Методическая разработка практического занятия по дисциплине ИТПД на тему Построение и форматирование диаграмм в MS Excel


Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Саткинский медицинский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
для преподавателей
По дисциплине: «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»
Тема: «Построение и форматирование диаграмм в Microsoft Excel»
Специальности:
31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
2016
Рассмотрено на цикловой комиссии
«ОГСЭ, ОПД, ЕН»
_______________________________
_______________________________
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе
_______________________________
_______________________________
Составитель: преподаватель информатики
ГБ ПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Дмитренко Римма Федоровна
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Методическое пояснение PAGEREF _Toc466122271 \h 4В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области информатики после изучения темы студент должен: PAGEREF _Toc466122272 \h 5Цели занятия: PAGEREF _Toc466122273 \h 6Тип занятия: PAGEREF _Toc466122274 \h 6Место проведения занятия: PAGEREF _Toc466122275 \h 6Оснащенность занятия: PAGEREF _Toc466122277 \h 6Методы обучения: PAGEREF _Toc466122278 \h 7Методические приемы: PAGEREF _Toc466122279 \h 7Методы контроля: PAGEREF _Toc466122280 \h 7Хронологическая карта занятия PAGEREF _Toc466122281 \h 8Результаты сформированности компетенций при изучении темы «Построение и форматирование диаграмм в MS Excel»: PAGEREF _Toc466122282 \h 9Межпредметные связи PAGEREF _Toc466122283 \h 10Внутрипредметные связи PAGEREF _Toc466122284 \h 10Этапы планирования занятия PAGEREF _Toc466122285 \h 11Выводы - заключение PAGEREF _Toc466122286 \h 14Литература: PAGEREF _Toc466122287 \h 15Приложение 1 Вопросы для вводного контроля: PAGEREF _Toc466122288 \h 16Приложение 2 Эталоны ответов вводного контроля: PAGEREF _Toc466122289 \h 17Приложение 3 ТЕСТовый контроль PAGEREF _Toc466122290 \h 18Приложение 4 Эталоны ответов тестового контроля: PAGEREF _Toc466122291 \h 21Приложение 5 Карточка самооценки студента PAGEREF _Toc466122292 \h 22
Методическое пояснениеДанная методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей дисциплины «Информатика».
По календарно-тематическому плану на тему «Построение и форматирование диаграмм в Microsoft Excel» выделено:
Практика – 4 часа
Значение темы в курсе:
Изучение данной темы в курсе Информатика связано с внедрением информационных технологий в повседневную практику здравоохранения повлекло за собой коренные перемены в организации труда сотен тысяч медиков. Будущий медработник должен ориентироваться в многообразии программных средств и уметь применять их в своей практической деятельности.
Где бы ни работал  выпускник, знание и умение работать с MS Excel  ему будет необходимо. Будущий медицинский работник должен овладеть навыками работы в программе MS Excel. Такой инструмент как построитель диаграмм позволяет не только красиво оформить полученные данные, а так же обеспечивает  их наглядность.
Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.
Предлагается поэтапное изучение темы «Табличный процессор Microsoft Excel». После изучения каждого раздела, предлагается ознакомиться с основными методами работы с табличным процессором Microsoft Excel и рекомендуется ответить на вопросы самоконтроля.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области информатики после изучения темы студент должен:Иметь представление:
О том, как представить данные в виде диаграмм MS Excel;
О способах построения и редактирования диаграмм.
Знать:
Возможности табличного процессора в области построения диаграмм;
Алгоритм построения диаграмм и графиков;
Приемы редактирования диаграмм.
Элементы диаграммы.
Уметь:
Построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм.
Строить диаграммы различных типов;
Редактировать диаграмму.
Вывести на печать диаграмму
Цели занятия:Образовательные:
Формировать у студентов первоначальные умения и навыки создания диаграмм и графиков по табличным данным в программе MS Excel;.
Закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Построение и форматирование диаграмм в MS Excel»;
Изучить информационные технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel.
