Лекция по дисциплине: Теория государства и права, по теме: Формы государства


Тема: Форма государства
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
Студент должен:
знать:
- понятие формы государства и ее составляющих;
- признаки:
абсолютной, парламентской и дуалистической монархии;
парламентской, президентской и смешанной республик;
унитарного государства, федерации и конфедерации;
демократического, тоталитарного и авторитарного режима
уметь:
- раскрывать содержание понятий темы, составляющих систему государственной власти, приводить соответствующие примеры.
воспитательные - способствовать воспитанию:
- профессионализма,
-чувства ответственности за порученное дело,
- самостоятельности,
-уважения друг к другу,
- дисциплинированности
развивающие:
- развивать интерес студентов к особенностям современных концепций юристов по вопросу о сущности правления, государственного и национально-территориального устройства, политического режима стран мира
- сформировать умение анализировать государства с позиции определения их формы
Обеспечение занятия:
- Схема: «Форма государства»
- Карточки с примерами государств с различными формами правления
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Индивидуальный опрос студентов.
3. Объяснение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов занятия.
7. Домашнее задание.
План занятия:
Форма государства и ее элементы. Соотношение типа и формы государства
Формы правления
Формы государственного устройства
Политический режим
I. Форма государства – это способ организации государственной власти, включающий в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» отвечает на вопросы: кто и как правит в государстве, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано с государством через различные политические образования, как осуществляется политическая власть.
Иными словами, форма государства – это его строение, на которое оказывают влияние социально-экономические, климатические, национальные, исторические, религиозные и иные факторы.
Форма правления – это организация верховной власти в государстве и порядок ее образования.
Форма правления дает ответы на вопросы: как формируются высшие органы государственной власти; какова их структура; каков срок полномочия государственных органов; каков характер взаимоотношений между гос. властью и населением?
К верховной власти относят главу государства, законодательный орган, правительство. По форме правления государства делятся на монархии и республики.
Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями и центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их статус и взаимоотношение с центром.
Политический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти.
Часто в рамках одного исторического типа встречаются разные формы государства. Например, для рабовладельческого типа характерны монархии (Египет, Вавилон) и республики (Римская республика, Афинское государство). Для феодального типа характерны монархии (сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Новгород, Псков, Венеция). Для буржуазного типа - демократические республики и конституционные монархии.
С другой стороны, государства некоторых исторических типов имеют формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия существовала лишь в феодальных государствах, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны лишь буржуазному типу государства.
Следовательно, государства одного типа не могут воплощаться в любые формы, которые противоречат их экономике и содержанию. Так в рабовладельческом государстве невозможна демократическая республика или ограниченная монархия с парламентом, а социалистическое государство не может существовать в форме монархии.
Конкретная форма государства определяется историческим типом государства. Но она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества, национальных и культурных традиций, соотношения классовых сил и т.д.
Таким образом, государства определенных исторических типов должны иметь ту форму правления и тот политический режим, которые соответствуют их экономический сущности.
II. Монархия (от греч. – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит монарху и передается по наследству.
Признаки монархии: бессрочность, передача власти по наследству; независимость монарха от населения (не предусмотрена ответственность монарха)
В теории государства выделяют абсолютную и ограниченную (конституционную) монархию. Последняя подразделяется на дуалистическую и парламентарную.
Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена, т.е. отсутствует парламент и конституция. В лице монарха соединяются все ветви власти. Его действия никому не подконтрольны. (Монархии эпохи феодализма, в современном мире - Саудовская Аравия.)
Ограниченная (конституционная монархия) - форма правления, при которой в силу конституции власть распределена между монархом и парламентом. В зависимости от объема полномочий этих двух органов выделяют:
Парламентарная монархия: власть монарха значительно ограничена представительным органом. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Власть монарха является символической, т.е. он «царствует, но не правит». Главой государства является не монарх, а глава правительства. (Великобритания, Япония и др.)
Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом лишь в законодательной области. Правительство формируется монархом, который является его главой, и подотчетно ему. Кроме того, монарх имеет право «вето» (неутверждение законов) и право роспуска парламента. Парламент состоит из двух палат, при этом нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя назначается монархом (Марокко, Иордания).
Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборным органом, который избирается населением на определенный срок, и несет ответственность перед избирателями.
Признаки республики: выборность власти; срочность полномочий органов власти; зависимость от избирателей (ответственность)
Различают следующие виды республик:
1. Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Он назначает Правительство и руководит его деятельностью. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент). Примером президентской республики являются США и Мексика.
