Влияние занятий лыжной подготовкой на развитие двигательных качеств подростков
Министерство образования и науки РФ
Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Индустриально-педагогический колледж г.Советска»
Методическая разработка
Тема: Влияние занятий лыжной подготовкой
на развитие двигательных качеств
подростков
Работу выполнил:
Кошкин Андрей Алексеевич
преподаватель лыжного спорта
г. Советск 2013 г.
Оглавление
Введение
1. Влияние занятий лыжной подготовкой на развитие двигательных качеств
Особенности физического развития при занятиях спортом 6
Особенности организации лыжной подготовки в учебных заведениях ...23
2. Организация и результаты исследования
Организация исследования ...26
Результаты исследования ..27
Заключение ... 34
Литература .. 36
Приложение
Введение
В настоящее время выдвинута важная задача-разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка.
Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становиться действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшение их физического развития.
С нашей точки зрения эта тема является актуальной в данный момент. Дело в том, что, работая с подростками, нужно иметь подход к каждому, также требуется учитывать и индивидуальные особенности и способности. Те дети, которые занимаются лыжным спортом, естественно, отличаются своей физической подготовкой от тех, кто не занимается, поэтому в занятиях нужно учитывать нагрузку, даваемую детям.
Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Дело в том, что период от 13 до 17 лет характеризуется бурным развитием физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта. В тоже время интенсивные нейро-эндокрийные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может, однако как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятиях на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках – успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества, смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.
Проблема исследования: ухудшение физических качеств школьников, не занимающихся спортом.
В данной работе рассматривается развитие физических качеств детей 15-17 лет в условиях школьных уроков физической культуры и при специализированных занятиях лыжным спортом.
Объект исследования: физические качества подростков.
Предмет исследования: влияние лыжных тренировок на физические качества подростков.
Целью данной работы является сравнительный анализ физических качеств спортсменов - лыжников и школьников, не занимающихся спортом, 15-17 лет между собой.
Для этого поставлены следующие задачи:
изучить литературные источники по данной теме;
изучить место лыжной подготовки в системе общего физического воспитания школьников;
определить этапы исследования и развития физических качеств у лыжников и школьников;
оценить влияние занятий лыжной подготовки на организм подростков.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературных источников;
Метод контрольного упражнения;
Метод обработки полученных данных
Изучение собственного опыта работы тренера-преподавателя
Гипотеза: предположим, что занятия лыжным спортом положительно влияют на развитие физических качеств.
База исследования: МОУ СОШ «Колянурская средняя школа».
1.2. Особенности физического развития при занятиях спортом
Особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеет немаловажное значение для правильного решения многих вопросов педагогической практики.
В результате исследований врачей, физиологов и педагогов накоплено большое количество данных, характеризующих возрастные особенности организма детей, подростков и юношей при занятиях физической культурой и спортом.
Полученные данные важны при решении педагогических проблем физического воспитания школьников, поскольку на базе представлений о закономерностях возрастного развития организма и влияния, оказываемого на него физическими упражнениями, должны решать принципиальные вопросы организации и методики занятий.
Специальное воздействие физических упражнений на организм человека с целью развития определенных качеств должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. Чаще всего воздействие с целью активного влияния на развитие тех или иных качеств должно совпадать с периодом, когда в организме развиваются те его стороны, от которых зависит данное качество.
Формирование двигательной функции человека тесно связано со становлением высшей нервной деятельностью, формированием нервно-мышечного аппарата и его функций, развитием внутренних органов и процессов обмена веществ. Неравномерность морфологического и функционального развития отдельных органов и систем лежит в основе особенности их взаимосвязи на разных этапах онтогенеза.
Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Индивидуальное развитие организма происходит гетерохронно, т.е. различные органы и системы формируются в различные сроки. В отдельные периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может усилиться.
В условиях современной цивилизации, в условиях снижения естественной двигательной активности наиболее эффективным, целенаправленным воздействием на организм следует считать систематические занятия физическими упражнениями.
