-27
Особенности развития сельского хозяйства и транспорта.
комбинированный
Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
Медиафайлы «Транспорт России»
с. 27-30
Обобщение по теме: «Особенности природы и хозяйства России»
проверка знаний
тестирование
с. 3-33
Природные зоны России часов
Размещение природных зон на территории России
сообщение новых знаний
Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
Карта природных зон России
с. 33-35
Карта природных зон России
с. 35-37
Зона арктических пустынь 4 часа
Положение на карте
комбинированный
Рассказ с демонстрацией медиафайлов .
карта природных зон России, медиафайлы «Арктика»
с. 37-40
Климат. Растительный и животный мир.
комбинированный
Практическая работа 6Заполнение таблицы «Климат Арктики».
карта природных зон России, индивидуальные карточки опроса, иллюстр. растений и животных Арктики
с. 40-44
Население и его основные занятия. Северный морской путь
Сообщение новых знаний
Практическая работа7 Нахождение на карте главных портов Северного морского пути
карта природных зон России, стрелки для обозначения Северного пути на карте, медиафайлы «Народы Севера»
с. 45-47
Обобщение по теме: «Зона арктических пустынь»
проверка знаний
тестирование
с. 37-49
Зона тундры 7 часов
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
комбинированный
Практическая работа8Заполнение таблицы «Полезные ископаемые тундры».
карта природных зон России, условные знаки полезных ископаемых, карточки-описания островов России
с. 49-51
Климат. Водоемы тундры.
комбинированный
Практическая работа9 Нахождение на карте рек и озёр тундры.
карта природных зон России
с. 51-53
Итого заI четверть 18 часов
II четверть 7 недель 14 часов
Растительный мир.
комбинированный
Рассказ с демонстрацией медиафайлов .
Карта природных зон России, медиафайлы «Растения тундры»
с. 53-56
Животные тундры.
комбинированный
Рассказ с демонстрацией медиафайлов .
карта природных зон России
с. 56-58
Хозяйство. Население и его основные занятия.
комбинированный
Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
карта природных зон России, дидактические задания
с. 58-61
Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.
комбинированный
Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.
Медиафайлы «Города северо-европейской части России»
с. 61-65
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
комбинированный
Беседа с практическими заданиями.
карта природных зон России, экологические ситуации
с. 65-67
Лесная зона 15 часов
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
комбинированный
Практическая работа10Заполнение таблицы «Полезные ископаемые тундры».
карта природных зон России, условные знаки полезных ископаемых, карточки-описания островов России
с. 67-70
Климат.
комбинированный
Практическая работа 11Нахождение на карте рек и озёр тундры.
карта природных зон России
с. 70-72
Реки, озера, каналы.
комбинированный
Практическая работа 12Нахождение на карте рек и озёр лесной зоны.
Физ.карта России, контурные карты лесной зоны России
с. 72-75
Растительный мир. Хвойные леса.
комбинированный
Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
карта природных зон России, рисунки и рассказы уч-ся
с. 75-78
Смешанные и лиственные леса.
комбинированный
Практическая работа 13Заполнение таблицы «Растения смешанных лесов»
карта природных зон России, медиафайлы «Растения леса», рисунки
с. 78-81
Животный мир лесной зоны.
комбинированный
Практическая работа 14. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
карта природных зон России, иллюстр. животных леса
с. 81-85
Пушные звери.
комбинированный
Практическая работа15Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных.
карта природных зон России,иллюстр. пушных зверей
с. 85-88
Значение леса
Закрепление знаний
Беседа с практическими заданиями на интерактивной доске.
Интерактивные задания, изделия из древесины, экологические ситуации.
с. 88-90
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Сообщение новых знаний
Рассказ с демонстрацией медиафайлов .
Медиафайлы «География»
с. 90-93
Итого заII четверть 14 часов
III четверть 10 недель 20 часов
Города Центральной России.
комбинированный
Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.
Названия городов,карточки описания для дидактической игры.
с. 93-96
Особенности развития хозяйства и города Северо-Западной России.
Сообщение новых знаний
Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
Медиафайлы «Города Санкт-Петербург,Калининград,Мурманск»
с. 96-100
Западная Сибирь.
комбинированный
Рассказ с демонстрацией медиафайлов .
Физическая карта России,названия географических объектов, дидактические задания
с. 101-103
Восточная Сибирь.
комбинированный
Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
Физическая карта России,названия географических объектов, дидактические задания
с. 103-106
Дальний Восток.
