Дискуссия как форма проблемного диалога

Дискуссия как форма проблемного диалога
( или как провести дискуссию на уроке английского языка)

Годаева Надежда Дорджиевна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №21г.Элисты

Сегодня, в связи с переходом на Стандарты второго поколения меняются требования к деятельности учителя и к результатам этой деятельности.
Как грамотно спроектировать урок, учитывая новые требования? Прежде всего, учителю необходимо понять суть системно-деятельностного подхода и знать дидактическую структуру урока деятельностного типа. Принцип деятельности учителя заключается в том, чтобы не давать знания в готовом виде, а направить деятельность ученика на «открытие новых знаний», т.е во главу угла поставить задачу развития самостоятельности, самоконтроля ученика. Современному педагогу важно овладеть такими технологиями, которые помогают реализовывать требования к осуществлению образовательного процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Чтобы системно-деятельностный подход работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. Как учитель, работающий в режиме пилотного введения ФГОС ООО уже пятый год, и являющийся руководителем творческой группы педагогов по изучению и использованию технологий деятельностного типа, я применяю следующие технологии системно-деятельностного подхода.
Проблемно-диалогическая технология. Данная технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения данной проблемы. В процессе урока учитель совместно с детьми или дети самостоятельно формулирует тему урока, цели и задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
Технология оценивания. Благодаря её использованию, у обучающихся формируется способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у школьников развивается самоконтроль, повышается мотивация учения.
Технология продуктивного чтения. Данная технология (три этапа урока: до чтения, во время чтения и после чтения) учит понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Таким образом, все эти технологии системно-деятельностного подхода, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала помогает ученикам поставить учебную проблему, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем организует поиск решения, «открытие» нового знания.
Применение системно-деятельностного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике:
Структура проблемно-диалогического урока
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2.Актуализация учениками своих знаний.
3.Поиск решения проблемы учениками.
4.Выражение решения.
5.Применение знаний учениками.
На этапе поиска решения проблемы педагог учит школьников систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения.
Последний этап – рефлексия. Формы рефлексии многообразны. Учитель совместно с учениками не только подводит итоги урока, а учит учеников анализировать свою деятельность через такие формы как синквейн, пятиминутное эссе. Кроме того, учитель учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным вопросам и критериям. В конце уроков после подведения итогов педагог дает обучающимся задание на дом, которое должно быть дифференцированным.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была более полноценной, необходимо через метапредметный подход показать взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным, обучающиеся лучше поймут взаимосвязь между различными областями науки. Соответственно программа будет усваиваться активнее.
Проблемный диалог развивает следующие УУД:
1. Регулятивные – умение принимать задачи, решать проблемы и оценивать свои действия.
2.Коммуникативные – вести диалог.
3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы, анализировать и сравнивать.
4. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
 
Подтверждением тому, что эти УУД развиваются в процессе диалога по заданной проблеме является понимание и принятие соответствующих коммуникативных действий самими обучающимися.
Одна из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия при организации проблемного урока, особенно в старших классах, урок-дискуссия. Дискуссия, как одна из форм проблемного диалога, способствует развитию одновременно всех четырех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС второго поколения.
Какие же УУД формируются в процессе подготовки и участия в дискуссии у обучающихся?
Личностные УУД – ориентация в социальных ролях, нравственно-этическое оценивание;
Регулятивные УУД – составление плана и последовательности действий, прогнозирование, коррекция своих действий;
Познавательные УУД – применение методов информационного поиска, смысловое чтение, выделение необходимой информации, адекватная оценка источников информации; построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать; определение цели взаимодействия и функций участников, способов взаимодействия и учет позиций других людей.
Приведу пример из урока для 11 класса по теме «Образование».
"The high level of education of the population of a particular state is an indicator of a strong, healthy nation”
«Высокий показатель уровня образования населения конкретного государства - показатель сильной, здоровой нации».
1.Этап- введение в дискуссию
Teacher. We adults believe that today education is more important than ever. It is a
· good education becomes a necessary condition of dignified survival in the modern information, a rapidly growing, global world.
Мы, взрослые, считаем, что сегодня образование важнее, чем когда-либо. Именно хорошее образование становится необходимым условием достойного выживания в современном информационном, стремительно развивающемся, глобальном мире.
Speaker: The majority of Russians (over 70%) today believe that education is the first necessity for us, any young man. The older generation primarily relies on the fact that if they themselves failed to become educated and to organize their lives, the children must go further. But we have some other priorities.
Большинство россиян (более 70%) на сегодняшний день считают, что образование первая необходимость для любого молодого человека. Старшее поколение руководствуется в первую очередь тем, что если уж самим не удалось стать образованными и устроить свою жизнь, то дети обязательно должны пойти дальше. Но у нас свой взгляд на эту проблему.
2этап- обсуждение проблемы
Teacher and speaker: We have 5 statements for discussion:
1 the statement- "Education is necessary for the overall development"
2 statement – " Education increases a person's chances for career success"
3 statement – “Education makes it more likely to find interesting, well-paid jobs". 
4 statement – "Education affects life expectancy and human health"
5 утверждение – «Education has an influence on making a family and relationship in the family»
Let’s discuss pro and contra
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (What do you mean?«Что вы имеете в  виду, когда говорите, что...?», I’m not sure I get what you mean Did you prove it?«Как вы докажете, что это верно?»);
парафраз - повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (Аs far as I remember/know «Вы говорите, что...», «Я так вас понял?») What did you say?;
демонстрация непонимания - побуждение студентов повторить, уточнить суждение (I don’t quite follow you «Я не совсем понимаю, что вы имеете в  виду. Уточните, пожалуйста»);
«сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (Really ?«Так ли это?», Are you sure? «Вы уверены в  том, что говорите?»);
«альтернатива» - ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

