Рабочая программа внеурочной деятельности Социальный практикум Мы играем в газету


\s
Рассмотрено
на заседании МО
Руководитель МО
__________М.А.Ярославцева
Протокол № 4
от « 12 » 05. 2015 г. Согласовано
Зам. директора по УВР
__________Н.С.Пономаренкоот « 30 » 05 2015г. Введено в действие приказом
от «01» сентября 2015г. №66
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Социальный практикум «Мы играем в газету»
Составитель:
Ярославцева Марина Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015 / 2016 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Социальный практикум «Мы играем в газету» состоит в том, что изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Развитие средств информации и коммуникации: телевидения, радио, мобильной связи; возможность общения в сети Интернет в социальных сетях и через скайп, - для современных подростков - привычные условия жизни. Информационная среда, в которую попадает школьник, не всегда безопасна. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Программа внеурочной деятельности «Социальный практикум «Мы играем в газету», которая реализует социальное направление программы духовно-нравственного развития, нацелена на знакомство с детскими печатными и электронными изданиями, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Новизна программы состоит в поддержке детской инициативы, создании условий для продуктивной творческой деятельности младших школьников.
Цель программы: создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.
Задачи программы:
вовлечь обучающихся активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике;
создать благоприятные условия для развития творческих способностей, стремления к совершенствованию и углублению знаний в области журналистики;
совершенствовать грамотное и свободное владение устной и письменной речью;
выработать у учащихся навыки работы по сбору информации, умения оперативно распорядиться ею в избранном газетном жанре;
познакомить учащихся с важнейшими направлениями работы журналиста;
начать формирование основных этических понятий для восприятия, оценки, анализа культурных событий;
дать представление о дизайне и оформлении периодических изданий разного вида;
создать условия для формирования информационной компетентности;
формировать коммуникативные навыки: умение договориться со взрослыми и сверстниками, распределить работу в группе, оценивать свой вклад в общее дело;
начать освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Предлагаемая Программа внеурочной деятельности «Социальный практикум «Мы играем в газету» адресована обучающимся в возрасте 8-9 лет, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Методологической основой Программы является системно- деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Содержание программы связано с учебными предметами: русский язык, литература, позволяет подготовить учащихся к более глубокому освоению программ по предметам гуманитарного направления.
Сроки реализации программы - 1 год, 17 часов, 1 час в две недели в группе не более 15 человек.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный практикум «Мы играем в газету» для 3 класса составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом (утверждённым приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373, Уставом образовательного учреждения, на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы внеурочной деятельности «Школа юного журналиста» авторов О.В.Чандиловой, О.М.Корчемлюк.
Формы проведения занятий
В ходе реализации программы, используются следующие формы организации занятий
- игра;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
Форма подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности служит презентация продукта проектов по созданию школьной газеты. Организатором всей деятельности учащихся служит педагог.
Планируемые результаты
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие метапредметные универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами устной и письменной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Личностные универсальные учебные действия:
установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
Предметные универсальные учебные действия:
строить устное и письменное сообщение;
работать в различных жанрах публицистического стиля;
оценивать события с точки зрения нравственных позиций;
общаться с отдельным человеком и аудиторией
иметь навык работы на персональном компьютере;
презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

Формы учета оценки планируемых результатов
Оценка выполнения группового проекта.
Наблюдение
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся третьего класса, рассчитана на 17 часов, проводится 1 раз в две недели в течение всего учебного года в группе не более 15 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
Учебно-тематический план
№ п/п Раздел Кол-во часов УУД
Раздел 1. «В мире печатной продукции» - 2 часа
1 Три группы печатной продукции: издательская, рекламная, печать на упаковках
1 Познавательные УУД:
самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные УУД:
владение монологической и диалогической формами устной и письменной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Личностные универсальные учебные действия:
установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
2 Профессии создателей печатной продукции. 1 Раздел 2. «Я-журналист» - 6 часов
3 Три группы жанров журналистского произведения. 1 Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные универсальные учебные действия:
установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
4 Информационные жанры журналистского произведения. 1 5 Заметка, вопрос-ответ.
1 6 Интервью, репортаж.
1 7 Рецензия, письмо.
1 8 Очерк. 1 Раздел 3. «Проект «Готовим стенгазету класса» - 6 часа
9 Планирование деятельности по реализации проекта
1 Познавательные УУД:
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами устной и письменной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Личностные универсальные учебные действия:
установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
10 Подготовка информационного материала.
1 11 Подготовка художественно-публицистического материала
1 12 Оформление стенгазеты.
1 13 Стендовая защита газеты. 1 Раздел 4 «Проект «Готовим тематическую (праздничную) газету» - 4 часа
14 Планирование деятельности по реализации проекта
1 Познавательные УУД:
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами устной и письменной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Личностные универсальные учебные действия:
установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
15 Подготовка информационного и художественного материала.
1 16 Оформление стенгазеты.
