Сравнительный анализ содержания начального школьного химического образования: отечественный и зарубежный опыт


ХИМИЯ ЖӘНЕ ХИМИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯ БОЙЫНША IX ХАЛЫҚАРАЛЫҚ БІРІМЖАНОВ СЪЕЗІНІҢ ЕҢБЕКТЕРІ
УДК 371.214:372.854
Баяхметова Б.Б1., Акимжанова Х.Г.2
1Государственный университет им. Шакарима г. Семей, Казахстан
2Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления г. Семей E- mail: bulbul.bayahmetova@mail.ru
Сравнительный анализ содержания начального школьного химического образования: отечественный и зарубежный опыт
данной статье затрагиваются вопросы содержания учебной программы начальной школы, касающейся химического образования с точки зрения подходов отечественной
системы и системы образования Англии.
Ключевые слова: учебный план (куррикулум), начальное химическое образование, навыки, исследование, направленность, содержание, концепции, преемственность
Баяхметова Б.Б1., Акимжанова Х.Г.2
1Cемей қаласының Шәкәрім атындағы Мемлекеттік университеті, Қазақстан
Семей қ. Физика-математика бағытындағы Назарбаев Зияткерлік мектебі
Бастапқы мектептік химиялық білім берудің мазмұнын салыстырмалы талдау:
отандық және шетелдік тәжірибе
Бұл мақалада бастауыш мектептің оқу жоспарының мазмұнының химиялық білім беруге қатысты мәселелері отандық жүйе мен Англия білім беру жүйесі тәсілдерді тұрғысынан қарастырылады.
Түйін сөздер: оқу жоспары (куррикулум), бастапқы химиялық білім, дағды, зерттеу, бағыты, мазмұны, түсінік, сабақтастығы
Bayakhmetova B.B1., Akimzhanova Kh.G.2
Shakarim State University of Semey, Kazakhstan 2Nazarbayev Intellectual School, Semey, Kazakhstan
Comparative analysis of the content of the che mical education in primary school: national and inte rnational experience
The key points in this article are concerned the content of the curriculum of the primary chemical education from the perspectives of the England educational system as well as National experience.
Keywords: curriculum, primary chemical education, skills, researcher, orientation, content, concepts, continuity
На XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства Н.А. Назарбаев в своём выступлении отразил одну из важных проблем сегодняшнего школьного образования – перегруженность учащихся. Введение пятидневки одно из хороших под споров в пересмотре содержания учебных планов и программ школьных предметов[1].
Я. Дукет, (2006) в своих трудах утверждал, что учебный план этот один из сенситивных индикаторов того, как развивается экономика государства с течением времени. Соответственно, в новых реалиях учебный план это документ, который должен
560
ХИМИЯ ЖӘНЕ ХИМИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯ БОЙЫНША IX ХАЛЫҚАРАЛЫҚ БІРІМЖАНОВ СЪЕЗІНІҢ ЕҢБЕКТЕРІ
пересматриваться с изменением условий жизни, требований, который задаёт современный рынок труда. Пересмотр учебных планов трудоёмкий и ответственный процесс, требующий чёткого представления того, чему и как должна подготовить сист ема образования подрастающее поколение. В настоящее время данная цель достаточно ясна – это подготовить поколение, обладающее навыками, знаниями и личными качествами, которые позволят адаптироваться и проявлять гибкость в быстро изменяющихся условиях жизни [2].
данной статье хотелось бы поделиться наблюдениями, полученными в ходе
прохождения профессиональной стажировки по международной программе Болашак на факультете Образования Университета Кембридж (Великобритания). Одним из вопросов программы была структура и содержание школьного учебного плана (куррикулума)
Англии.
Формирование химической грамотности в системе образования Англии
предусмотрено учебным планом в составе интегрированного предмета «Science», который является одним из трёх обязательных предметов. Данный предмет вводится в школьное расписание с 1 класса. По окончании средней школы (11 класс) все учащиеся сдают
международный экзамен уровня GCSE (уровень средней школы), организуемый независимой международной компанией (AQA, CIE, EDEXCEL, OCR и т.д). В старшей
школе (12-13 класс) химия выделяется в отдельный школьный предмет и учащиеся могут выбрать его по своему усмотрению, согласно профессиональной направленности и личной мотивации.
