Рабочая программа внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Тюмени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 (спортивно-оздоровительное направление)
«Если хочешь быть здоров», 2 - 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 15, с учетом  авторского курса программы    Д.В. Григорьева,  П.В.  Степанова. 
Срок реализации: период обучения
Автор программы:
Жиделева Елена Александровна, учитель начальных классов
____________ / Жиделева Е.А../
2014 год
Содержание
1. Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования                                                           3                                                                                                           
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности                                                                                                                   4                                        
3. Описание места курса в учебном плане                                                                                                                                               5
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности                                                                          6                                                                                                                                                     
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса                                                                                      7
6. Содержание курса внеурочной деятельности                                                                                                                                     9                                                                                                                                               
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся                                                       10
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса                                                                           16
Раздел 1. Пояснительная записка  с конкретизацией общих целей начального общего образования с учетом специфики курса          
Цель программы: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у обучающихся, формирование у детей  основ правильного питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у  школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
 освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
 информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
 развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
 развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
 просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Раздел 2. Общая характеристика курса
Программа курса основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников и реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности: 
Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи  укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Раздел 3. Описание места курса в учебном плане
          В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №15 программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 учебные недели – 34 часа). Курс изучения  программы  рассчитан для обучающихся 2- 4  классов. 
Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность   жизни   –  признание человеческой жизни  величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде  обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека  как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию, важность и  необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через  сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность   истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
Ценность  семьи как первой и самой значимой для  развития ребёнка   социальной  и  образовательной  среды,  обеспечивающей преемственность культурных  традиций  народов России от  поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой  жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми,  законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути является человек.
Ценность  социальной солидарности как признание  прав  и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность   гражданственности  –  осознание  человеком  себя   как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность  патриотизма –  одно  из  проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения  учащимися   содержания программы являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
–  проявлять  дисциплинированность,  трудолюбие и  упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим  сверстникам, находить с ними общий язык и общие  интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
–  находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправления;
–  общаться и  взаимодействовать со сверстниками на  принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места  занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы  их улучшения;
–  видеть красоту движений,  выделять и  обосновывать эстетические  признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эта- лонными образцами;
– управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослы- ми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
–  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов  спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения  учащимися   содержания программы являются следующие умения:
–  планировать занятия  физическими упражнениями в  режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической  культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль  и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
–  представлять физическую культуру как  средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития  (длину и  массу   тела),  развития  основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам  при  выполнении учебных заданий,  доброжелательно и  уважительно объяснять ошибки и способы  их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
–  организовывать и  проводить занятия  физической культурой с разной  целевой направленностью,  подбирать для   них   физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
–  характеризовать физическую нагрузку по  показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
–  взаимодействовать со  сверстниками по  правилам  проведения подвижных игр и соревнований;–  в  доступной форме   объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно  их исправлять;
–  подавать  строевые команды,  вести   подсчёт  при   выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
–  выполнять акробатические и  гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать  признаки  техничного исполнения;
– выполнять технические действия из базовых видов  спорта, при- менять их в игровой и соревновательной деятельности;
–  выполнять жизненно важные двигательные навыки и  умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В ходе изучения основных разделов программы курса «Школа здоровья» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Раздел 6. Содержание курса
Основное направление программы -  оздоровительное, которое ориентируется на:
-формирование элементарных знаний о правильном питании;
- практическое применение полученных знаний  в повседневной жизни;
- целенаправленное укрепление здоровья школьников. 
      В ходе реализации  программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. 
         Данная система занятий   предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Раздел 7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
2 класс 
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Виды деятельности
Поговорим о продуктах  (7 часов)
1
Введение. Если хочешь быть здоров.
1
приобретение новых знаний,  умений;
совершенствование имеющихся знаний, опознавание  трудностей и стремление к их преодолению;
поддерживание состояния окружающей среды и своего здоровья.
слушание других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
2
Что нужно есть в разное время года. 
1
3
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
1
4
Полезные и вредные привычки.
1
5
Самые полезные продукты.
1
6
Как правильно составить свой рацион питания.
1
7
Где и как готовят пищу.
1
Давайте узнаем о продуктах. Витамины.  (11 часов)
8
Блюда из зерна.
1
участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отстаивание своей точки зрения, соблюдая правила.
участие в коллективном обсуждении проблем; 
интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
9
Хлеб – всему голова.
1
10
Молоко и молочные продукты.
1
11
Рыба и рыбные блюда.
1
12
Мясо и мясные блюда.
1
13
Неполезные продукты.
1
14
Овощная страна.
1
15
Витаминные продукты.
1
16
Овощная зелень.
1
17
Дары леса.
1
18
Викторина «Витамины»
1
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. (7 часов)
19
Режим питания.