Спортивная тренировка обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. По мере повышения тренированности организма соответственно возрастает мышечная работоспособность. Юные спортсмены, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом, обладают большей работоспособностью, выносливостью. При этом, чем старше возраст юных спортсменов и чем выше квалификация, тем больше различия в работоспособности, между занимающимися и не занимающимися спортом, наблюдаются у девочек.
Вместе с ростом работоспособности у юных спортсменов увеличивается способность к максимальному потреблению кислорода. Под влиянием систематических занятий спортом аэробная производительность повышается, возможно, это связано с тем, что у юных спортсменок старшеклассниц наблюдается снижение относительного содержания жира до 14%.
В результате анализа экспериментальных данных удалось выявить у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом следующие закономерности:
более высокие показатели функциональных параметров у мальчиков, чем у девочек;
более значительные различия между мальчиками и девочками в 15 лет.
Интересные данные получены по динамике возрастных изменений суммарной силы измеряемых групп мышц, которые характеризуются неравномерностью подъема. Так с 14 до 15 лет наблюдалось замедление темпов роста силы у подростков занимающихся и не занимающихся спортом. Подобное замедление темпов роста силы обусловлено гормональными перестройками в организме подростков.
Отмеченное с 15 до 16 лет вторичное повышение силы можно объяснить, вероятно, завершением пубертатного периода, когда все органы и системы человека достигают высокого уровня совершенствования.
Лыжные гонки предъявляют высокое требование к выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовке лыжника. Для эффективного преодоления современной трассы лыжнику-гонщику требуется высокоразвитая спецификация силы мышц нижних и верхних конечностей. У лыжника-гонщика такими мышцами являются разгибатели бедра (четырехглавая мышца бедра), голени, разгибатели плеча (трехглавая мышца плеча) и мышцы туловища (широчайшие мышцы спины и большая круглая мышца).
Сила и выносливость мышц зависит от композиции мышечных волокон, чем больше процент медленных волокон, тем выше статическая выносливость. Соотношение между быстрыми и медленными волокнами у разных людей сильно варьирует – от 25% до 90%. Лыжник-гонщик экстракласса должен иметь 70-90% медленно сокращающихся волокон.
В 16-17 лет темпы роста показателей специальной силы снижаются. С этого момента характер возрастных закономерностей развития специальной силы у школьников, не занимающихся спортом, и у лыжников-гонщиков становиться качественно одинаковыми. Различия наблюдаются в темпах роста, которые значительно выше у юных спортсменов.
Абсолютные показатели и темпы роста специальной силы у 17-18-летних юношей, не занимающихся спортом, и у юных спортсменов существенно отличаются – у первых они ниже. Так, у не занимающихся спортом при одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при попеременном отталкивании руками – на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой – на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13-14 до 17-18 лет наблюдается резкий скачок, в развитии показатели мощности отталкивания. У лиц, не занимающихся спортом, в этот период темпы ее прироста не значительны.
Данные возрастных закономерностей развития специальных силовых показателей у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, необходимо учитывать при планировании средств и методов их воспитания в процессе учебно-тренировочных занятий, а также уроков лыжной подготовки в школе.
Становление отдельных физических качеств, а также параметров, характеризующих физическое развитие юных лыжниц 10-16 лет, происходит гетерохронно. Скачек увеличения силы мышц отмечается с 11-13 лет, ежегодный прирост достигает 49%. В последующем темпы роста силы снижаются. Наибольшие изменения скоростных и скоростно-силовых качеств отмечено в возрасте 11-14 лет. Показатели быстроты увеличиваются на 15%, а прыгучесть на 24%. С 14 до 16 лет данные показатели изменяются незначительно.
С 10 до 16 лет длина тела юных лыжниц увеличивается на 28,1%, вес тела – на 30,1%, ЖЕЛ – на 47,6%, окружность груди – на 15,9%, выносливость – на 79,9%, мышечная сила – на 92,4%, быстрота – на 22,9%, скоростно-силовые качества – на 46,4%, гибкость – на 27,6%.
В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов все большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки. В методологии моделирования применительно к системе подготовки юных спортсменов особое значение приобретает учет особенности возрастной динамики развития физических качеств.