1 17 Стендовая защита газеты. 1 Итого 17 занятий
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Тема раздела, тема занятия Кол-во часов Содержание деятельности
Теоретические занятия Практические занятияФорма занятия Воспитательная работа
Раздел 1. «В мире печатной продукции» - 2 часа
1 04.09/11.09 Три группы печатной продукции: издательская, рекламная, печать на упаковках 1 1 - групповая и парная работа;
- практическая деятельность; Результаты первого уровня: (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
-приобретение школьниками знаний о видах продукции для детей и взрослых, о профессиях журналистов.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
-развитие навыков по применению знаний о видах печатной продукции для детей и взрослых;
2 18.09/25.09 Профессии создателей печатной продукции. 1 1 - игра;
Раздел 2. «Я-журналист» - 6 часов
3 02.10/09.10 Три группы жанров журналистского произведения. 1 1 - групповая и парная работа;
- практическая деятельность; Результаты первого уровня: (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
-приобретение школьниками знаний о жанрах журналистского произведения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
-развитие навыков по применению знаний о жанрах корреспонденции;
-развитие навыков по применению знаний о способах создания журналистического текста;
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
-приобретение опыта использования основных приёмов работы журналиста;
- приобретение опыта создания произведений различных жанров;
- приобретение опыта ведения дискуссии и диалога, участие в создании школьной стенгазеты
4 16.10/23.10 Информационные жанры журналистского произведения. 1 1 - групповая и парная работа;
- практическая деятельность; 5 30.10/13.11 Заметка, вопрос-ответ.
1 1 -практическая деятельность;
- чтение и обсуждение статей из газет; 6 20.11/27.11 Интервью, репортаж.
1 1 - практическая деятельность;
- чтение и обсуждение статей из газет; 7 04.12/11.12 Рецензия, письмо.
1 1 - практическая деятельность;
- чтение и обсуждение статей из газет; 8 18.12/25.12 Очерк. 1 1 - групповая и парная работа;
- чтение и обсуждение статей из газет; Раздел 3. «Проект «Готовим стенгазету класса» - 6 часа
9 15.01/22.01 Планирование деятельности по реализации проекта.
1 1 - игра;
- проблемная ситуация; Результаты первого уровня: (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
-приобретение школьниками знаний о способах создания газет разной тематики.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
-развитие навыков по применению знаний о видах печатной продукции для детей и взрослых;
-развитие навыков по применению знаний о жанрах корреспонденции;
-развитие навыков по применению знаний о способах создания журналистического текста;
-развитие навыков по применению знаний о создании газет разной тематики в практической деятельности;
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
-приобретение опыта использования основных приёмов работы журналиста;
- приобретение опыта создания произведений различных жанров;
- приобретение опыта ведения дискуссии и диалога, участие в создании школьной стенгазеты
10 29.01/05.02 Подготовка информационного материала.
1 1 - групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей; 11 12.02/19.02 Подготовка художественно-публицистического материала 1 1 - групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей; 12 26.02/04.03 Оформление стенгазеты.
1 1 - обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет; 13 11.03/18.03 Стендовая защита газеты. 1 1 - обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет; Раздел 4 «Проект «Готовим тематическую (праздничную) газету» - 4 часа
14 25.03/08.04 Планирование деятельности по реализации проекта.
1 1 - игра;
- проблемная ситуация; Результаты первого уровня: (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
-приобретение школьниками знаний о способах создания газет разной тематики.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
-развитие навыков по применению знаний о видах печатной продукции для детей и взрослых;
-развитие навыков по применению знаний о жанрах корреспонденции;
-развитие навыков по применению знаний о способах создания журналистического текста;
-развитие навыков по применению знаний о создании газет разной тематики в практической деятельности;
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
-приобретение опыта использования основных приёмов работы журналиста;
- приобретение опыта создания произведений различных жанров;
- приобретение опыта ведения дискуссии и диалога, участие в создании школьной стенгазеты
15 15.04/22.04 Подготовка информационного и художественного материала.
1 1 - групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- чтение и обсуждение статей из газет; 16 29.04/06.05 Оформление стенгазеты.
1 1 - обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет; 17 13.05/20.05 Стендовая защита газеты. 1 1 - обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет; Итого 17 4 13 Содержание программы
Раздел 1. «В мире печатной продукции»
Три группы печатной продукции: издательская, рекламная печать, печать на упаковках. Профессии создателей печатной продукции.
Раздел 2. «Я-журналист»
Три группы жанров журналистского произведения. Информационные жанры журналистского произведения. Заметка, вопрос-ответ. Интервью, репортаж. Рецензия, письмо. Очерк.
Раздел 3. «Проект «Готовим стенгазету класса»
Планирование деятельности по реализации проекта. Планирование индивидуальной деятельности. Подготовка информационного материала. Подготовка художественно-публицистического материала. Проблемный материал. Техника литературного редактирования. Оформление стенгазеты. Типы и виды выделений в стенной газете. Иллюстрация и фотография в газете. Стендовая защита газеты. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества работы.
Раздел 4 «Проект «Готовим тематическую (праздничную) газету»
Планирование деятельности по реализации проекта. Планирование индивидуальной деятельности. Подготовка информационного материала. Подготовка художественно-публицистического материала. Проблемный материал. Техника литературного редактирования. Оформление стенгазеты. Типы и виды выделений в стенной газете. Иллюстрация и фотография в газете. Стендовая защита газеты. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества работы.
Информационно-методическое обеспечение
Программа:
О.В.Чандилова, О.М.Корчемлюк «Школа юного журналиста». Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост. О.М.Корчемлюк, - М.:Баллас, 2013.
Дидактические пособия:
1.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.М. Никольская. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник – тетрадь для 4 класса. М.: Баласс, 2012 г.
2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.М. Никольская. Методические рекомендации для уроков «Детской риторики в рассказах и рисунках» для 4 класса. М.: Баласс, 2012 г.
Информационные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/http://www/solnet.eehttp://www.km.ruhttp://vschool.km/ruhttp://www.skazochki.narod.ru/indexhttp://www.obruch.msk.ruМатериально – техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
компьютер;
медиапроектор;
СD диски
Мобильный класс