Рабочая программа внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров для 3 класса по ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от 28. 08. 2015 г.
«Утверждаю»
_________
Директор школы
А.Т. Калинин
Приказ № 1
от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 3 класса
Грачевой Валентины Николаевны
учителя начальных классов
с.Стадница, 2015г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Описание места учебного курса в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
5. Содержание курса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Список литературы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стадницкая Основная общеобразовательная школа» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
• формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников;
• формировать у детей социокультурную идентичность;
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ,общеинтеллектуальное, духовно-нравственное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ.
Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
• игровая деятельность
• познавательная деятельность
• проблемно-ценностное общение
• досугово-развлекательная деятельность
• художественное творчество
• социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
• трудовая
• спортивно-оздоровительная
• патриотическая деятельность
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах :Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 3 классе, всего 34 часа.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога с отдельно взятым классом. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
• взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
• непрерывность дополнительного образования;
• развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системность организации управления учебно-воспитательным процессом;
• обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.
Ожидаемые результаты реализации программы (универсальные учебные действия)
• приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
• формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
.приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Спортивно-оздоровительное направление
Содержание занятий
3класс (34 часа)
1. Общие подвижные символические игры (9 часов). «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Без соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».Игры для формирования правильной осанки. «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».Игры со скакалками. «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». Игры с бегом. «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». Игры с прыжками. «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото». Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
2. Игры для развития внимания (3 часа). «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
3. Общеразвивающие игры (6 часов). «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
4. Игры с разными предметами (4 часа). «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки». Игры с камешками, шариками и палками. «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
5. Хороводные игры (3 часа). «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
6. Игры в помещении (6 часов). «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». Игры в фанты. «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби». Игры- шутки. «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха». Сюжетные игры. «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки». Загадки, шарады, каламбуры. «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».7. Праздник «Мир русских народных игр» (3 часа). Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки льда».
Спортивно-оздоровительное направление
Тематическое планирование 3 класс
№ п/пНазвание модуля и занятий Кол-во часов Дата Универсальные учебные действия Основные виды деятельности обучающихся Раздел 12 Общие подвижные символические игры. 9 Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – слушать учителя, вести диалог, строить монологические высказывания 1 «Бабки» «Борящаяся цепь» «Редька» «Бес соли соль» «Серый волк» «Платок» «Пирожок»1 Научится: раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
2 Игры для формирования правильной осанки«Бои на бревне» «Ванька-встанька» «Лошадки» 1 3 Игры со скакалками«Найди жгут» «Скакалочка» «Люлька» «Удочка» 1 4 Игры с бегом«Дорожки» «Караси и щука» «Змейка» «Пятнашки обыкновенные» 1 5 «Салка» «Городок-бегунок» 1 6 Игры с прыжками«Кто дальше» «Перетягивание прыжками» «Попрыгунчики» 1 7 «Воробушки и кот» «Болото» 1 8 Игры с метанием, передачей и ловлей мяча«Охотники и утки» «Сильный бросок» «Мячик «Колодка»кверху» 1 9 «Свечки» «Лови мяч» «Зевака» 1 Раздел 13 Игры для развития внимания 3 Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – слушать учителя, вести диалог, строить монологические высказывания 10 «Волк и овцы» 1 Научится: организовывать и проводить подвижные игры в помещении; соблюдать правила взаимодействия с игроками
11 «Жмурки» ,«Корзинки» 1 12 «Ловишка», «Заря» 1 Раздел 14 Общеразвивающие игры 6 Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием учебного материала.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Научится выполнять упражнение на внимание, игровые действия из подвижных игр разной функциональной направленности
13 «Ворота» 1 14 «Встречный бой» 1 15 «Во поле берёза» 1 16 «Вытолкни за круг» 1 17 «Казаки и разбойники» 1 18 «Перетягивание каната» «Камешек» 1 Раздел 15 Игры с разными предметами 4 Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием учебного материала.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности 19 «Домики», «Бирюльки» ,«Рулетка» 1 Научится: организовывать и проводить подвижные игры в помещении; соблюдать правила взаимодействия с игроками
20 «Городки», «Двенадцать палочек» 1 21 «Лапта», «Достань камешек», «Кольцо» 1 22 «Единоборство», «Коршун» 1 Раздел 16 Хороводные игры 3 Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – слушать учителя, вести диалог, строить монологические высказывания 23 «Ясное золото», «Заинька» 1 24 «Плетень», «Луг-лужочек» «Ручеёк» 1 Научится выполнять упражнение на внимание, игровые действия из подвижных игр разной функциональной направленности
25 «Просо сеяли», «Жених ищет невесту» 1 Раздел 17 Игры в помещении 6 Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – слушать учителя, вести диалог, строить монологические высказывания 26 «Дедушка-рожок» «Море волнуется» «Игровая» 1 Научится: организовывать и проводить подвижные игры в помещении; соблюдать правила взаимодействия с игроками
27 «Коза» «Колечко» «Все в кружок» 1 28 «Слепой козёл» «Работа и забава» «Птичник» «Кошки-мышки» 1 29 «Тяни-пускай» «Голуби» «Кольцо» 1 30 «Чур» «Орехи» «Барабанщик» «Черепаха» «Два мороза» 1 31 «Гуси-лебеди» «Волк во рву» 1 Раздел 18 Праздник «Мир народных игр» 3 Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения 32 «Проводы берёзы» 1 Научится выполнять упражнение на внимание, игровые действия из подвижных игр разной функциональной направленности
33 «Бой крашенками» 1 34 «Шапочники» 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
Ермолин А. А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. [Текст] / А. А. Ермолин. – Москва: «Народное образование», 2004. – 420 с.
• Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (Серия "Работаем по новым стандартам") [Текст] / » М., «Просвещение» - 2011 г .Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. [Текст] / : Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.
• Легкая атлетика. Барьерный бег. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2004г.
• Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2003.
• Легкая атлетика. Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба. Программа.[Текст] / М.: Советский спорт, 2004.
• Легкая атлетика. Многоборье. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Легкая атлетика. Метания. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Легкая атлетика. Прыжки. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. [Текст] / М.: Советский спорт, 2007.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
• Попов А. А., Роскуровская И. Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы [Текст] / А. А. Попов. – Москва, Томск, 2003
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.