1.3. Особенности организации лыжной подготовки
в учебных заведениях
Лыжная подготовка – обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижения на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей, девушек и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум занятий по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в РФ. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуется лыжная гонка на различные дистанции. Главная задача занятий лыжным спортом – достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами.
Спортивная подготовка лыжника – это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Достижение наивысших результатов – процесс длительный, путь от новичка до мастера спорта в лыжных гонках занимает от 6 до 8 лет целенаправленной и систематической подготовки. Основная цель системы подготовки в лыжном спорте – это достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства. В процессе многолетней подготовки вся деятельность спортсмена подчинена достижению наивысших результатов в лыжном спорте. В этом и заключается основное отличие подготовки в лыжном спорте от различных форм занятий на лыжах, где перед преподавателем стоят другие цели и в связи с этим решаются другие задачи (например, в лыжной подготовке и в различных физкультурно-массовых оздоровительных мероприятиях).
Существует две основные формы организации занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту: урочный (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочные (организованные групповые, самодеятельные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия). Наиболее широкое распространение получили урочные формы занятий. Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников.
На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обучение разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока всегда является руководящая роль учителя и единство решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста).
Успешное решение задач физического воспитания школьников во многом зависит от правильного сочетания урочных форм занятий по лыжной подготовке с широкими физкультурно-массовыми мероприятиями по лыжному спорту.
Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями.
Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроке лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливость, сила, ловкость и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий, и т.д.
Таким образом, для проведения уроков лыжной подготовки в учебных заведениях необходимо тщательная подготовка учителя к занятиям, четко поставленные цели и задачи которых необходимо достичь.
2. Организация и результаты исследования
2.1. Организация исследования
На первом этапе исследования были изучены литературные источники по влиянию лыжного спорта на организм подростков. Результаты и выводы были отражены в первом разделе данной работы.
Второй этап включал проведение исследования собственного опыта работы тренера-преподавателя по лыжным гонкам ДЮСШ г Советска Полянина Сергея Ивановича, стаж работы 25 лет, высшая категория. На этом этапе проводилось педагогическое тестирование с участием двух исследуемых групп. Возраст исследуемых в группах 15-17 лет.
Для определения физических качеств были отобраны следующие упражнения:
бег 30 метров (с высокого старта);
челночный бег 4*10 метров;
прыжки в длину с места;
6-минутный бег (м);
наклон вперед из положения сидя (см);
подтягивания на перекладине (девочки на низкой).
Данные упражнения позволяют выявить физические способности, такие как: скорость, координация, скоростно-силовые качества, сила, выносливость и гибкость. Полученные результаты смогут подтвердить или опровергнуть данные, полученные на начальных стадиях нашего исследования.
Третий этап включал в себя проведение повторного тестирования для обеих исследуемых групп и оценка результатов, проведенного исследования. После этого были сделаны выводы по проведенной работе.
2.2. Результаты исследования
В ходе проведения нашего исследования у исследуемых групп были проведены три среза, на которых были отобраны результаты выполнения предложенных упражнений. Данные результаты будут использованы для оценки влияния лыжной подготовки на организм подростков.
Скорость (бег 30 м).
У школьников наилучший результат прослеживался весной 2007 года и был равен 4,7. Средний результат скорости осенью 2007 года (4,9 с) улучшился по сравнению с осенью 2006 года (5,1 с), но ухудшился по сравнению с результатом весной 2007 года (4,7 с). На графике 1 прослеживается некоторое улучшение скорости у школьников, не занимающихся спортом и затем некоторое ее ухудшение. У лыжников скорость осенью 2006 года и весной 2006 года была на одном уровне (4,2 с), а осенью 2007 года незначительно повысилась. По данным школьной программы (табл.8) результат школьников находится на среднем уровне, а результат лыжников превышает высокий уровень физической подготовленности. Группы по развитию скорости существенно отличаются друг от друга.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Координация (челночный бег).