комбинированный
Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.
Физическая карта России, дидактические задания
с. 106-109
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщение знаний
Беседа с практическими заданиями.
Экологические ситуации,плакаты и рисунки детей по охране леса.
с. 109-113
Степи 7 часов
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые, реки.
Сообщение новых знаний
Практическая работа 16
Нанесение на контурные карты изученных объектов
карта природных зон России, контурные карты
с. 113-116
Растения зоны степей.
комбинированный
Практическая работа 17
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
карта природных зон России, медиафайлы «Растения степей»
с. 116-118
Животный мир степей.
комбинированный
Практическая работа 18. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
карта природных зон России, медиафайлы «Животные степей»
с. 118-119
Хозяйство. Население и его основные занятия.
комбинированный
Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.
Иллюстр. народов, живущих в степи
с. 119-121
Города степной зоны.
Применения знаний
Самостоятельная работа
Задания для самостоятельной работы
с. 121-126
Охрана природы зоны степей.
Обобщения знаний
Устный журнал
карта природных зон России, знаки охраны
с. 126-129
Обобщение по теме: «Степи»
проверка знаний
тестирование
с. 129-131
Полупустыни и пустыни 7 часов
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
комбинированный
Практическая работа 19Заполнение таблицы «Полезные ископаемые тундры».
карта природных зон России, условные знаки полезных ископаемых, карточки-описания островов России
с. 131-133
Климат. Реки
комбинированный
Практическая работа 20Нахождение на карте рек и озёр тундры.
карта природных зон России
с. 133-135
Растительный мир
комбинированный
Практическая работа 21
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Медиафайлы «География»
с. 135-138
Животный мир
комбинированный
Практическая работа 22
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Иллюстр. животных,
карточки описания для дидактической игры, рисунки детей.
с. 138-140
Хозяйство, население и его основные занятия
комбинированный
Беседа с практическими заданиями.
Медиафайлы «Население пустынь и полупустынь»
с. 140-142
Города зоны полупустынь и пустынь
комбинированный
Беседа с практическими заданиями.
иллюстрации по теме
с. 142-144
Контрольная работа за III четверть
проверка знаний
тесты
Итого заIII четверть 20 часов
IV четверть 8 недель 16 часов
Субтропики 2 часа
Субтропики
Положение на карте.
Сообщение новых знаний
Практическая работа 23
Нанесение на контурные карты изученных объектов
Физическая карта России, карта природных зон России, названия географических объектов, дидактические задания
с. 144-148
Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты.
Применения знаний
Практическая работа 24
Нанесение на контурные карты изученных объектов
карта природных зон России, опорные схемы, иллюстр. «Города -курорты»
с. 148-151
Высотная поясность в горах 5 часов
Положение на карте Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Сообщение новых знаний
Практическая работа 25
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
карта природных зон России, контурные карты, схема «Высотная поясность в горах»
с. 151-156
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный.
Применения знаний
Практическая работа 26
Нанесение на контурные карты изученных объектов
карта природных зон России,медиафайлы «Северный Кавказ»
с. 156-159
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала .
Применения знаний
Практическая работа 27
Нанесение на контурные карты изученных объектов
карта природных зон России,медиафайлы «Уральские горы»
с. 159-163
Алтайские горы. Население. Хозяйство. Города.
Применения знаний
Практическая работа. 28Нанесение на контурные карты изученных объектов
Физическая карта России, дидактические задания
с. 163-166
Горы Восточной Сибири, Хозяйство. Население. Города.
Нанесение на контурные карты изученных объектов
Физическая карта России, дидактические задания
с. 166-171
Региональный компонент 9 час
Иркутская область. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.
комбинированный
Беседа с практическими заданиями.
карта природных зон России, контурные карты,
задание в тетради
Климат Особенности природы.
комбинированный
Растительный мир.
комбинированный
Практическая работа 29
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Животные.
комбинированный
Хозяйство. Население и его основные занятия.
комбинированный
задание в тетради
Байкал – жемчужина Сибири.
сообщение новых знаний
презентация «Байкал – жемчужина Сибири»
Город Иркутск.
урок - путешествие
Охрана природы Сибири.
Обобщения знаний
Устный журнал
карта природных зон России, знаки охраны
Обобщение по теме «Иркутская область»
проверка знаний
тестирование
индивидуальные тесты
Итого за IV четверть 16 часов
Итого за год 68 часов
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915
15