Правовое воспитание в начальной школе
"Правовое воспитание в начальных классах"
Автор: Максимова Маргарита Вячеславовна
Учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода
Актуальность проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста
Правовое воспитание - необходимый элемент общего воспитания человека. Живя в социуме, которое представляет собой государственную структуру, и которая живёт по своим правилам и законам, обучающимся просто необходимо иметь багаж правовых знаний, чтобы в этом обществе плодотворно жить. Мы, взрослые, хотим, чтобы наши школьники выросли грамотными в правовом отношении, образованными и воспитанными людьми. В современном обществе часто встречаются эгоистичные, подчас чёрствые дети, поэтому с ними необходимо разговаривать, учить их анализировать не только чужие, но и свои поступки, учить делать выводы, прогнозировать свое поведение, особенно в общественных местах (а школа – это общественное место). Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.
Цель данной работы – показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе гимназии по формированию правового сознания младших школьников. Задачи: обосновать задачи правового воспитания; показать эффективные формы правового воспитания младших школьников.
Педагогические основы правового воспитания в образовательном учреждении . Наша гимназия работает по программе правового воспитания «Истоки», разработанной в соответствии с требованиями концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:
участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;
расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.
Основными задачами программы являются:
Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.
Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.
Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Содействие социализации учащихся.
Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.
Принципы организации работы на занятиях и вне занятий с детьми
контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
систематичность и последовательность
коллективный анализ и оценка
личный пример
открытый диалог
открытый диалог
свобода выбора
стимулирование
сотрудничество
увлечение
доверие
Основные направления работы по правовому воспитанию
I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов
Закона РФ «Об образовании»,
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Конвенции ООН «О правах ребенка»,
Семейного кодекса РФ.
Включение в планы работ комплекса мероприятий по вопросам противодействия экстремизму и ксенофобии в подростково-юношеской среде, формированию у обучающихся культуры гражданской солидарности.
II. Работа с обучающимися. Включает в себя:
Индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
Классные часы о нравственном воспитании,
Классные часы правовой направленности,
Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги, деловые игры
Олимпиады по праву,
Дебаты,
ток-шоу «Права человека»,
правовые лектории,
экскурсии на правовую тематику,
творческие конкурсы.
Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).
III. Организация взаимодействия классного руководителя с социальным педагогом, педсоветом. Встречи с работниками МВД.
IV. Наглядная агитация. Включает в себя
1. Выставки тематической литературы:
«Права человека и права ребенка»,
«Предупреждение вредных привычек».
2. Оформление тематических стендов:
«Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
«Телефон доверия»
«Школа – территория толерантности»
3. Конкурсы плакатов:
«Я не курю – и мне это нравится!»
«Вредным привычкам – НЕТ!»
4. Активизация работы ученического интернет-портала.
V. Работа с родителями.
Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам
Проведение анкет-опросов среди родителей.
Открытые показы образовательного процесса
Проведение совместных мероприятий
Индивидуальное консультирование специалистов.
VI. Расширение сотрудничества центров гражданско-правовой информации на базе муниципальных информационных библиотечных центров
Примерное программное содержание по правовому воспитанию
Классы
Содержательные линии
1
Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья. Толерантность.
2
Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья – мое богатство. Семейное древо.
3
Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Патриотизм. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты.
4
Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.
Система мониторинга качества включает в себя:
педагогическое наблюдение;
использование методов специальной диагностики;
тестирование;
микроисследования.
Ожидаемые результаты целенаправленного правового воспитания:
должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Критерии отслеживания результатов программы
отношения детей в коллективе;
самооценка школьника;
мотивация поступков;
адаптация к школе;
психологическая зрелость;
притязания;
тревожность;
творческая активность;
агрессивность;
общение;
взаимодействие.
Реализация программы:
Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».
Работа по проекту правового воспитания показала высокий интерес детей и родителей к данной теме.
Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что большинство детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.
Список ресурсов
http://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm
Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 - С. 144.
Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.
Формы работы с детьми
система классных часов
работа по индивидуальным творческим проектам
Познавательно - досуговые программы
внеклассные мероприятия
коллективно творческие дела
конкурсы, турниры, выставки
спортивные соревнования
беседы
круглые столы
интерактивные занятия
экскурсии
Направления деятельности по правовому воспитанию
Моя семья
Мое общество
Мое отечество
Ребенок
Мои права
15