1
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
 знание моральных норм и умений выделить нравственный аспект поведения.
организация совместной работы в паре или группе;
распределение роли, осуществить деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно).
20
Как правильно накрыть стол в ожидании гостей.
1
21
Как правильно вести себя за столом.
1
22
Вредные привычки в питании.
1
23
Полезные привычки в питании.
1
24-25
Как правильно есть курицу. Как правильно есть котлету.
2
26
Первые блюда.
1
освоение личностного смысла учения, желания учиться.
сравнивание предметов, объектов: находить общее и различие;
группирование предметов, объекты на основе существенных признаков.
освоение  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
27
Вторые блюда.
1
28
Русское чаепитие.
1
29
Русские блины.
1
30
Хороши калачи из русской печи.
1
31
Забытые рецепты
1
32
Современные рецепты.
1
33
Викторина «Русская кухня»
1
34
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение.
1
3 класс
№
Тема занятия
Кол-во часов
 Виды деятельности 
1.
Почему мы болеем.
3
приобретение новых знаний,  умений;
совершенствование имеющихся знаний, опознавание  трудностей и стремление к их преодолению;
поддерживание состояния окружающей среды и своего здоровья.
слушание других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
2.
Кто и как предохраняет нас от болезней.
2
3.
Кто нас лечит.
1
4.
Прививки от болезней.
2
5
Что нужно знать о лекарствах.
2
6
Как избежать отравлений.
2
7
Безопасность при любой погоде.
2
8
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
2
участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отстаивание своей точки зрения, соблюдая правила.
участие в коллективном обсуждении проблем; 
интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
 знание моральных норм и умений выделить нравственный аспект поведения.
организация совместной работы в паре или группе;
распределение роли, осуществить деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно).
9
Правила безопасного поведения на воде.
1
10
Правила обращения с огнём.
1
11.
Как уберечься от поражения электрическим током.
1
12.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
1
13.
Как защититься от насекомых.
1
14.
Предосторожности при обращении с животными.
1
15.
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.
2
16.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
2
17.
Первая помощь при травмах.
3
18.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
1
19.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
1
20.
Сегодняшние заботы медицины.
3
4 класс 
№
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности 
1
Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
1
приобретение новых знаний,  умений;
совершенствование имеющихся знаний, опознавание  трудностей и стремление к их преодолению;
поддерживание состояния окружающей среды и своего здоровья.
слушание других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
освоение личностного смысла учения, желания учиться.
сравнивание предметов, объектов: находить общее и различие;
группирование предметов, объекты на основе существенных признаков.
освоение  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
 знание моральных норм и умений выделить нравственный аспект поведения.
организация совместной работы в паре или группе;
распределение роли, осуществить деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно).
2
Учимся думать.
1
3
Спеши делать добро.
1
4
Поможет ли нам обман.
1
5
«Неправда – ложь»в пословицах и поговорках.
1
6
Надо ли прислушиваться к советам родителей.
1
7
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
1
8
Все ли желания выполнимы.
1
9
Как воспитать в себе сдержанность.
1
10- 11
Как отучить себя от вредных привычек.
1
12
Я принимаю подарок.
1
13
Я дарю подарки.
1
14
Наказание.
1
15
Одежда.
1
16
Ответственное поведение.
1
17
Боль.
1
18
Сервировка стола.
1
19
Правила поведения за столом.
1
20
Ты идешь в гости.
1
21
Как вести себя в транспорте и на улице.
1
22
Как вести себя в театре , кино, школе.
1
23
Умеем ли мы вежливо обращаться.
1
24
Умеем ли мы разговаривать по телефону.
1
25
Помоги себе сам.
1
26
Умей организовать свой досуг.
1
27
Что такое дружба.
1
28
Кто может считаться настоящим другом.
1
29
Как доставить родителям радость.
1
30
Если кому-нибудь нужна твоя помощь.
1
31
Спешите делать добро.
1
32
Огонек здоровья.
1
33
Путешествие в страну здоровья.
1
34
Культура здорового образа жизни.
1
Раздел 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
К – комплект
Д – демонстрационный
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
1
Основная и дополнительная литература 
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев,  П.В.  Степанов. - М.: Просвещение, 2010);Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
Езушина Е.В. «Азбука правильного питания» – Волгоград: Учитель, 2008
Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»/ М.М.Безруких, Т.А.Филиппова – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000
 Большая энциклопедии Приусадебное хозяйство/ И.В.Василенко, В.Г.Дынько, М.А.Яндальцев – Мн.: Харвест, 2003
Суслов В.И. «Этикет» – Ростов н/Д: Легион, 2010
Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
«Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.
«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей»  \под Сократова.
М..2005г.
Урунтаева  Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г.
Юдин Г.Н. «главное чудо света» М., 1991г.
Мультимедийные презентации
Д
13PAGE   \* MERGEFORMAT14215
15