Содержание предмета на каждом этапе начального и среднего школьного образования регламентируется национальным куррикулумом Англии, а также
спецификацией, которую предоставляет международная экзаменационная компания на этапе средней школы (10-11 класс). Для старшей школы национальный куррикулум не разрабатывает предметное содержание ни по одному школьному предмету. Школам
даётся право самим выбирать независимую экзаменационную компанию для итогового оценивания учащихся, которая регламентирует содержание предмета в спецификации, в том числе и химии.
отечественной системе образования начальные знания по химии закладываются в предмете «Естествознание», который вводится в 1-4 классе [3]. Кроме того, данный
предмет включает формирование начальных концепций по физике, географии, биологии. Формирование начальных концепций и навыков по химии предусмотрено в двух
разделах «Я – исследователь» и «Вещества и их свойства». Раздел «Я – исследователь» направлен на развитие первоначальных исследовательских навыков учащихся. Данный раздел является первым разделом во всех классах начальной школы.
Уже с 1 класса у учащихся планируется формировать понятие двух основных концепций: «наблюдение», «эксперимент». В целях детально не отражено какие
простейшие эксперименты и по каким темам учащиеся данной возрастной группы должны выполнить в обязательном порядке. Во втором классе вводится новое понятие «источник информации», учащиеся должны приобрести навыки по определению цели, объекта,
плана, сроков и результата процесса наблюдения, уметь составлять план и формулировать выводы, кроме того определять цель, гипотезу, ресурсы, сроки и результат эксперимента,
проводить эксперименты и фиксировать его результаты в виде таблицы. В третьем классе планируется дальнейшее развитие умений по отражению результатов проводимых экспериментов в виде диаграмм, а также формулирование выводов. К концу начальной
школы в 4 классе завершается формирование начальных исследовательских навыков умением определять актуальные направления исследований на основе собственных
размышлений и предпочтений, аргументировать выбор своего метода исследования и представлять полученные результаты. Данное содержание целей обучения по рассматриваемому разделу включает в себя навыки высокого порядка на применение, анализ и синтез по таксономии Блума, которые должны формироваться на основе
561
ХИМИЯ ЖӘНЕ ХИМИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯ БОЙЫНША IX ХАЛЫҚАРАЛЫҚ БІРІМЖАНОВ СЪЕЗІНІҢ ЕҢБЕКТЕРІ
предметных знаний и понимания того, что планируется применять и анализировать. К этому времени у учащихся данной возрастной группы есть определённый объём знаний об окружающем мире и понимания процессов, протекающих в окружающей среде. Содержание предмета направлено на изучение теоретических вопросов об окружающей среды через практическую деятельность. Однако недостаточное количество знаний могут привести к неполному пониманию целей наблюдения и исследования, поскольку возможно искажение иерархии формирования навыков – от знания и понимания и на основе них развитие навыков критического мышления или наоборот.
Второй раздел «Вещества и их свойства» планируется вводить со второго класса. Ознакомление со свойствами начинается с изучения воздуха, воды и природных ресурсов. Во втором классе водятся концепции «агрегатное состояние», «цвет», «запах», «теплопроводность», «форма», «природные ресурсы», «источники ресурсов ». Учащиеся возвращаются к концепции «исследования» через изучение процессов изменения агрегатного состояния воды.
третьем классе у учащихся планируется развивать умение характеризовать вещество согласно его агрегатному состоянию и происхождению, продолжается развитие
понятий «воздух» и «вода», вводятся новые термины, такие как горение, способы очистки воды. Также учащиеся знакомятся с новым веществом – почвой, изучают состав почвы,
включая песок, глину, остатки растений и животных, воду, воздух. Учащиеся должны объяснять необходимость бережного использования питьевой воды, а также предложить собственную модель фильтра для очистки воды, исследовать плодородие почв в
зависимости от состава. В данном случае учащиеся снова возвращаются к исследовательским и изобретательским умениям, на формирование которых посвящён раздел «Я – исследователь» в начале учебного года.
