«Организация мастер-классов с родителями как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс»
Проект
«Организация мастер-классов с родителями как современная
форма работы с семьей по вовлечению ее
в педагогический процесс»
Цель работы: 1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
Задачи работы:
1. Установление единства в воспитании детей;
2. Педагогическое просвещение родителей; 3. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,
5. Популяризация деятельности МБДОУ среди населения микрорайона.
Ожидаемые результаты.
1. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.
4. Активизация родителей:
повышение регулярного участия родителей в планировании образовательного процесса – на 7%,
повышение уровня участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,
участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения – до 100 %.
посещение родительских собраний, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности – до 100 %.
снижение числа родителей – наблюдателей – на 12 %;
повышение количества родителей – лидеров – на 15 %;
повышение количества родителей-исполнителей - на 15%.
Приоритеты.
1. Изучение семьи, как одной из условий эффективной воспитательной работы с семьями.
2. Обеспечение органической связи и единства в работе детского сада и семьи.
Оно достигается в том случае, когда цели и задачи воспитания ребенка хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в известной мере стремятся овладеть ими.
3. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями:
а) терпимость
б) доброжелательность
в) воздействие убеждением
г) доброжелательные отношения в критике и самокритике
д) культура общения
е) укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
4. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, взаимопомощь в совместной работе.
5. Использование эффективных разнообразных форм работы детского сада с семьями.
На сегодня многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются «мастер-классы».
6. Осуществление систематической связи детского сада с семьями воспитанников по определенному плану в течение всего учебного года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
Данный проект дает положительные результаты:
* Является действенным средством обеспечения органической связи и единства в работе детского сада и семьи, поддерживает интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.
* Помогает родителям овладеть навыками взаимодействия с ребенком на основе общих интересов, совместной продуктивной деятельности.
* Позволяет родителям выявить свои таланты, распространить лучший опыт семейного воспитания.
* Укрепляет доверительные отношения между педагогами и родителями.
* Знакомит родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения, популяризирует деятельность МБДОУ среди населения микрорайона.
Этапы организации и проведения мастер-классов для родителей воспитанников МБДОУ.
«Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Первый этап: подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: изучить аналогичный опыт работы, выяснить интерес и тематику встреч с родителями.
Идея о проведении мастер-классов родилась на одном из педсоветов, где педагоги ДОУ отчитывались по творческим темам. Представленный материал вызвал интерес у коллег, поступило предложение использовать данный опыт для педагогического образования родителей. Родителям были предложены анкеты, позволяющие выявить принципы семейного воспитания, диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье, понять их интересы. Были получены следующие результаты анкетирования:
Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
60% родителей пользуются своей интуицией
46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
40% берут информацию у воспитателей.
От детского сада родители хотели бы получить:
86% максимально полную информацию о ребёнке
48% советы по общению с ребёнком
22% советы психолога.
Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
31% - ребёнок плохо ест
20% - не слушается родителей
13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами
17% не придают особого значения этим трудностям
13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Второй этап: организационный
Цель: составить программу работы с родителями.
Задачи: подготовить материально-техническую базу, решить вопрос о кандидатах-педагогах; искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.
На учебный год были запланированы 4 мастер-класса разной тематики. Чтобы привлечь внимание родителей, мы к каждому мастер-классу изготовили приглашения, где постарались дать рекламу будущему мероприятию:
Вы устали тратить деньги на игрушки?
Вы не знаете, чем занять ребенка дома?
Вы хотите удивить своего малыша?
Тогда Вам срочно нужен мастер-класс
«Это все о ней – о пуговке моей!»
Ждем Вас в изостудии 21 марта в 17.30
Для Вас будут организованы:
- выставка поделок из пуговиц,
- презентация «Деревня Пуговкино» (как играть с пуговицами, развивая, оздоравливая и забавляя ребенка),
- изготовление пуговичного человечка (Материалом и инструментом для изготовления поделок обеспечим),
- просмотр фотоколлажаОбучение проводит педагог высшей квалификационной категории - Тюрина Светлана Михайловна.
Желающим посетить мастер-класс, просьба записаться:
1.
2.
3.
4.
5.
Педагоги подготовили презентации и фотоколлажи по своим темам, оформили выставки готовых работ. Самым сложным в количественном отношении стал поиск материалов для всех желающих по изготовлению самих поделок. Для каждого мастер-класса была предусмотрена памятка, как напоминание основных этапов изготовления поделки, где кратко была описана методика изготовления, материалы данного курса:
«ДЕКУПАЖ»
МАТЕРИАЛЫ:
1. Объект для декупирования.
Объект для декупирования может быть любым: глиняным, деревянным, алюминиевым, стеклянным.
2. Ножницы.
Самых различных размеров для вашего удобства. Очень удобны для вырезания мелких деталей маникюрные ножницы, канцелярский нож или бритвенные лезвия.
3. Бумага с картинками для вырезания, салфетка или бумага с понравившимся мотивом.
Очень удобна бумага с коллекциями изображений разного размера на общую тематику. Бумага должна быть тонкой, чтобы рисунок хорошо ложился на декупируемый предмет и выглядел как нарисованный.
