Интегрированный урок (информатика + математика ) в 8-м классе по теме Построение графиков функций в Excel»
Интегрированный урок (информатика + математика ) в 8-м классе по теме "Построение графиков функций в Excel»
Кулинка Ольга Валериевна, учитель информатики и математики
МОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
Цели и задачи урока:
Повторить и обобщить знания о функции обратной пропорциональности
Закрепить практические умения и навыки работы с электронными таблицами Excel и применить их для решения реальной задачи.
Сделать вывод: как из графика функции y=kx получит графики y=kx+a и y=kx+a (a>0)развивать логическое мышление;
формировать культуру общения на уроке, работы в группах, работы на компьютерах
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, школьная компьютерная сеть, готовые файлы-задания на ученических компьютерах.
План урока:
Организационный момент
Повторение материала по математике и информатике
Работа в электронных таблицах
Обобщение работы и выводы
Ход урока.
Учитель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за урок.
Учащиеся должны обобщить данные о функции обратной пропорциональности
Повторить знания об электронных таблицах
Построить несколько графиков – гипербол в электронной таблице, выполнив задания в электронных книгах на своих компьютерах.
Сделать вывод: как из графика функции y=kx получит графики y=kx+a и y=kx+a (a>0)Учитель делит учащихся на три группы. Каждой группе дается план, по которому нужно построить ответ. Один учащийся из группы отвечает на поставленные вопросы.
Карточка 1.
Постройте ответ по плану:
Какую функцию называют обратной пропорциональностью?
Какую кривую называют обратной гиперболой?
Из скольких ветвей состоит гипербола?
Зависит ли расположение гиперболы от значений k?
Как построить гиперболу?
Ответы 1-ой группы: 1) Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задавать формулой вида , где х- независимая переменная и k – не равное нулю число.
2) Кривую, являющуюся графиком обратной пропорциональности, называют гиперболой.
3) Гипербола состоит из двух ветвей.
4) Если к>0, то гипербола расположена в I и III координатных четвертях, если k<0, то во II и IV четвертях.
5) Для того, чтобы построить гиперболу, необходимо найти значения у, соответсвующие некоторым положительным значениям и противоположным им отрицательным значениям х. Отметить точки на координатной плоскости и плавной линией соединить полученные точки так, чтобы получилось две ветви.
Карточка 2.
Какой документ называется Рабочей книгой?
Из чего состоит Рабочая книга?
Из чего состоит рабочий лист?
Что такое адрес ячейки и какая ячейка называется активной?
Какую информацию можно помещать в ячейки?
Как записываются формулы в ячейки и что они могут содержать?
Ответы 2-й группы. 1) Документ, созданный в электронной таблице, называется Рабочей книгой.
2) Рабочая книга состоит из рабочих листов.
3) Рабочий лист имеет табличную структуру и состоит из строк и столбцов, на их пересечении образуются ячейки таблицы.
4) Выделенная ячейка называется активной и играет роль курсора.
5) В ячейки можно помещать текстовую, числовую информацию и формулы.
6) Если ячейка содержит формулу, то ее запись начинается со знака «=». Кроме
этого формулы содержат знаки арифметических действий, круглые скобки,
адреса ячеек и встроенные функции.
Карточка 3.
Объясните построение графика функции в Microsoft Excel на примере графика функции
Ответ 3-й группы (для ответа используется учительский компьютер и проектор). 1) Строим таблицу значений: в ячейки А1 и А2 вносим числа -5 и
-4,5, Объединяем эти ячейки и, пользуясь маркером заполнения, заполняем столбец А до значения 5. В ячейку В1 вносим формулу =3/А1. Пользуясь маркером заполнения копируем формулу для всех значений х. Удаляем значения х=0, т.к. на ноль делить нельзя, и соответствующее ему значение столбца В.
2) выполняем команды Вставка/График, выбираем нужное количество графиков (1), подписи по оси х и оси у из данного диапазона
Работа на компьютерах.
Учитель: На ваших Рабочих столах находится Рабочая книга График. Вам необходимо выполнить задания на четырех рабочих листах. Сравнить расположение графика функции y=kx с расположениями графиков y=kx+a и y=kx+aУчащиеся садятся за компьютеры. Используя Excel, выполняют задания на компьютере (приложения 1 и 2)
По одной работе из каждого варианта передается по сети на учительский компьютер. Просматриваются и сравниваются построенные графики функций. Делается вывод о расположении гиперболы (учащиеся записывают в тетрадь):
y=1x y=1x+a а>0 y=1x-a (a>0) y y y
x -а x a x
смещается на а влево смещается на а вправо
y=1x+a (а>0) y=1x-a (a<0)
y y a
x x
-a
Смещается на а вниз смещается на а вверх
Подведение итогов урока.
Учитель: С помощью графиков функций, построенных нами на компьютерах мы сделали вывод о том, как из графика функции y=kx получит графики y=kx+a и y=kx+a (a>0). Дома постройте график функции y=-3x+4 и сделайте вывод о том, как его можно получить из графика функции y=3x. Всем спасибо за урок.