Конспект по ИЗО «Дымковская игрушка»

Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества№1»









Методическая разработка занятия
по изобразительной деятельности
«Знакомство с дымковской игрушкой»
(декоративное рисование)







Разработала педагог
дополнительного образования
Тулинова И.Н.










Старый Оскол

Тема занятия:
«Знакомство с дымковской игрушкой» (роспись шаблона дымковской игрушки с использованием метода печати).

Цель:
продолжить знакомство обучающихся с русским декоративно-прикладным искусством; познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки и её характерными особенностями росписи.

Задачи:
научить детей правильно пользоваться полученными знаниями о росписи игрушки;
закрепить знания об основных и составных цветах;
прививать навыки работы
совершенствовать навыки работы печатями и тонкой кистью;
воспитывать аккуратность в работе;
воспитывать уважительное отношение к народному художественному наследию.

Форма проведения: традиционная.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: образцы дымковских игрушек, наглядные пособия по теме «Дымковская игрушка», чистые белые листы бумаги шаблоны из белой бумаги, гуашь, печати из моркови или картофеля, кисти, баночки, салфетки, «солнышки» из жёлтой бумаги, «тучки» из синей бумаги.
ТСО: мульти-медиа установка (для просмотра презентации), магнитофон, диски с народными мелодиями.












План занятия
Ход занятия
Методические рекомендации

1.Организационный
этап
Звучит народная мелодия.
В кабинете оформлена выставка глиняных игрушек.
Приветствие.
Подготовка к занятию, организация рабочего места.
Словесный метод, метод эмоционального воздействия

2. Вступительная беседа.
Сообщение темы.



Педагог читает стихотворение:
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство глиняной игрушки!
- Дети, кто из вас понял, о чём сегодня пойдёт разговор на нашем занятии?
(ответы детей)
- Действительно, речь пойдёт о русской глиняной игрушке. Люди издавна любили лепить из глины. Гончары лепили различную посуду: чашки, крынки, горшочки и т.д., а из остатков глины изготавливали забавные глиняные игрушки. В зависимости от места изготовления глиняных игрушек, их можно разделить на группы:
1. Крестьянская Каргопольская
Посадская Старооскольская
Городская Дымковская
Филимоновская
- Сегодня мы познакомимся с одним из многих народных промыслов глиняной игрушки – это дымковская игрушка.
Педагог показывает дымковскую игрушку.
А затем выполним роспись шаблона по мотивам дымковской росписи с использованием метода печати.
Метод эмоционального воздействия






Наглядно-слуховой метод


3. Основной этап.
Объяснение нового материала.
Педагог читает стихотворение:
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягкий падает снежок,
вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
Слободе Дымково более 500 лет. Находится она на берегу реки Вятка, вблизи города Вятка. Слободчане издавна занимались здесь рыболовством и делали из береговой глины грузила для удочек и игрушки.
Педагог жестом обращает внимание на выставку глиняных игрушек и читает стихотворение.
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
и лепили там из глины.
Все игрушки - не простые,
а волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
но отвести не в силах взор!
И пошла о дымке слава – заслужили это право!
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
Вопросы детям: о чём узнали из стихотворений.
- Итак, дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Это были свистульки, которые служили ярким украшением ярмарок. На ярмарке проходили праздничные гуляния с озорным и весёлым названием – Свистунья.

- Послушайте легенду. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого шатались деревья и замертво падали птицы.
Кочевники решили, что их окружают вооружённые дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
А игрушки дымковские очень разнообразны. Это лошадки, козлики, барышни, няньки, пастушки, всадники, петушки, индюки.
Давайте рассмотрим игрушки (просмотр слайдов презентации) Стиль росписи очень яркий и красочный.
Сопутствующие вопросы:
- на каком фоне написаны все кружочки, линии, крестики? (на белом)
- какие узоры использовали художники для росписи игрушек?
- какие геометрические фигуры вы видите?
- а какого цвета эти фигуры?
В дымковской росписи обязательно используются основные три цвета. (ответы детей закрепляются просмотром слайда по цветоведению).
Простым карандашом художники не пользуются, они рисуют сразу кистью и красками.

- Перед практической работой давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).
Художественно- поэтический метод






Словесный метод (беседа, сообщение), наглядный метод

















































Анализ
Беседа

















Метод эмоционального воздействия








4. Объяснение практической деятельности.
- Вот и мы сегодня представим, что вы маленькие художники из Дымково. У вас на столах лежат шаблоны дымковских игрушек и листы белой бумаги. Ваша задача: расписать шаблон, используя элементы дымковской росписи.
Так как рисовать нужно без простого карандаша, а кружочки сложно нарисовать без ошибок, мы будем пользоваться методом печати.
Для этого перед вами лежат печати, сделанные из моркови и картофеля в форме кружочков разных диаметров. Что бы ваши рисунки получились аккуратными, давайте сначала поупражняемся на отдельных белых листах бумаги.
Педагог демонстрирует последовательность метода печати.
Итак, вам нужно знать, что для каждого цвета должна быть отдельная печать. Печать обмакиваем в краску нужного цвета, затем делаем отпечатки на бумаге. Если отпечаток становится светлым, необходимо печать обмакнуть в краску. Для более сложного орнамента можно поступить так: сделать отпечаток печатью большего диаметра светлой краской. После высыхания на этот же отпечаток сделать отпечаток кружочка печатью меньшего диаметра и более ярким или тёмным цветом. Кроме печатей я предлагаю потренироваться в рисовании тонких линий.
Работать надо аккуратно. После тренировочных упражнений можно приступить к основной работе – росписи шаблона дымковской игрушки.

Словесный метод.





Экспериментиро-
вание




Репродуктивный метод

5. Самостоятельная практическая работа.
- Итак, приступаем к росписи шаблонов!
Во время выполнения практической работы обучающимися звучит спокойная музыка.
Все дети старательно рисуют, педагог оказывает помощь.
Репродуктивный метод
Наглядный метод Метод музыкального воздействия

6. Итоговый этап
- Наше занятие подошло к концу. Давайте мы оформим мини-выставку вашими рисунками и посмотрим на ваши красочные «шедевры» (на стенде).
- Что нового вы узнали? Чему научились?
Педагог помогает сделать анализ проделанной работе.
Опрос обучающихся по новой теме.
Словесный метод.
Анализ

7. Рефлексивный этап
Вам понравилось занятие? А как вы сами оцениваете свою работу? Довольны ли вы собой? Если вам всё понравилось, то рядом со своим рисунком прикрепите яркое солнышко, а если чем-то не довольны – синюю тучку. Я вами очень довольна, и поэтому я прикрепляю большое солнышко!
Педагог читает стихотврение:
Ой вы, гости дорогие! У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки – прекрасные подарки!
Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!
Спасибо всем! До свидания!

Самоанализ Словесно- наглядный метод
























Приложение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Список литературы


1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. В.Крупин «В Дымковской слободе», М-1982
4. И.А.Лыкова, Н.К. Горсинина, Е.Н. Левашова «Дымковская игрушка. Наша деревушка. Мастер-класс».












15