Дошкольная организация – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях

Дошкольная организация – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Старший воспитатель Несмелова Ирина Витальевна
МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город»
г.Цивильск, ул. Юбилейная, 5-57, 8-960-305-0427
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольная организация – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. И на базе нашей дошкольной организации существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения, цель которой социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых. Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трм основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
В детском саду «Солнечный город» есть все возможности приобщения детей к труду. Прежде всего, это формирование умений самообслуживания: дежурство в группе, ухаживание за цветами, содержание в чистоте игровых площадок и комнат. Выполнение подобных несложных заданий приучает детей к порядку, они с удовольствием участвуют в повседневных трудовых акциях. Другие занятия, связанные с рисованием, лепкой, разукрашиванием, также прививают детям трудовые навыки и вырабатывают необходимые качества: терпеливость, аккуратность, внимательность. Одной из форм работы по профориентации являются экскурсии. Экскурсия в ГИБДД, в аграрно-технологический техникум, библиотеку, ДЮСШ «Асамат». Экскурсия включает в себя не только элемент профориентационной работы, но и элемент реального видения, а также профилактическую работу, целью которой является донести до подрастающего поколения, что во всем и всегда нужно соблюдать предписанные нормы: начиная от соблюдения правил дорожного движения до фликеров.
Педагог во время экскурсии дополняет полученную информацию, рассказывает о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя за- нимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возвращению в группу с детьми обязательно обсуждается увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомни- лось?», «Что понравилось?».
Приглашая людей различных профессий: пожарный, инспектор, ветеринар, краевед, работник дома культуры, артистов различного жанра дети воочию знакомятся с их профессиями и их работой.
С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. Совместная деятельность взрослого и ребнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребнка.
На базе детского сада разбит мини-огород «Лаборатория огородных наук», где дети под руководством воспитателей помогают взрослым поливать их и пропалывать. Наличие огорода в детском саду способствует умению радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Для развития исследовательской деятельности создана «Мастерская Винтика и Шпунтика». Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе проведения праздников и развлечений также затрагиваем тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящнных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, Дня космонавтики и авиации напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лтчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День учителя, День энергетика, День дошкольного работника. Участие детей в различных творческих конкурсах также носит профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
Через сюжетно-ролевые игры и знакомства с профессиями их родителей старшая группа реализовала проект «Профессии моих родителей». Дети познавали мир, учились общению, готовились  к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учились  идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.
Педагогический коллектив считает, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
 Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Педагогический коллектив стоит на пути модернизации поиска современных подходов в воспитательной реализации дошкольника по профориентационной деятельности.
Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессии.






















кђ Заголовок 1кђ Заголовок 215