Научить студентов-медиков применять изученные информационные технологии для создания документов медицинского назначения;
Приобретение опыта использования персонального компьютера при создании документов медицинского назначения.
Воспитательная:
Сформировать у студентов информационную культуру, воспитать умение самостоятельно мыслить, аккуратность и активность при выполнении заданий, ответственность за выполняемую работу.
Развивающая:
Развитие компьютерной грамотности, внимания, формирование профессионального самоопределения, объективной самооценки, развитие навыков самостоятельной работы.
Тип занятия: практическое занятиеМесто проведения занятия: кабинет информатикиКоличество часов: 4 часа (180 минут)Оснащенность занятия:Наглядные пособия: презентация «Построение и форматирование диаграмм в MS Excel»
Раздаточный материал: учебное пособие Е.В. Михеевой «Практикум по информатике», методическая разработка для преподавателей
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиа.
Программное обеспечение: табличный процессор MS Excel, MS Power Point, локальная сеть.
Методы обучения:Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) -преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и по мере возможности запоминают ее.
Практический – совершенствование, углубление и применение теоретических знаний, умений по практике, стимулирование познавательной деятельности;
Репродуктивный - воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя;
Методические приемы:Рассказ
Демонстрация слайдов
Инструктаж
Работа с учебником
 
Методы контроля:Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (кроссворд)
Устный
Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой
Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.
Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе на компьютере.
Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.
Хронологическая карта занятияОрганизационный момент…………………………………………...5 мин.
Контроль исходного уровня знаний……...…………………..…....10 мин.
Мотивация учебной деятельности...………………………………...5 мин.
Изучение нового материала………………..………………..……...15 мин.
Инструктаж к выполнению практической работы………………....5 мин.
Выполнение практической работы под руководством преподавателя….………………………………………………......110 мин.
Закрепление новых знаний……….....………………………….…..15 мин.
Подведение итогов занятия. Рефлексия………..…………….…....10 мин.
Домашнее задание……………………………………………..……..5 мин.
Итого: 180 минут
Результаты сформированности компетенций при изучении темы «Построение и форматирование диаграмм в MS Excel»:Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
Межмодульные и междисциплинарные связиОДБ.05. Математика
ОГСЭ.03. Английский язык
ОП.010. Методика курсовой подготовки
ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Внутридисциплинарные связи«Организация расчетов в табличном процессоре MS»;
«Комплексное использование возможностей MS EXCEL для создания документов»;
«Создание комплексных медицинских документов».
Этапы планирования занятияНазвание этапа Описание деятельности Методическое обоснование Время (мин.)
Преподаватель Студенты 1.Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, внешний вид, отмечает отсутствующих. Раздает карточки самооценок (приложение 5) Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места. Подписывают карточки самооценок. Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль. 5 мин
2. Контроль исходного уровня знаний Фронтальный опрос, готовящий студентов к закреплению материала по теме (приложение 1)
(Слайды № 6-7) Повторяют основные понятия. Имеют возможность пользоваться учебником, конспектами. Данный этап способствует подготовке закрепления материала. 10 мин
3. Мотива-ция учебной деятельности Сообщает тему занятия. Формулирует перед учащимися цели и задачи. Мотивирует учащихся к изучению данной темы.
(Слайды № 1-5) Записывают дату, тему. Осмысливают план занятия, ставят перед собой цели. Настраивает на целенаправленную деятельность, активизирует внимание, формирует познавательный интерес к занятию. 5 мин
4. Изучение нового материала Объясняет новый материал. Знакомит студентов с основными понятиями и определениями темы.
Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов на экране.
(Слайды № 8-20)
Записывают основные определения и команды форматирования. Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету. 15 мин
5.
Инструк-таж к выполнению практической работы Формулирует задание: в тетрадях для практических занятий записать обозначения команд для создания форм. Дает инструкцию по выполнению практического задания на компьютере.