4. Виниловый клей (или клей ПВА).
Пользоваться виниловым клеем необходимо, строго следуя инструкциям на упаковке. Так же можно проконсультироваться в специализированных магазинах.
5. Кисти.
Как правило, на баночке с клеем написано, какие кисти для него желательно использовать, но если это не указано лучше не брать нежные кисти из колонка, а купить хорошую плоскую синтетическую кисть. Кисточка нужна плоская, полужёсткая.
6. Карандаш и скотч.
Они потребуются для того, чтобы наметить места расположения картинок на поверхности для декупирования, согласно нашему замыслу.
7. Линейка и угольник.
Они необходимы для симметричного размещения картинок на изделии.
8. Различные лаки и краски для покрытия:
водостойкие лаки - для изделий, которые будут подвергаться воздействию влаги; акриловые краски - для окрашивания фона.
Для окончания работы можно использовать Лак Флаттинг. Работы, обработанные таким лаком приобретают желтоватый оттенок, имитирующий старость объекта.
9. Блестки, ленты, стразы, украшения.
ТЕХНОЛОГИЯ:
1. Подготавливаем рабочую поверхность, если это необходимо. Моем, сушим, шкурим, грунтуем, обезжириваем и наносим выбранный фон.
2. От салфетки отделяем верхний слой с рисунком и острыми ножницами аккуратненько вырезаем из него понравившийся мотив, либо клеим салфетку целиком.
3. Убедившись, что поверхность чистая и сухая предварительно собираем желаемую композицию из выбранных мотивов.
4. Разбавляем, в отдельной ёмкости клей ПВА пополам с водой и потихоньку начинаем приклеивать к поверхности собранный мотив. Клеим, с внешней стороны салфетки, начиная с центра.
5. Если есть желание, акриловыми красками можно дорисовать детали или сделать растушёвку поверхности.
6. Дождавшись полного высыхания клея, покрываем поверхность, не менее чем двумя слоями лака.
7. Чтобы окончательно закрепить рисунки на стеклянных или керамических изделиях, их нужно прокалить. Для этого поставьте его в холодную духовку, доведите до температуры 150° С и выдержите в течение 30 мин. Затем, дайте изделию остыть в духовке.
8. А далее наступает момент абсолютной творческой свободы. Вот Вам несколько идей для Вашего стеклянного шедевра:
а.) Закрасить прозрачные места ярким фоном;
б.) Дорисовать свой сюжет вокруг декупажа;
в.) Нанести другой рисунок с обратной стороны стекла;
г.) Украсить стразами, стекляшками, ракушками…
д.) Остановиться, ничего не испортив.
Третий этап: основной
Цель: систематизировать методический материал
Задачи: непосредственно провести мастер-классы с родителями по их запросу, уточнить их отношение к новой форме работы
Каждый мастер-класс для родителей был четко сориентирован по содержанию, включал теоретическую, обучающую и практическую части.
К первому мастер-классу - «Куклы наших бабушек» - родители отнеслись настороженно. Участников было немного. Тему мы выбрали не случайно, ведь шла святочная неделя, хотелось вспомнить народные традиции. Родители познакомились с материалами выставки, выслушали историю возникновения крестьянской куклы, познакомились с технологией ее изготовления. Использовался непосредственный показ, пошаговые схемы-модели. Мы обеспечили родителей всеми материалами для изготовления куклы – кусочками ткани, нитками, ножницами, тесьмой, лентами. В конце мастер-класса родители выразили благодарность воспитателю ДОУ - Берденниковой Татьяне Юрьевне за полезный курс обучения.
Еще один педагог – Калганова Нина Михайловна – хорошо владеет технологией «Декупаж». Поэтому именно она предложила свои услуги в организации мастер-класса. Подготовила выставку авторских работ, показала рекламный слайд-фильм готовых работ, чем очень удивила родителей. Так как практическое применение технологии «Декупаж», оказывается, не ограничивается украшением тарелочек. Задекорировать можно все – от компьютера и посуды до ванной комнаты и обуви. А затем педагог раскрыла некоторые тайны «Декупажа», продемонстрировала технологию изготовления, которая оказалась по силам всем присутствующим. Мамы и бабушки были увлечены творческой работой. Все материалы были предоставлены, нужно было приложить только художественный вкус и руки.
Родители задекупировали тарелки, стаканы, вазочки, которые, надеемся, найдут свое место в интерьере дома. А самое главное – родители вместе с детьми смогли применить новые знания в семье. Дети рассказывали, что вместе с мамой они изготовили поделки в стиле «Декупаж» для бабушек на 8 марта – Международный женский день.