2. Парламентская республика – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), которое не может быть главой правительства. Обязанности главы государства ограничиваются лишь представительными функциями. Реально у власти – председатель правительства (Италия, Австрия, ФРГ)
3. Смешанная (полупрезидентская) республика – это такая форма правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республик. Характерна двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Глава государства - Президент. Он назначает главу правительства и министров и утверждает их жрешения. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета и возможностью вынесения вотума недоверия. Так в РФ президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Парламент может оказывать влияние на правительство, контролируя его деятельность. Другим примером смешанной республики является Франция.

III. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований, обладающих признаками государственного суверенитета, в котором существует единые органы государственной власти и единое законодательство (Италия, Польша, Франция и т.д.)
Признаки унитарного государства:
Единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы
Единая система органов власти
Единая денежная единица
Единая финансовая, налоговая, кредитная система
Единое гражданство
Единые вооруженные силы
Единые атрибуты государства (гимн, флаг, герб)
Составные части государства не обладают признаками суверенитета
Большинство современных государств - унитарные. Как правило, унитарные государства небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Эстония и т.д.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом (Турция, Афганистан), а некоторые из них являются очень крупными территориальными образованиями (Китай).
Федерация – это сложное, союзное государство, возникшее в результате объединения нескольких государств (субъектов), обладающих государственным суверенитетом. Субъекты федерации добровольно передают часть своих функций единому федеративному государству и имеют высшие государственные органы и законодательство. Распределение функции между субъектами и центром осуществляется на основании союзной конституции. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзного государства, другая - субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.
В состав современных федераций входит различное число субъектов: США – 50 штатов, Канада - 10 штатов, Бельгия – 3, Бразилия – 26, Индия – 25, Россия – 89 и т.д. Признаки федерации:
Двойная система законодательства. Субъекты федерации имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
Двойная система органов власти, состоящая из центральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов.
Единая денежная единица
Двойная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике.
Двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое имеет значение только внутри страны
Единые вооруженные силы
Субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты гос. власти, которые существуют наряду с федеральными.
Субъектам запрещено самостоятельно осуществлять внешнеполитическую деятельность и выходить из состава федерации.
Федерации могут быть построены по территориальному (США) и по национальному (Югославия) принципу. Второй вид федерации имеет место в многонациональном государстве, и его создание определяют национальные факторы. В основе же территориальной федерации лежат географические, транспортные и иные территориальные факторы. Россия имеет смешанное территориальное устройство. Национальными государственными образованиями в составе РФ являются республики, территориальными – области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономные округа и область.
Один из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и односторонним выходом из состава федерации (право сецессии). В большинстве современных федераций конституционно это право не закреплено. Такое право Конституция СССР предоставляла союзным республикам, что явилось формальным основанием для их выхода из состава СССР в начале 90-х гг.
После Второй мировой войны возникла новая форма государственного устройства - регионалистские государства. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы в определенной Конституцией сфере. В отличие от федерации такие образования не имеют совместной компетенции с центральными органами. Юристы рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к Федерализму.
Конфедерация – это союз независимых государств, объединившихся для достижения общих целей. Для координации действий участников конфедерации могут создаваться конфедеральные органы, компетенция которых ограничивается целью создания конфедерации. Конфедерация – неустойчивое образование, которое либо распадается, либо преобразуется в федерацию.
Признаки конфедерации:
1. Не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы
2. Нет единой системы органов власти
3. Как правило, нет единой денежной единицы
4. Нет единой финансовой системы, однако, создается Единый денежный фонд для достижения целей конфедерации
5. Отсутствует единое гражданство, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства на территорию другого
6. каждое государство сохраняет свои вооруженные силы, но для достижения целей конфедерации вооруженные силы ее членов могут быть объединены
7. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из ее состава
В последние годы в мире возникло множество иных форм объединения государств. К их числу относится Европейский Союз, который во многом схож с конфедерацией.
После распада СССР из 12 бывших союзных республик возникло СНГ. К другим специфическим формам государственного содружества относятся империи (насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо в результате иного давления – экономического, политического и т.п.) Империи (Римская, Российская, Британская) существовали в различные исторические эпохи. Для них характерны обширная территория, сильная централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения.