(Слайд № 21) Записывают план действий выполнения задания. Побуждение студентов к деятельности, формирование познавательного интереса, формирование алгоритма практической деятельности, осмысление этапов занятия, обработка умений и рационально планировать работу. 5 мин
6. Выполне-ние практи-ческой работы под руковод-ством преподавателя Контролирует работу студентов за компьютером, помогает исправить ошибки при выполнении задания, оказывает необходимую помощь, наблюдает за работой подгруппы в целом и за каждым студентом в отдельности. Оценивает, насколько правильно созданы формы медицинской карты амбулаторного больного, статистического талона, медицинской справки. Выполняют задания на компьютере по учебнику: «Ввести и отформатировать текст по образцу». При необходимости обращаются за помощью к преподавателю. Отработка умения работы с учебно-методическим пособием. Умение применять приобретенные теоретические знания при выполнении практического задания. Умение находить ошибки и работать над их устранением, приобретение опыта самостоятельных действий при выполнении практического задания. 110 мин
7. Закрепление новых знаний Применяя тестовый контроль, контролирует уровень усвоения урока. (Приложение 3)
Следит за работой студентов.
(Слайды № 22-24) Самостоятельно решают и письменно отвечают на вопросы теста с последующей сверкой с эталоном ответов (слайд №24) (приложение 4) Закрепление пройденного материала, определение уровня усвоения урока, развивает умение решать тесты. 15 мин
8.Подведение итогов занятия. Рефлексия Преподаватель подводит итоги занятия, дает обобщенную оценку знаний и умений учащихся, уровень их пользования компьютером. Выставляет и объявляет оценки, согласно индивидуальной карточке - самооценки студентов. Итоговая оценка за занятие рассчитывается как среднее арифметическое оценок по теории и практике. Знания оцениваются по 5–бальной системе.
Дает анализ успешности достижения поставленной цели, перспективы последующей работы. Студенты принимают участие при подведении итогов. Заполняют карточку самооценки. Слушают преподавателя, обращают внимание на его замечания. Развивает умение анализировать свои ошибки. Стимулирует интерес к дальнейшему изучению работы на компьютере. 10 мин.
9.Домаш-нее задание Предлагает записать домашнее задание «Вопросы со слайда и подготовиться по ним к следующему уроку».
(Слайд № 25) Записывают домашнее задание. Домашнее задание дается для закрепления изученного на занятии. 5мин

Выводы - заключениеДанное методическое пособие может быть использовано преподавателем для проведения практического занятия по дисциплине «Информатика» при изучении информационной технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel.
На данном занятии в большей степени внимание отводится самостоятельной работе студентов на компьютере. Студенты используют материал учебного пособия Е.В. Михеевой по данной теме, где содержатся обучающие и контролирующие задания, нацеленные на приобретение навыков практической работы по созданию и оформлению абзацев документа.
Знания и умения, приобретенные на занятии, необходимы при изучении других   общеообразовательных, общемедицинских и специальных дисциплин
Методы и приемы обучения, используемые на занятии, помогают достижению поставленных целей.
Литература:Беленький П.П. «Информатика» : учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений - Ростов на Дону: Феникс, 2005г.
Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. - СПб: Питер, 2001.
Демидова А.А. «Практикум по медицинской информатике» : учебное пособие - Ростов на Дону: Феникс, 2010г.
Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании» : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009г.
Макарова Н.В. «Информатика», М.: Финансы и статистика, 2009г.
Макарова Н.В. «Практикум по технологии работы на компьютере», М.: Финансы и статистика, 2008г.
Михеева Е.В. «Практикум по информатике» : учеб.пособие для студ. сред.проф.образования - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
Омельченко В. П. «Математика: Компьютерные технологии в медицине» Ростов на Дону: Феникс, 2010г.
Словарь терминов Excel.: http://moffice.ucoz.ru/publ/excel/slovar_terminov_excel/2-1-0-30http://festival.1september.ru
Приложение 1
Вопросы для вводного контроля:
Что такое система счисления?
Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?
Назначение электронных таблиц?
Как обозначаются столбцы и строки электронной таблицы?
Как задается имя ячейки?
Какие типы данных могут обрабатываться в электронных таблицах?