У школьников результат изменялся таким образом, что результат, полученный осенью 2007 года (10,3 с) был лучше, чем осенью 2006 года (10,4 с), но хуже чем весной 2007 года (10,1 с). У лыжников результаты весной и осенью 2007 года (9,2 с) улучшились, по сравнению с осенью 2006 года (9,4 с). В целом у школьников и у лыжников результаты выросли в среднем на 0,1 с и на 0,2 с соответственно. На графике 2 видны незначительные улучшения координации у школьников и стабилизации у лыжников.
Уровень развития координации у школьников средний, а у лыжников превышает высокий. Группы по развитию координации существенно отличаются друг от друга.
Выносливость (6 – минутный бег).
Развивается у школьников и у лыжников. На графике 3 видно увеличение среднего результата школьников весной 2007 года, затем небольшое снижение осенью 2007 года. У лыжников прослеживается равномерный рост результатов.
У школьников уровень развития выносливости на среднем уровне, а у лыжников превышает высокий. Группы по развитию выносливости существенно отличаются друг от друга.
Гибкость (наклон вперед из положения сидя)
И у школьников, и у лыжников результаты не изменились, что прослеживается на графике 4. По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдается до 13 – 14 лет, после этого начинается окостенение опорно-двигательного аппарата, что не позволяет развивать данный показатель. Проведенные исследования подтверждают данные литературных источников.
Степень развития гибкости и у школьников, и у лыжников находятся на среднем уровне. Результаты практически не отличаются друг от друга.
Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места).
У школьников и у лыжников результаты улучшились. У школьников средний результат осенью 2006 года и весной 2007 года был равен соответственно 178 см и 179 см, а осенью 2007 года – 184 см, что свидетельствует о незначительном приросте результата. У лыжников осенью 2006 года результат был 207 см, а весной и осенью 2007 года незначительно увеличился – 210 см.
На графике 5 прослеживаются данные изменения результатов, как у лыжников, так и у школьников.
Таким образом, скоростно-силовые качества продолжают развиваться и у школьников, и у лыжников. Данные обеих групп находятся на среднем уровне развития скоростно-силовых качеств, но у лыжников заметно некоторое превосходство.
Сила (подтягивание на перекладине).
Также развивается и у школьников, и у лыжников. У школьников наблюдается значительный прирост результата весной 2007 года (11 раз), а осенью 2007 года небольшое снижение (9 раз). У лыжников средний результат осенью 2006 года – 17 раз, затем происходит незначительное увеличение. Данные изменения можно проследить на графике 6.
По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведенные исследования подтверждают данные литературных источников. Уровень развития силы у школьников средний, а у лыжников высокий. Результаты существенно отличаются друг от друга.
Выводы. Наше исследование включало в себя три этапа, проведение которых позволило прийти нам к намеченному результату, то есть доказать необходимость занятий физической культурой и спортом, а в частности лыжной подготовкой.
Полученные данные показали, что результаты лыжников – гонщиков превышают среднестатистический уровень физической подготовленности, кроме показателей гибкости и скоростно-силовых качеств (средний уровень), а результаты школьников, не занимающихся спортом, находятся на среднем уровне. (табл. 1)
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15 – 17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжается развиваться скорость и скоростно-силовые качества. И в большей степени развиваются сила и выносливость.
Таблица 1: Средние результаты уровня физической подготовленности лыжников – гонщиков и школьников, не занимающихся спортом
Осень 2006 года
Бег
30 м
Челночный бег
Прыжки в длину с места
6 – минутный бег
Наклон вперед из положения сидя
Подтягивания
Лыжники
4,2
9,4
207
1687
12
17
Школьники
5,1
10,4
178
1128
10
8
Весна 2007 года
Бег
30 м
Челночный бег
Прыжки в длину с места
6 – минутный бег
Наклон вперед из положения сидя
Подтягивания
Лыжники
4,2
9,2
210
1706
12
18
Школьники
4,7
10,1
179
1396
10
11
Осень 2007 года
Бег
30 м
Челночный бег
Прыжки в длину с места
6 – минутный бег
Наклон вперед из положения сидя
Подтягивания
Лыжники
4,1
9,2
210
1718
12
19
Школьники
4,9
10,3
184
1300
10
9
Заключение
В ходе нашего исследования была проделана необходимая работа для получения положительных результатов по исследуемой нами проблеме.