четвёртом классе по изученным свойствам веществ по программе планируется развивать у учащихся определять сферы применения веществ (воздуха, воды, полезных
ископаемых), описывать круговорот воды в природе на основе имеющихся представлений об агрегатном состоянии вещества, изученном во втором классе, приводить примеры
загрязнения воды в природе. При этом вводится новая концепция «растворимость», «исчерпаемые полезные ископаемые». Учащиеся должны определять области применения полезных ископаемых, знать основные месторождения Казахстана. Учащиеся продолжают
применять знания и навыки по выполнению исследования из первого раздела на примере получения нового вещества согласно составленному плану эксперимента, исследование
растворимости различных веществ в воде, создание путей сохранения и бережного использования полезных ископаемых[3].
По итогам начальной школы учащиеся имеют первичные экологические
представления о воде, воздухе, почве.
Начальная школа в системе школьного образования Англии включает с 1 по 6 класс.
Формирование начальных представлений о химии закладывается в предмете «Science» в таких разделах как «Объекты окружающей среды» (1 класс), «Использование объектов окружающей среды» (2 класс), «Горные породы» (3 класс), «Состояния вещества» (4
класс), «Свойства и изменения веществ»(5 класс). Во всех классах начальной школы цели обучения направлены на развитие навыков сравнения, поиска различий и схожих признаков (группировка)[4].
первом классе у учащихся планируется развить навык умения различать объект окружающей среды и вещество, из которого он состоит. Таким образом, учащиеся
понимают такие концепции как «вещество», «состав », «физические свойства» на примере дерева, пластика, стекла, металла и горной породы. По наблюдениям учащиеся
сравнивают и группируют различные объекты окружающей среды на основе их простейших физических свойств. Во внимание учащихся берутся более разнообразный диапазон объектов, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни, более конкретные вещи, которые возможно ощутить и наблюдать.
562
ХИМИЯ ЖӘНЕ ХИМИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯ БОЙЫНША IX ХАЛЫҚАРАЛЫҚ БІРІМЖАНОВ СЪЕЗІНІҢ ЕҢБЕКТЕРІ
Во втором классе развиваются концепции состава вещества и простейших физических свойств. Учащимся необходимо сопоставить знания о свойствах объектов окружающей среды с возможностью применения этих веществ. Кроме того, у учащихся планируется формировать новые для них концепции как «сжатие», «сгибание», «скручивание», «растяжение», при помощи которых формируется понимание возможности изменения форм твёрдых объектов для изготовления различных материалов.
Наблюдается формирование схожих навыков в двух учебных программах в третьем классе. Учащиеся также изучают новое понятие «почва», понимают, что она образуется из горных пород и органического вещества; кроме того учащиеся должны описывать простыми терминами как образуются полезные ископаемые из остатков живых организмов
Только в четвёртом классе учащиеся на уроке «Science» сталкиваются с такими понятиями как агрегатное состояние, у учащихся планируется развивать навык сравнения
группировки материалы на основе их агрегатного состояния, учащиеся исследуют температуру как фактор, влияющий на изменение агрегатного состояния вещества, а также скорость процесса испарения в зависимости от температуры.
пятом классе учащиеся учатся сравнивать и группировать объекты окружающей среды на основе свойств, включая твёрдость, растворимость, прозрачность, проводимость
(электрическую и термическую), а также реакцию на магнит. Вводится понятие «растворимости», «обратимых процессов», таких как растворение, смешивание и изменения агрегатного состояния, а также «необратимых процессах», таких как горение и
действие кислоты на соду. Учащиеся выбирают альтернативные методы разделения смеси на основе знаний об агрегатном состоянии вещества [4].
По окончании начальной школы у учащихся чётко закладывается представление о физических и химических процессах, изменения вещества.
Основные методы исследования не акцентируются в учебном плане, и на их
изучение не отводится отдельное, поскольку эти навыки закладываются в предметном содержании.
Организация учебного материала во многом обуславливает качество формирования тех или иных навыков и реализацию целей, изначально поставленных перед учебной программой. Рациональное использование ресурсов, в том числе и количество времени,
может отражаться не только на качестве понимания учебного материала, но и учебной мотивации, любознательности, а также на развитие навыков самостоятельного обучения.
Список литературы
http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/akorda_other_events/uchastie-v-xxiv-sessii-assamblei-naroda-kazahstana
Ch. A. Jones, I. Duckett. Planning and managing curriculum change. Published by the Learning and Skills Network, 2006.-67 p.
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования). Начальное образование (1-4классы), 2015.-41 c.
Science programmes of study: key stages 1 and 2. National curriculum in England, September 2013.-34 p.