IV. Политические режимы делятся на демократические и антидемократические.
Демократия (греч. – власть народа) была хорошо известна еще в Древней Греции и Риме. Классически образцом демократии считаются Афины. В средние века возникали демократические города-государства (Новгород, Венеция). В настоящее время демократии в чистом виде не существует. Наиболее сильно в этом плане продвинулись несколько европейских государств: Германия, Франция, Швейцария, а также США.
Под демократией понимается политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Признаки демократического режима:
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
Многопартийность, т.е. легальное существование различных политических партий и движений, в том числе оппозиционных правительству
Выборность центральных и местных органов государственной власти населением посредством прямой демократии (референдумы) и выборной демократии (реализация власти через выборные органы)
Широкие права и свободы граждан и гарантии их исполнения
Гласность, свобода от цензуры СМИ
Правовой характер деятельности государственных органов
Антидемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные.
Тоталитарный режим – это режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.
Признаки тоталитарного режима:
Наличие единственной партии, сросшейся с государственным аппаратом, во главе с лидером-диктатором, запрет оппозиции
Наличие официальной господствующей идеологии (коммунизм, фашизм)
Монопольный контроль государства над экономикой, культурой, религией,
Права и свободы граждан носят лишь формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации
Применение насилия, массовых репрессий
Авторитарный режим носит переходный характер между тоталитарным и демократическим режимом. Это такой режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или группой при минимальном участии народа.
Признаки авторитарного режима:
Носителем власти является один человек/группа лиц, народ отчужден от власти
Запрещение политической оппозиции, все партии должны ориентироваться на линию, выбранную правящей партией частичный плюрализм
Отсутствует единая идеология
Нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни
Права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются
Выделяют несколько разновидностей авторитарного режима:
Деспотический режим есть абсолютно неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении тирана и жестких методах ее осуществления. В отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильственным путем, часто путем государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной группировки (хунты), установившейся в результате военного переворота. Армия превращается в господствующую политическую силу, создается большое количество военных органов для политического контроля над населением, борьбы с антиправительственными движениями и т.д. Конституция заменяется актами военных властей. Политические права и свободы граждан существенно ограничиваются.
Вопросы:
Объясните понятие формы государства.
Что такое форма правления?
Какие формы правления вы знаете?
Какие существуют виды монархии?
Какие виды республик вы знаете? В чем их отличие?
Как связана форма правления с типом государства?
Дайте определение формы государственного устройства.
Какова форма государственного устройства в РФ?
Чем федеративное устройство РФ отличается от структуры федерации США?
Что такое сессия и почему в большинстве федераций она запрещена?
Чем конфедерация отличается от федерации и от унитарного государства?
Что такое политический режим?
Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режима.
Какие виды авторитарного режима вам известны?
Как вы думаете, почему тоталитарные режимы недолговечны?
Домашнее задание:
1. В современной юридической науке утвердилось мнение, что монархия есть форма правления, время которой давно прошло. Подберите аргументы, подтверждающие эту точку зрения и опровергающие ее.
2. Приведите примеры государств из истории современности, заполните таблицу:
Государство Форма правления Форма государственногоустройства Форма политического режима
3. Подготовьте сообщение на тему: «Современные федерации и их субъекты»
Список учебной и дополнительной литературы:
Беляева О. М. Теория государства и права в схемах. Изд-во «Эксмо», 2009. – 96 с.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник.-СПб.: Юрид. ин-т, 2008
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория права и государства: Учебник. М. - Юрайт, 2010.
Малько А.В., Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник. М.: НОРМА, 2009, 384 с.0
Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - М.:Проспект, 2009. – 144 с.
Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Изд-во «Эксмо», 2009
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов колледжей. - Ростов н/Д, 2007. - 523 с.
Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник. Изд-во: Проспект, 2010. – 752 с.
Теория государства и права: учебное пособие для ССУЗов / авт. – сост. А.Б. Венгеров. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.
Чистяков Н.: Теория государства и права. Учебное пособие. – Изд-во Кнорус, 2010.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: Омега-Л, 2008. –384 с.
***
Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2010. № 12
Власов В.И. Динамика развития полупрезидентской (смешанной) формы правления в России // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1. 2009.
Галиева И.Н.Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. Научно-практический журнал. 2008. № 1 (19)
Гуледани И.Н., Ласкин А.А.Развитие формы правления в Российском государстве на современном этапе // Закон и право. 2010. № 4
Князев Г.А. Конфедерации прошлого - сетевые государства будущего? // Правоведение. 2008. № 5
Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект. Монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Серегин А.В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 7
Фомина Н.А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1, 2009.
Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4
Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов // Государство и право. 2008. № 6