На первом этапе исследования были изучены литературные источники по исследуемой проблеме, что позволило нам сделать следующие выводы: развитие физических качеств лыжников – гонщиков и школьников, не занимающихся спортом, 15-17 лет существенно отличаются друг от друга. Данные литературных источников говорят о том, что физические качества развиваются гетерохронно (неравномерно, в различные сроки). К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжает развиваться скорость и в большей степени – сила, скоростно-силовые качества и выносливость.
На втором этапе нашего исследования были проведены педагогические тестирования с участием двух исследуемых групп, возраст в группах 15-17 лет. Для качественного проведения тестирования были отобраны наиболее точные упражнения, позволяющие выявить физические способности (скорость, координацию, силу, выносливость, гибкость и скоростно-силовые качества) подростков.
На третьем этапе мы провели повторное тестирование для обеих исследуемых групп, которое позволило сравнить нам полученные результаты на каждом проведенном этапе исследования.
После проведении тестирования, полученные нами результаты, были оформлены в таблицах и графиках, подведены итоги нашей работы. В ходе проведения исследования мы также проследили, как проходит развитие физических качеств отобранных нами на втором этапе исследования, как у лыжников-гонщиков, так и у школьников, не занимающихся спортом. Полученные данные показали, что результаты лыжников-гонщиков превышают среднестатистический уровень физической подготовленности, кроме показателей гибкости и скоростно-силовых качеств (средний уровень), а результаты школьников, не занимающихся спортом, находятся на среднем уровне.
Таким образом, начиная с 15-17 лет для подростков доступны занятия большинством видов спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки позволяет в этом возрасте достигнуть весьма высоких спортивных результатов.
В процессе нашего исследования необходимые нам результаты подтвердились, что лишний раз доказывает важность занятий физической культурой и спортом, а в частности лыжной подготовкой в условиях современного недостатка физической активности и массовым развитием гиподинамии подростков.
ЛИТЕРАТУРА
Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учеб. для студентов физической культуры. – М., 1980
Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.- 208 с.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.- 368 с.
Головина Л.Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта. – М., 1981
Гужаловский А.А. Развитие физических качеств у школьников. – Минск, 1987
Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – Минск,1985
Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для сред и высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп.- М.: ВЛАДОС, 2002.- 512 с.
Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб. заведений по физической культуре.- М.: ВЛАДОС, 2005.- 462 с.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М., 1978
Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка: 10-11 кл.: Учеб.- метод. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
Лыжный спор / Под общ ред. В.Н. Манжосова.- М., 1982
Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. М.А.Аграновского. – М.,1980
Настольная книга учителя физической культуры/ Под. общ. ред. Л.Б. Кофмана.- М., 1998
Приложение
Таблица 1: Средние результаты уровня физической подготовленности лыжников – гонщиков и школьников, не занимающихся спортом
Осень 2006 года
Бег
30 м
Челночный бег
Прыжки в длину с места
6 – минутный бег
Наклон вперед из положения сидя
Подтягивания
Лыжники
4,2
9,4
207
1687
12
17
Школьники
5,1
10,4
178
1128
10
8
Весна 2007 года
Бег
30 м
Челночный бег
Прыжки в длину с места
6 – минутный бег
Наклон вперед из положения сидя
Подтягивания
Лыжники
4,2
9,2
210
1706
12
18
Школьники
4,7
10,1
179
1396
10
11
Осень 2007 года
Бег
30 м
Челночный бег
Прыжки в длину с места
6 – минутный бег
Наклон вперед из положения сидя
Подтягивания
Лыжники
4,1
9,2
210
1718
12
19
Школьники
4,9
10,3
184
1300
10
9
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 142415
13PAGE 15
График 1
5,1
4,7
4,9
4,2
4,2
4,1
4
4,5
5
5,5
6
Осень 2006
Весна 2007
Осень 2007
Период
Результат
Школьники
Лыжники
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315