Доклад на тему Карманные деньги. Зарубежный опыт
Выступление на школьной конференции по теме: «Карманные деньги. Зарубежный опыт»
Вступление
Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только российских родителей, экономистов, психологов, но и на Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги, а за последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.
Основные вопросы, которые решаются по этой проблеме в каждой стране, следующие:
С какого возраста выдавать детям карманные деньги?
Сколько денег давать?
Стоит ли детям копить деньги?
Надо ли детям подрабатывать в свободное время?
Как приучать детей к обращению с деньгами и стоит ли это делать?
Рассмотрим как отвечают на эти вопросы в разных странах мира и возможно постараемся перенять зарубежный опыт финансового воспитания детей.
ГЕРМАНИЯ
Немцы начинают знакомить ребенка с деньгами и учить распределять финансы рано. В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.
КАРМАННЫЕ НАЛОГИ. А в среднем немецкий школьник на свои расходы получает 5—20 евро в неделю. Если родители дают ребенку карманные деньги, то сразу забирают 20% – так они приучают детей быть порядочными гражданами и всегда платить налоги! Чтоб ребенок мог представить себе ценность денег, родители применяют такой прием – приравняли деньги к цене на любимые конфеты и каждую неделю показывают детям, что у вас денег на столько-то конфет. Но в доме могут быть или деньги, или конфеты. Так дети чувствуют ценность денег и … инфляцию.
БЛОШИНАЯ ПРИБЫЛЬ. Как и многие дети в Европе, маленькие немцы подрабатывают. Для этого в Германии даже устраивают во дворах, на улицах, при церквях детские блошиные рынки. На них дети продают свои игрушки, прочитанные книги и т.п. А вырученные деньги откладывают (так делает большинство) на «крупную покупку», например, компьютерную игру.
ШВЕЦИЯ
ДЕНЬГИ ОТ ГОСУДАРСТВА Детям-шведам деньги на карманные расходы дает… государство! «В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают, но потом они сами могут получать их до 20 лет. Но при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать. Кстати, некоторые родители из этих денег выплачивают своим чадам «на карман». В среднем маленькие шведы с 6—7 лет получают 20—45 крон ($3—6) в неделю, а старшие — около 100 ($14,5).
Что интересно, детям не приходится тратиться в школе. Потому что школьное питание — бесплатное. А в самой школе и возле нее ничего не продается. Поэтому деньги у шведских школьников уходят на то, что им действительно нравится. Например, малыши покупают т.н. субботние сладости. Дело в том, что в этой стране дети едят сладкое только по субботам, чтобы сохранить здоровые зубы.
КОПЯТ И ПРОДАЮТ ОДЕЖДУ. Умение копить деньги шведские родители поощряют и приветствуют. Например, если ребенок хочет купить компьютерную игру, то они говорят, что к каждым сэкономленным 100 кронам добавят еще столько же. А когда дети вырастают из своей одежды, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать одежду, игрушки и другие личные вещи. Они понимают, что если сохранят их в хорошем состоянии, то смогут продать тем, кому они нужнее, а сами на эти средства смогут купить что-то другое.
БИЗНЕС — В 15 ЛЕТ Шведы стараются как можно раньше научиться зарабатывать и стать самостоятельными в финансовом смысле. Подростки часто подрабатывают тем, что устраивают дискотеки. Арендуют недорогую аппаратуру, договариваются об аренде помещения — и вперед. На этом можно хорошо заработать, если людям понравится и не будет беспорядков. Более того, уже с 15 лет они могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят более «щадящие» налоги. Например, в 2010 году собственные компании были у 19 954 учеников.
Еще одна изюминка шведского финансового воспитания: детей с ранних лет приучают жертвовать на благотворительность.
ФРАНЦИЯ
В среднем же школьник начальной и средней школы получает 5—12 евро в неделю, а те, кто постарше, — 20—30 евро. Французы — большие любители годами копить. К этому некоторые из них приучают своих детей уже с 5—6 лет, когда те начинают получать карманные деньги.
КОШЕЛЕК И БЛОКНОТ В ПОДАРОК Зачастую детям дарят кошелек. У каждой секции кошелька есть свое название (приклеенное на бумажке), в зависимости от того, что им хочется купить в будущем. Туда они должны откладывать деньги. Также родители могут подарить небольшой блокнот, куда дети должны записывать свои расходы, сколько берут в долг друг у друга и сколько сэкономили. В конце каждой недели их записи пересматриваются. Только после такой проверки дети получают следующую «порцию» карманных денег.
КАРМАННЫЕ ШТРАФЫ Еще французы отличаются тем, что любят штрафовать своих детей. К примеру, они отнимают за какую-то провинность 5 евро из общей суммы карманных денег. Или же просто уменьшают или увеличивают их размер в зависимости от поведения чада.
Если детям хочется купить что-то дорогое, но карманных денег не хватает, то они ищут, где подработать. А подрабатывают французские школьники, как правило, бебиситтингом. К примеру, за 3 часа такой работы можно получить 25—30 евро.
ПОСЛЕ ШКОЛЫ — НА ВЫХОД. А уже на первом курсе университета некоторые родители отпускают своих детей в свободное плавание. Но ничего в этом экстремального нет. Во-первых, вариантов подработать — пруд пруди. Во-вторых, снимать жилье французской молодежи выгодно: каждый студент может получить госсубсидию на проживание. Экономия на расходах на жилье может доходить до 40% от месячной арендной платы.
