открытый урок «Наглядное представление статистической информации» (8 класс) пояснительная записка


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ №26 Подразделение 5
г. Москва, ул. 1-я Карачаровская, д.15, т. 499-171-07-75
Автор: преподаватель математики Данилушкина Елена Борисовна
Открытый урок
«Наглядное представление статистической информации»
Москва, 2012г.
Пояснительная записка к уроку
«Наглядное представление статистической информации»
Данный урок предназначен для обучающихся НПО на базе 7 классов.
Стандарты второго поколения по математике для обучающихся 7-9 классов включают раздел по изучению элементов статистики .Элементы статистики становятся обязательным компонентом образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах.При изучении статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации.
Цель:
Познакомить обучающихся со способами сбора, группировки и изображения статистических данных;
Продемонстрировать при помощи презентации различные способы представления информации;
Научить анализировать статистическую информацию и изображать ее в различных формах;
Показать связь с информатикой при построении диаграмм;
Научить обучающихся работать в группах;Воспитать у обучающихся чувство коллективизма.
Ход урока.
В начале урока необходимо акцентировать внимание обучающихся на материале предыдущего урока. В частности закрепить понятия «частота», «относительная частота» и « среднее арифметическое число». Данные понятия необходимы при изучении наглядного представления статистической информации. Далее демонстрируется разработанная мною презентация о наглядном представлении информации при помощи диаграмм ( приложение 2 файл POWER POINT « диаграммы»).
Содержание презентации.
1-й слайд содержит название темы , прописан автор презентации;
2-й слайд показывает способы изображения информации;
3-й слайд :определение диаграммы;
4-й слайд рассказывает о основных типах диаграмм;
5-й слайд показывает трехмерное изображение столбчатой диаграммы;
6-й слайд показывает сгруппированную столбчатую диаграмму;
7-й слайд рассказывает о диаграммах-линиях;
8-й слайд демонстрирует графическую диаграмму;
9-й слайд определяет диаграммы-области;
10-й слайд демонстрирует диаграмму-область;
11-й слайд определяет круговые (секторные) диаграммы;
12-й слайд демонстрирует круговую диаграмму;
13-й слайд показывает объемную кольцевую диаграмму;
14-й слайд определяет и демонстрирует радиальную диаграмму;
15-й слайд демонстрирует биржевую диаграмму;
16-й слайд определяет ботаническую диаграмму;
17-й слайд демонстрирует ботаническую диаграмму.
На пустом слайде показать обучающимся окно создания диаграмм средствами презентации, что закрепит межпредметную связь математики и информатики. Также рассказать о возможности построения диаграмм в других приложениях Windows, таких как Exel и Word.
После демонстрации презентации необходимо на конкретных примерах научить обучающихся строить несложные столбчатые диаграммы и гистограммы.
Далее для закрепления изученного материала класс делится на группы по четыре человека. Каждой группе выдается индивидуальное задание (приложение 1) для построения диаграммы. Ребята выполняют работу за определенное время (15 мин) на листах ватмана фломастерами. Качество и грамотность выполнения задания оценивает преподаватель по ранее озвученным критериям. Диаграммы должны быть легко читаемы, наглядны, построены в соответствии с требованиями выданного задания.
В конце урока подводятся итоги, озвучиваются полученные оценки, задается домашнее задание для закрепления материала.
Поскольку в последнее время огромное внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся во внеурочное время, то целесообразно в качестве домашнего дать задание построить диаграммы при помощи компьютера.
В идеальном варианте данный урок нужно сделать интегрированным, то есть провести его совместно с преподавателем информатики в кабинете с наличием компьютеров. Рефлексия знаний будет в данном случае более высокой и качественной.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, надеюсь на успешную реализацию разработанного урока «Наглядное представление статистической информации» с использованием ИКТ и инновационных методов организации самостоятельной работы обучающихся в группах.
Хочу отметить, что предлагаемые задания для обучающихся носят невымышленный характер. В настоящее время в колледже № 26 в подразделении №5, где я преподаю математику, обучаются группы 1-515-С и 1-516-С. Ребятам будет интересно ознакомиться со статистической информацией по успеваемости и посещаемости обеих групп за истекший учебный период 2011-2012 года.  Разработку данного урока можно рекомендовать за основу для проведения в любом общеобразовательном учреждении.
Для самостоятельной работы обучающимся можно предложить самим собрать необходимую статистическую информацию и построить соответствующие диаграммы.
Список использованных источников и литературы
1. Государственные образовательные стандарты. Высшее педагогическое образование (год утверждения – 2005). http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593. 38 с. http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940.
3.Учебник «Алгебра» 8 класс, Макарычев Ю.Н.,Просвещение, 2011 год.


Приложение 1
Индивидуальные задания для построения диаграмм
Задание для первой группы обучающихся.
По оценкам за I полугодие 2011-2012 учебного года по алгебре обучающиеся группы 1-516-С распределились следующим образом:
«5» - 2 студента, «3» - 9 студентов,
«4» - 5 студентов, «2» - 1 студент.
Постройте столбчатую диаграмму, характеризующую распределение учащихся по оценкам за полугодие.
Задание для второй группы обучающихся.
Посещаемость группы 1-516-С в 2011-2012 учебном году распределилась следующим образом:
Сентябрь – 95%, Ноябрь – 70%, Январь – 70%, Март- 95%
Октябрь - 80%, Декабрь – 90%, Февраль – 80%
Постройте гистограмму, характеризующую распределение учащихся по посещаемости за указанный период.
Задание для третей группы обучающихся.
По оценкам за I полугодие 2011-2012 учебного года по алгебре обучающиеся группы 1-515-С распределились следующим образом:
«5» - 1 студента, «3» - 13 студентов,
«4» - 4 студентов, «2» - 1 студент.
Постройте столбчатую диаграмму, характеризующую распределение учащихся по оценкам за полугодие.
Задание для четвертой группы обучающихся.
Посещаемость группы 1-515-С в 2011-2012 учебном году распределилась следующим образом:
Сентябрь – 95%, Ноябрь – 70%, Январь – 70% Март – 80%
Октябрь - 70%, Декабрь – 80%, Февраль - 75%
Постройте гистограмму, характеризующую распределение учащихся по посещаемости за указанный период.
Приложение 2
презентация ( файл POWER POINT « диаграммы»)
«Наглядное представление статистической информации»