563
ХИМИЯ ЖӘНЕ ХИМИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯ БОЙЫНША IX ХАЛЫҚАРАЛЫҚ БІРІМЖАНОВ СЪЕЗІНІҢ ЕҢБЕКТЕРІ
Оспанова А.К., Везенцев А.И., Попов М.В., Максатова А.М., Жумат А., Абишева Ж., Карл Ө. ПОЛУЧЕНИЕ ПОРИСТОЙ ПЛАТФОРМЫ НА ОСНОВЕ ДИАТОМИТА С КАТАЛИТИЧЕСКИМИ И СОРБЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ 493
Савденбекова Б.Е., Оспанова А.К., Абдуразаков У.А., Искакова М.К., Жартыбаев Р.Н., Ашимхан Н.С., Абдикара А.С. ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЙ АК ТИВНОСТИ ТРИКЛОЗАНА И ХЛОРГЕКСИДИНА В МУЛЬТИСЛОЯХ НА ОСНОВЕ ХИТОЗАНА И КАРБОКСИМЕТИЛЦЕЛЛЮЛОЗЫ 503
Семенова С.А., Патраков Ю.Ф., Аккулова З.Г. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУКТОВ ОЗОНИРОВАНИЯ МАЙКУБЕНСКОГО УГЛЯ 513
Сергазина С.М., Касенов Б.К., Еркасов Р.Ш., Нурмуханбетова Н.Н. ТЕПЛОЕМКОСТЬ ФЕРРИТА GdMgFe2O5,5 В ИНТЕРВАЛЕ 298.15-673К 519
Суюнбаев У., Тулибаев Е.М., Ахмет О., Асанов Н.А. НИКЕЛЬ- ХРОМОВЫЕ КАТАЛИЗАТОРЫ СИНТЕЗА ЦИТРОНЕЛЛАЛЯ ИЗ ЦИТРАЛЯ 523
Толенди Ж. А., Кажмуратова А. Т., Жумагалиева Т. С., Болатбай А. Н.,КожабековаГ.Е.ИССЛЕДОВАНИЕТЕРМИЧЕСКОЙ ДЕСТРУКЦИИ СОПОЛИМЕРОВ ПОЛИПРОПИЛЕНГЛИКОЛЬМАЛЕИНАТА С АКРИЛОВОЙ И МЕТАКРИЛОВОЙ КИСЛОТАМИ ПРИ РАЗНЫХ СКОРОСТЯХ НАГРЕВА 527
Ягудеев Т.А., Джелдыбаева И.М., Саменова К. СИНТЕЗ И ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЭФИРОВ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИХ ОКСИБУТАДИИНОВЫХ КИСЛОТ 534
Кенжегалиев Н., Оспанов М.А., Турмуханова М.Ж., Мурзагулова К.Б. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТЕРИФИКАЦИИ ПИПЕРИД ИНОВЫХ СПИРТОВ 538
Болаткызы Т., Верховодова С., Оспанов М. А., Турмуханова М.Ж., Мурзагулова К.Б. СЕЛЕКТИВНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОПРЯЖЕННОЙ КРАТНОЙ СВЯЗИ АМИНОДИЭФИРОВ 544
Мамутова А.А. , Құлжабай А.М. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ СЕРЫ С АРОМАТИЧЕСКИМИ АМИНАМИ 550
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 554
Аққазин Е.Ә., Маматаева А.Т., Тілеуберді Е. СТУДЕНТТЕРГЕ ХИМИЯ КУРСЫН ОҚЫТУДЫҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ 555
Баяхметова Б.Б., Акимжанова Х.Г. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 560
Калабаева М.К., Базарқызы Б. ЖОҒАРҒЫ ОҚУ ОРЫНДАРЫНДАҒЫ «БЕЙОРГАНИКАЛЫҚХИМИЯ »КУРСЫНЫҢМАЗМҰНЫН САЛЫСТЫРМАЛЫ ЗЕРТТЕУ 564
Мусабекова А.А., Абилова М.У., Шалдыбаева А.М. ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ХИМИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 570
Бекішев Қ., Ниязбаева А.И. 6М011200-ХИМИЯ МАМАНДЫҒЫНЫҢ ОҚУ ЖОСПАРЫНЫҢ МАЗМҰНЫ ТУРАЛЫ 574
617