Конспект по ИЗО на тему Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. (4 класс)


Тема: Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.
Цель: сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность); понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке ; вступают в речевое общение , пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
Звучит народная музыка.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Алексеевна, сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.
-Возьмите соседа по парте за руку, подарите ему свою улыбку и пожелайте хорошей работы.
-Ребята, вы поприветствовали друг друга под очень красивую необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. ( Деревня)(слайд 1)

-А как вы думаете, от чего произошло это слово?
-Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.
II. Постановка темы урока
-Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.
-Богата лесами наша земля,
И лес в ней и строен, и ровен.
Когда-то и стены, и башни Кремля,
И те собирали из бревен.
-Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.
-А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (слайд 2.)
III. Объяснение нового материала
-Какой смысл в древности вкладывали в это слово? ( Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)
-Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.
-У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень ровно я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Что за дерево догадались? (Сосна)
-Сосна была основным материалом для строительства.
-А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)
-Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.
-Из бревен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор.
Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
-Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор) (слайд 4)
-А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)
-А гвозди у плотников в старину были? (Нет). (Слайд 5-6)
-А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)(слайд 6)
-Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб.
-Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой.
-Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху)
-Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (слайд 7)
Причелина- висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши.
Наличники-декоративное оформление оконного или дверного проема в виде накладных фигурных планок. Выполненные из дерева и обильно украшенные ресьбой.
Венец-один ряд сруба.
Конь-охлупень-деталь кровли в традиционном русском жилище.
Полотенце - короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная сквозной резьбой.
-Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (слайд 8)
-Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску) (слайд 9-12)
Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой. Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов.Избы в деревнях раньше никогда не красили, ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.(слайд 13-14)
-Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь) (слайд 15-17)
-Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)
Физминутка.
IV Самостоятельная работа учащихся
-Кто может сказать, чем мы будем заниматься на уроке?
-Приступим к работе по плану:
1.Обдумайте,какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.
2.Выполните разметку листа, расположите на нем придуманный образ.
3.Украсте избу.
4.Доработайте рисунок красками.(слайд 18)V .Подведение итогов. Анализ работ
Демонстрация выполненных работ детей.- Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас.
-Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного? Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?Ведь и не могло быть иначе.Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.
VI.Рефлексия.
-Что нового узнали вы на уроке?
-Рассмотрите выполненные вами рисунки и назовите, в каких работах удалось передать образ русской избы.
-Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы!
Учитель:______________________________________________________________________
Методист:_____________________________________________________________________
Оценка:_______________________________________________________________________
Методические рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План-конспект
урока изобразительного искусства.
Проведен в 4 «Г» классе РСШ №4
Учитель:Снеговая Светлана Валентиновна
Методист: Баранов Василий Иванович
Провела: Велюханова Наталья
Дата проведения:21.09.2016г.