ТУРЦИЯ
ПОЦЕЛУИ ЗА ЛИРЫ Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за … поцелуи! В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1—2 лиры ($0,5—1). Дети постарше могут получить 20—50 лир ($11—27). А дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу. Пока ребенок маленький, то подаренные деньги остаются у родителей. Когда он подрастает, то его ведут в магазин, чтобы он за них что-то купил. А свои карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10—30 лир ($5,5—16). Этого хватает на обед и канцелярские безделушки.
ФИНАНСОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Что же до финансового воспитания в целом, то турецкие родители с детства прививают детям серьезное отношение к деньгам. В особенности в этом плане «достается» мальчикам как будущим кормильцам семьи. Папы частенько водят своих сыновей к себе на работу, чтобы показать, как нелегко достаются деньги, поэтому их нужно ценить. Даже очень обеспеченные семьи настраивают детей на то, чтобы они старались поступать в бесплатное учебное заведение, если же за учебу ребенка надо платить, то родители требуют, чтобы он хорошо учился. В Турции в некоторых школах лучшим ученикам дают скидки в 50% на оплату учебы. Подрабатывать же турецкие школьники начинают где-то в 15—16 лет. Но при этом родители все равно продолжают их финансово опекать.
США
ПЕРВЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ – РОДИТЕЛИ Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. «Отношения между родителями и детьми в финансовом плане в Америке более практичные. Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям. Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей. Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями». Так, чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9—10 лет), ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку. Младшим школьникам дают «на карман» $5—10 в неделю, а подросткам — около $15. Этих денег хватает и на школьный обед, и на разные безделушки. Если же на них хочется купить что-то более дорогое, то родители не будут докладывать недостающую сумму, а предложат ребенку ее накопить или заработать.
Заработать можно, например, бэбиситтингом. За час такой работы в США подростку платят около 10—12$. Еще можно за деньги мыть машины, работать спасателем в бассейне или косить соседские газоны. А в 16—17 уже можно работать в кафе и зарабатывать больше. В общем, некоторым даже удается к 16-летию обзавестись личным авто, правда, подержанным.
ФИНАНСОВЫЕ ЛАГЕРЯ Несмотря на все это, отдельных уроков финансовой грамотности в американских школах нет. Зато они есть в специальных детских финансовых лагерях (там дети, например, играют в финансовые игры или имитируют работу банка), а также в финансовых академиях для детей, которые открыты во многих городах США.
КРЕДИТЫ С ПЕЛЕНОК Так что к моменту поступления в вуз многие американцы финансово подкованы. И для них не кажется чем-то аховым самостоятельно взять кредит в банке на учебу. Многие родители, конечно, начинают копить деньги на учебу ребенка еще до его рождения. Но в воспитательных целях дают лишь часть «учебных» денег. На оставшуюся часть могут заставить студента взять кредит в банке на его имя. Это очень полезно для финансовой дисциплины.
ВЕНГРИЯ
В венгерских семьях принято учить ребенка обращаться с деньгами, играя в финансовые игры, например, «Монополию». А в школе на уроках по домоводству им рассказывают, как составлять личный бюджет и экономить. Кроме того, здесь разбирают популярные рекламные лозунги, показывая, как компании-производители манипулируют потребительскими привычками. Что касается карманных денег, то их дают немного — до 3000 форинтов ($12) в неделю.
АНГЛИЯ
Британские родители не спешат учить детей обращению с деньгами — чтобы не лишать их детства. Но все равно дарят копилки и предлагают откладывать туда фунты, например, из карманных денег. Кстати, в среднем дают £5—10 ($8—15,5) в неделю, а подростку — £20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им подзаработать у них (выполнить какую-то домашнюю работу). А с 14 многие британцы начинают подрабатывать бебиситтенгами и получают за это £3,5—5 ($5,5—8) в час. А их родители, в свою очередь, перестают давать им «на карман».
РОДИТЕЛЬСКИЙ СБОР. Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить «родительский сбор» — 10% от своей зарплаты. Так им помогают осознать: не все заработанное они могут тратить на себя. Ведь еще придется оплачивать счет за коммуналку, покупать продукты и т.д. Чем раньше они привыкнут к этому, тем лучше для них.
Выводы
Большинство родителей в зарубежных странах выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость - 17-летний подросток получает примерно 20 -30 $ долларов в неделю.
В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги и начинают подрабатывать примерно с 8 – 10 лет. Основные возможности для подработки – это помощь по дому, бебиситтинг, скосить газон у соседей, спасатели в бассейне, официант в кафе, продавать мороженое или сладкую вату в парке, разносить газеты и др.
Также, изученный материал, позволяет сделать вывод о том, что во всем мире очень серьезно ставится вопрос о финансовом воспитании детей, правда предлагаются различные способы: «Финансовые лагеря», «Родительские сборы», «Карманные штрафы», игры в «Монополию» и др. Многое из зарубежного опыта мы могли бы перенять и применить в нашей стране, но надо помнить, что многое зависит от особенностей менталитета и способов воспитания детей в конкретной семье.
ПАМЯТКА
Когда и как выдавать детям карманные деньги
•С какого возраста давать ребенку карманные деньги - зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего отпрыска: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
•Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
•Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым".
•Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
•Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
•В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.