3 этап- подведение итогов обсуждения
Teacher: let’ sum up our discussion. In conclusion I would like to say (совместная оценка эффективности дискуссии в  решении обсуждаемой проблемы и в  достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в  общую работу).

Дискуссии может помочь группа-организаторов:
Фиксирующая: секретарь ведет «протокол», записывает самые ценные мысли, идеи, предложения.
Аналитическая: группа экспертов анализирует процесс и содержание результатов деятельности, обобщает идеи, вырабатывает итоговый документ (решение, рекомендации и т. д.).
Управляющая: Учитель и ведущий вносят («подбрасывает») вопросы или проблемные ситуации для обсуждения, просят уточнить или повторить отдельные высказывания, поддерживает, одобряет.
Влияние дискуссии на личностное развитие школьников обусловливается созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в  существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
Но надеюсь, что данный материал поможет Вам в осмыслении системно-деятельностного подхода, подготовке и проведении одной из эффективных форм технологии проблемного диалога- дискуссии на уроке иностранного языка.
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.
Фразы, которые помогут Вам
когда вы хотите высказать сомнение
What do you mean? – Что Вы имеете в виду?
What does it mean? – Что это значит? What is it? - (слово, которое не поняли) Что это?
What do you want to say? – Что Вы хотите сказать?
Could you say it again? – Скажите, пожалуйста, еще раз.
Could you repeat, please? – Не могли бы вы повторить, пожалуйста.
I don’t quite follow you. – Я не совсем улавливаю мысль.
I’m not sure I get what you mean.- Я не уверен, что понял, что Вы имели в виду.
Когда вы хотите выразить свое мнение
In my opinion – По моему мнению
I think – Я думаю
To my mind – По-моему
From my point of view – С моей точки зрения
I believе – Я считаю
I suppose – Я полагаю/предполагаю
Аs for me – Что касается меняэээ
I’m sure – Я уверен
It was just my point of view. – Это только моя точка зрения.

Когда хотите задать вопрос
May I ask you – Можно у вас спросить
I wonder – Интересно
I would like to know – Мне хотелось бы знать
Tell me please – Скажите мне, пожалуйста
My question is – У меня такой вопрос
I wish I knew – Хотел бы я знать
Когда хотите выразить своё несогласие с оппонентом
I’m afraid you aren’t quite right – Боюсь Вы не совсем правы
I don’t understand you – Я не понимаю Вас
Yes, you are right, but – Да, Вы правы, но
You may be right, but... – Возможно Вы правы, но
I may be wrong, but... – Возможно я не прав, но...
I can’t say I agree. – Не могу сказать, что я согласен.
Оn the contrary – Наоборот
I understand your position but – Мне понятна Ваша позиция, но

Когда хотите прервать вежливо прервать собеседника
Excuse me – Простите
Pardon me – Простите
May I interrupt (for a minute)? – Можно прервать Вас (на секундочку)?
Can I add something here? – Можно я добавлю здесь.



Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515