Рабочая программа внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров для 1 класса по ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от 28. 08. 2015 г.
«Утверждаю»
_________
Директор школы
А.Т. Калинин
Приказ № 1
от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 1 класса
Грачевой Валентины Николаевны
учителя начальных классов
с.Стадница, 2015г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Описание места учебного курса в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
5. Содержание курса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Список литературы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стадницкая Основная общеобразовательная школа» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
• формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников;
• формировать у детей социокультурную идентичность;
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ,общеинтеллектуальное, духовно-нравственное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ.
Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
• игровая деятельность
• познавательная деятельность
• проблемно-ценностное общение
• досугово-развлекательная деятельность
• художественное творчество
• социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
• трудовая
• спортивно-оздоровительная
• патриотическая деятельность
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах :
Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 1 классе, всего 33 часа.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога с отдельно взятым классом. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
• взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
• непрерывность дополнительного образования;
• развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системность организации управления учебно-воспитательным процессом;
• обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.
Ожидаемые результаты реализации программы (универсальные учебные действия)
• приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
• формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
.приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Спортивно-оздоровительное направление
Содержание занятий
1 класс (33 часа)
1. Народные игры. (6 часов). Русская народная игра «У медведя во бору», «Филлин и пташка», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч», «Зарница». Правила игры. Выбор и ограничение игрового пространства. Разучивание игры. Проведение игры. Эстафета.
2. Игры на развитие психических процессов (6 часов).
Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».
Игры на развитие памяти. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».
Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».
Игры на развитие мышления и речи. Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку».
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга», «Три характера».
3. Подвижные игры (14 часов)
Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». Игра с мячом «Охотники и утки». Весёлые старты с мячом. Игра «Волк во рву». Весёлые старты со скакалкой. Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки». Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические упражнения. Эстафеты. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель.
4. Спортивные игры (7 часов)
Футбол, Баскетбол. Спортивный праздник. Разучивание правил игры. Отработка игровых приемов. Броски в корзину. Игра. Эстафета. Веселые минутки.
Спортивно-оздоровительное направление
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п Название модуля и занятий Кол-во часов Дата Универсальные учебные действия Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1 Народные игры 6 Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью 1 «У медведя во бору» 1 2 «Филлин и пташка» 1 Выполнять упражнения на внимание, игровые действия из подвижных игр разной функциональной направленности
3 «Горелки» 1 4 «Кот и мышь» 1 5 «Блуждающий мяч» 1 6 «Зарница» 1 Раздел 2 Игры на развитие психических процессов 6 Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.
Коммуникативные: взаимодейст-вие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников 7 Игры на развитие восприятия «Выложи сам» 1 Научится: раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
8 Упражнения и игры на внимание «Ладонь – кулак» 1 9 Игры на развитие памяти «Повтори за мной» 1 10 Игры на развитие воображения «Волшебное яйцо» 1 11 Игры на развитие мышления и речи «Ну-ка, отгадай» 1 12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка «Баба Яга» 1 Раздел 3 Подвижные игры 14 Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью 13 «Класс, смирно» 1 14 «За флажками» 1 Выполнять упражнения на внимание, игровые действия из подвижных игр разной функциональной направленности
15 «Море волнуется – раз» 1 16 «Охотники и утки» 1 17 «Волк во рву» 1 18 «Попрыгунчики-воробушки» 1 19 «Два Деда Мороза» 1 20 «Метко в цель» 1 21 «Белки, волки, лисы» 1 22 «Совушка» 1 23 «Перемена мест» 1 24 «Удочка» 1 25 «Салки с мячом» 1 26 «Прыгай через ров» 1 Раздел 4 Спортивные игры 7 Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс в ходе выполнения упражнений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью Научится: характеризовать роль и значение уроков физической культуры для укрепления здоровья; выполнять упражнения по образцу учителя и показу лучших учеников
27 Футбол 1 28 Баскетбол 1 29 Спортивный праздник. 1 30 Разучивание правил игры. Отработка игровых приемов 1 31 Игра. Эстафета. 1 32 Броски в корзину. 1 33 Веселые минутки. 1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
Ермолин А. А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. [Текст] / А. А. Ермолин. – Москва: «Народное образование», 2004. – 420 с.
• Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (Серия "Работаем по новым стандартам") [Текст] / » М., «Просвещение» - 2011 г .
Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. [Текст] / : Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.
• Легкая атлетика. Барьерный бег. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2004г.
• Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2003.
• Легкая атлетика. Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба. Программа.[Текст] / М.: Советский спорт, 2004.
• Легкая атлетика. Многоборье. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Легкая атлетика. Метания. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Легкая атлетика. Прыжки. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. [Текст] / М.: Советский спорт, 2007.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
• Попов А. А., Роскуровская И. Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы [Текст] / А. А. Попов. – Москва, Томск, 2003
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
Ермолин А. А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. [Текст] / А. А. Ермолин. – Москва: «Народное образование», 2004. – 420 с.
• Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (Серия "Работаем по новым стандартам") [Текст] / » М., «Просвещение» - 2011 г .
Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. [Текст] / : Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.
• Легкая атлетика. Барьерный бег. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2004г.
• Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2003.
• Легкая атлетика. Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба. Программа.[Текст] / М.: Советский спорт, 2004.
• Легкая атлетика. Многоборье. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Легкая атлетика. Метания. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Легкая атлетика. Прыжки. Программа. [Текст] / М.: Советский спорт, 2005.
• Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. [Текст] / М.: Советский спорт, 2007.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
• Попов А. А., Роскуровская И. Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы [Текст] / А. А. Попов. – Москва, Томск, 2003
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.