Что такое диапазон ячеек?
Что такое автозаполнение?
Приложение 2
Эталоны ответов вводного контроля:Система счисления - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных - не зависит.
Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв (А, В, С, АВ и т.д.), заголовки строк - числами (1, 2, 3 и далее).
Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например А1, В5, Е3.
В работе с электронными таблицами можно выделить три основных типа данных: числа, текст и формулы.
Диапазон – это выделенная прямоугольная область прилегающих ячеек.
Автозаполнение ячеек Excel - это автоматический ввод серии данных в некоторый диапазон. 
Приложение 3
ТЕСТовый контроль1. Электронная таблица - это:
прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.
2. Электронная таблица предназначена для:
обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;
упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;
редактирования графических представлений больших объемов информации.
3. Электронная таблица представляет собой:
совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
совокупность пронумерованных строк и столбцов;
совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
4. Строки электронной таблицы:
именуются пользователями произвольным образом;
обозначаются буквами русского алфавита;
обозначаются буквами латинского алфавита;
нумеруются.
5. В общем случае столбы электронной таблицы:
обозначаются буквами латинского алфавита;
нумеруются;
обозначаются буквами русского алфавита;
именуются пользователями произвольным образом;
6. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируются:
путем последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;
адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;
специальным кодовым словом;
именем, произвольно задаваемым пользователем.
7. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются: 
в обычной математической записи;
специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;
по правилам, принятым исключительно для баз данных.
8. Диапазон - это:
совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
все ячейки одной строки;
все ячейки одного столбца;
множество допустимых значений.
9. Активная ячейка - это ячейка:
для записи команд;
содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;
в которой выполняется ввод команд.
10. Какие существуют основные типы диаграмм?
линейная, круговая, объемная
вертикальная, круговая, график
линейчатая, круговая, график
вертикальная, горизонтальная, плоская
11. Что такое ряд данных?
названия секторов 
названия типов диаграмм
множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме
названия осей
12. Где могут располагаться диаграммы?
на листе с данными
на отдельных листах
на листе с данными и на отдельных листах
нет правильного ответа
13. Какие существуют виды графика?
вертикальный, горизонтальный
плоский, объемный
с маркерами, объемный
все верно
14. Что является основным объектом в области диаграммы?
легенда
шкала
область построения диаграммы
легенда и шкала
15. Какие существуют разновидности круговой диаграммы?
объемная, с маркерами
вертикальная, плоская
вертикальная, горизонтальная
плоская, объемная
Приложение 4
Эталоны ответов тестового контроля:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 1 1 4 1 1 2 1 4 3 3 3 3 3 4
Приложение 5
Карточка самооценки студентаФ.И.О. Ответы на вопросы вводного контроля Выполнение практической работы Тестовый контроль ИТОГ
С помощью смайлика, весёлого или грустного оцените свою работу: если вы считаете, что вам ещё нужно поработать над этой темой, то нарисуйте грустного смайлика, если легко справились со всеми заданиями, нарисуйте улыбающийся смайлик:
Критерии оценок за занятие:
оценки за ответы вводного контроля:
«5 баллов» – 93-100% (7-8 правильных ответа);
«4 балла» – 76-86% (5-6 правильных ответа);
«3 балла» – 64-71% (3-4 правильных ответа);
«2 балла» – менее 57% (меньше 3 правильных ответа).
оценки за практическую часть:
«5 баллов» - 100% - Выполнено задание полностью, включая дополнительное задание в точном соответствии с образцом.
«4 балла» - 90% - Задание выполнено полностью, но с небольшими недочетами.
«3 балла» - 80% - Задание выполнено не полностью, без дополнительного задания.
«2 балла» - менее 80% - Студент не справился с заданием
Оценки за тестовые задания:
Процент результативности (правильных ответов)
«5 баллов» – 90-100%
«4 балла» – 80-89%
«3 балла» – 70-79%
«2 балла» – менее 70%
Итоговая оценка за занятие рассчитывается как среднее арифметическое оценок по теории и практике.