Урок по информатике:Построение графиков функций в программе Excel/
Урок
информатики в 10 классе
«Построение графиков функции в программе Excel»
14.12 .2012 г
Тема урока : «Построение графиков функций в программеExcel»
Цели:
Овладение практическими навыками работы в среде электронных таблиц Excel: ввод данных в рабочую таблицу, задание формул, работа с мастером диаграмм.
Создание условий для усвоения учащимися этапов построения графиков линейных функций в программе Excel, форматирования диаграмм.
Развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и товарища.
Задачи урока:
образовательная – знакомство учащихся с основными приемами построения графиков функций в программе Excel;
развивающие – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
воспитательные – воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.
Тип урока:
комбинированный
Ход работы.
I. Организационный момент (3мин.).
II.Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сегодня на уроке, мы рассмотрим как знание программы MicrosoftExcel может быть использовано для изучения математики. В частности, как можно использовать построение графиков функций в программе MicrosoftExcel для графического решения систем уравнений.
Для выполнения практической работы давайте вспомним:
1.Из чего состоит адрес ячейки? Привести пример.
Ученик: из буквы латинского алфавита и цифры. Пример: А7.
2.с какого знака начинается ввод формулы в Microsoft Excel?
Ученик: со знака «=».
3.Напишите на доске знаки арифметических операций, которые можно использовать в формуле:
Ученик: * - умножение
/ - деление
^ - возведение в степень
+ - сложение
- - вычитание
4.Вспомним, какие возможности представляет табличный процессор Excel.
· создание и редактирование таблиц;
· представление данных виде диаграмм и графиков;
· для автоматизации вычислений.
5.Назовите основные элементы окна программы Excel.
· строка меню;
· панель стандартная;
· панель форматирования;
· строка формул;
· рабочая область.
6.Что можно ввести в ячейки, а то нельзя?
· Можно число, текст, формулу.
· Нельзя звук, картинку.
7.Давайте вспомним алгебру.
· Что такое линейная функция?
· Что такое прямая пропорциональность?
· Графиком линейной функции является что?
· Графиком прямой пропорциональности является что?
· Сколько точек нужно брать на координатной плоскости, чтобы провести прямую? Почему?
8. Какой тип диаграммы нужно использовать для построения графика функции:
Ученик: Точечная.
Для примера. Рассмотрим задание.Решить графически систему уравнений если х изменяется от -7 до 7 с шагом 0,5.
Для заполнения значений х от -7 до 7 используем маркер «Автозаполнения »
В ячейку В2 вводим формулу=4/А2
В ячейку В2 вводим формулу=А2+3
х
у1
у2
-7
-0,57143
-3
-6,5
-0,61538
-2,5
-6
-0,66667
-2
-5,5
-0,72727
-1,5
-5
-0,8
-1
-4,5
-0,88889
-0,5
-4
-1
0
-3,5
-1,14286
0,5
-3
-1,33333
1
-2,5
-1,6
1,5
-2
-2
2
-1,5
-2,66667
2,5
-1
-4
3
-0,5
-8
3,5
0
#ДЕЛ/0!
4
0,5
8
4,5
1
4
5
1,5
2,666667
5,5
2
2
6
2,5
1,6
6,5
3
1,333333
7
3,5
1,142857
7,5
4
1
8
4,5
0,888889
8,5
5
0,8
9
5,5
0,727273
9,5
6
0,666667
10
6,5
0,615385
10,5
7
0,571429
11
(Рис.1)
Выделяем блок ячеек А1:С30. Вызываем мастер диаграмм .
1шаг. Выбираем тип диаграммы: «Точечная» и Вид «Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями»
Выбираем «Далее»
2 шаг.
Выбираем «Далее»
3 шаг.
В меню «Название диаграммы» печатаем « Диаграмма оценки решения системы уравнений».
Выбираем «Далее»
4 шаг.
Выполним настройку формата оси ОХ.
Выделим на графике ось ОХ – правая кнопка мыши – «Формат оси – вкладка
«Вид» - выбрать толщину линии .
На вкладке «Шкала» меню «Формат оси» - выбрать «Цена основных делений» напечатать 1.(рис.2)
(рис.2)
В результате получим.
Для оформления ответов можно использовать автофигуру «Овальная выноска».
Самостоятельная работа.
Работа по карточкам с индивидуальными заданиями.
Пример карточки, с задачей в общем виде, выводится на экран с помощью проектора.
1. Построить график функции y=f(x) на отрезке [a;b] с шагом h=c2. Установить параметры страницы и размеры графика таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.3. Создать колонтитулы для данного листа (Вид Колонтитулы):
Верхний колонтитул слева: график функции y=f(x)
Нижний колонтитул в центре: ваши Ф.И.О. и дата
4. Сохранить в своей папке под именем “Зачетный график”5. Вывести документ на печать.
Подведение итогов.
Рисунок 1