Следующий мастер-класс «Это все о ней – о пуговке моей!» собрал множество участников – присутствовали не только мамы и бабушки, но и тети, и даже один дедушка. Родители были заинтригованы выбранной темой. С удовольствием рассматривали экспонаты выставки. Подготовленная презентация помогла рассказать об играх с пуговицами, которые помогут родителям научить ребенка счету, узнаванию и называнию цвета, размера, материала, придумыванию рассказов, развитию мелкой моторики, изготовлению поделок, и даже поспособствуют оздоровлению, когда речь идет о пуговичном массаже. Поделка, предложенная для изготовления, понравилась и большим, и маленьким. Человечек – ведь это универсальная игрушка, вызывающая неподдельный интерес у всех. Светлана Михайловна Тюрина много лет интересуется данной темой. И в мастер-класс вложила всю душу. Даже стихи сама сочинила. Были предложены заготовки, огромный запас пуговиц и интересные идеи. Человечки получились у каждого уникальные, сразу был виден характер поделки. А так как в основе игрушки – проволока, то человечки могли менять положение тела. Родители радовались, когда делали игрушки, а потом радовались дети, когда встречали родителей с сюрпризом.
Мастер-класс «Расти коса до пояса» мы постарались приурочить к выпускным вечерам, ведь это первое торжество для детей, когда хочется выглядеть по-особому. На приглашение с удовольствием откликнулись мамы и бабушки наших воспитанниц. Воспитатель Хрипучкина Елена Владимировна подготовила для гостей презентацию об истории косичек, рассказала об их видовом разнообразии. Затем наши мастера, а на этот раз мы привлекли не только педагогов ДОУ, но и самих родителей, показали разнообразные способы плетения. Мамы и бабушки научились плести французские косы, корзинку из кос, жгутики, рыбий хвост. Последний мастер-класс собрал рекордное количество участников, все были активны и заинтересованы. Чтобы повести итоги, мы предложили девочкам с новыми прическами поучаствовать в модном дефиле. Теперь каждый день девочки нашего детского сада приходят с новыми прическами.
Четвертый этап: итоговый
Цель: апробировать действенные нетрадиционные формы работы с родителями
Задачи: привлечь родителей к непосредственно активным формам взаимодействия, раскрыть семейный потенциал родителей МБДОУ
В конце года – в мае - мы провели ярмарку «Семейных талантов». Праздник был организован так, чтобы каждая семья-участник смогла представить свое хобби выигрышно, интересно. Это и был своеобразный мастер-класс, подготовленный самими родителями. Родителям воспитанников были предложены две формы участия: выставка поделок, изготовленных руками взрослых и участие в концерте семейных номеров.
Выставка поделок поразила своим разнообразием. Основными участниками ее стали мамы, которые представили поделки вязаные на спицах и крючком, шитые, вышитые, валяние из войлока, батик, техника микс-медиа, декупаж, флористика, бисероплетение. Папы показали мастерство в плетении.
Концерт Ярмарка «Семейных талантов» явился результатом большой работы педагогов в течение учебного года. Педагоги смогли заинтересовать, помогли придумать и осуществить задуманные номера. Режиссером стала музыкальный руководитель Левина Виолетта Геннадьевна. К каждому семейному номеру были придуманы стихи для представления. Удивило разнообразие номеров – исполнение жанровых танцев, пение песен, игра на скрипке, инсценирование стихов, настольный театр, показ фокусов, «чеканка» футбольного мяча, силовые упражнения. Родители с детьми подготовили и показали 9 номеров разных жанров. Были активны в равной степени дети, мамы и папы. Семейные номера показали, что вся семья – и взрослые, и дети – добры и внимательны, активно взаимодействуют, с теплотой воспринимают друг друга.
Номера были подготовлены с легким юмором, но и они формировали семейную устойчивость, что обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности родителя к ребенку.
Пятый этап: аналитический
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия родителей с педагогами, мониторинг результативности, перспектива
Задачи: количественная и качественная обработка итогов работы, представлять опыт по итогам работы
Проведя несколько мастер-классов и праздник Ярмарку «Семейных талантов», мы теперь можем их сделать некоторые выводы. Удались мастер-классы, так как родители старались непосредственно для своего ребенка. Интересен опыт направления «Родитель-родителю», когда умения одних родителей были одобрены и приняты другими родителями. А самое главное, было очень приятно слышать нескончаемые слова благодарности от участников мастер-классов за реализацию идеи.
Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры может быть организовано в интересной форме мастер-класса, где родители находятся в позиции активного участника. Непосредственная продуктивная деятельность позволяет заинтересовать педпроцессом всех участников. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях.
Результативность внедрения
1. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.
4. Активизация родителей:
28% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса,
85% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности,
100% - участие в оценке результатов,
90% - родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
нет родителей - наблюдателей;
30% - родителей - лидеров;
67% - родителей – исполнителей.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях МБДОУ № 34 носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как постоянно происходят качественные изменения содержания и форм сотрудничества между родителями и работниками дошкольного учреждения.
В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье,
- постоянно совершенствуются педагогические знания родителей;
- создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;
- происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями;
- создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами;
- обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.
Главный результат - Нейтрализация развития неблагополучия семьи.
Это: комплекс социально-педагогических воздействий, направленных на предупреждение, преодоление, изменение негативных или «безразличных» отношений в семье к проблемам жизни, образования и воспитания детей дошкольного возраста.