Рабочая программа по внеурочной деятельности для кружка «Волшебный мир книг» (3 класс)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
кружка «Волшебный мир книг»
Срок реализации программы - 4года
Количество часов по программе – 270 ч., в неделю – 2ч.
Класс – 1 -4
Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет
Учитель.
Пояснительная записка.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Прогнозируемый результат реализации программы.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Содержание программы.
1 класс- 66 часов
№ Тема Количество часов Вид занятий
(форма, метод) Содержание
1. « Клуб почемучек» 6 Беседа, чтение книг учителем. Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.
2. «Поляна сказок» 6 Драматизация сказки, игры на основе сказок Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.
3. Игры с буквами 4 Игровая форма занятия. Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами
4. Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. 4
игры и хороводы Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.
5. Где живут книги?
2 Экскурсия в библиотеку школы. Знакомство с библиотекарем и библиотекой.
Правила поведения в библиотеке,
порядок выдачи книг
6. Малые фольклорные жанры: загадки. 4 Детское творчество. Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.
7. Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки». 4
беседа
игра Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.
8. Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. 4 Игры Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.
9. Из чего состоит книга? 4 беседа Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.
10. Я рисую книжку. 4 Проектная деятельность. Изготовление книжки-малышки.
11. Коллективная поездка в театр. 4 Просмотр и обсуждение спектакля,
обмен впечатлениями.
12. Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!» 8 Игровая программа. Подготовка к празднику,
мероприятие.
13. Маленький читатель. 2 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.
14. Писатели-юбиляры. 6 Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям. Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.
15. Игра – викторина по прочитанным книгам. 2 викторина Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.
16. Летнее чтение 2 беседа Рекомендательный список произведений для летнего чтения.
Итого 66
часов 2 класс -68 часов.
№ Тема Количество часов Вид занятий
(форма, метод) Содержание
1. Самые интересные книги, прочитанные летом. 2 Посещение библиотеки. Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
2. Конкурс рисунков по прочитанным книгам. 4 Организация и проведение конкурса. Выставка рисунков.
3. Конкурсная программа «Путешествие в море книг» 4 Конкурсная программа.
Подготовка по группам. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
4. Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. 6 Литературная игра- викторина. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
5. День книги – именинницы. 6 Форма проведения по выбору учителя. Рассказ о книге по календарю знаменательных дат
6. Сказки и стихи К.Чуковского. 6 Литературная игра- викторина Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
7. Писатели – юбиляры. 4 Устный журнал. Рассказ о творчестве писателя.
8. Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 8 Литературная игра- викторина Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
9. «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. 4 Конкурс кроссвордистов. Отгадывание кроссвордов.
10. Сказки зарубежных писателей.
6 Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
11. Сказки братьев Гримм. 6 Устный журнал. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
12. Зарубежный фольклор. 2 Беседа, чтение. Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.
13. Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» 2 Выставка рисунков и плакатов. 14. «Папа, мама, я –читающая семья».
6 Проектная деятельность.
Праздник для родителей и детей * конкурс на самую читающую семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».
15. Посещение библиотеки. 2 Беседа, обзор книг. Рекомендательный список произведений для летнего чтения
Итого 68
часов 3 класс-68 часов.
№ Тема Количество часов Вид занятий
(форма, метод) Содержание
1. «Что я читал летом». 4 Проектная деятельность. Защита читательских дневников.
2. «Золотая волшебница- осень» 6 Устный журнал. Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов
3. Игра «Лего-чтение» 6 практическая работа Моделирование рассказа, сказки.
4. Посещение библиотеки.
« День новой книги». 4 Экскурсия Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста
5. Писатели – юбиляры. 6 проект По календарю знаменательных дат.
6. «Лучшие сказки 20-века». 6 Выставка книг Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.
7. Конкурс кроссвордистов. 4 проект Составить кроссворд по произведениям детских писателей.
8. Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена. 8 Литературный праздник Подготовка и проведение утренника.
9. Сочиняем загадки. 8 проект Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.
10. Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели». 8 проект 11. Фотоконкурс «Я читаю!» 4 Фотоконкурс
проект Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.
12. Современные детские журналы и газеты. 4 творческая деятельность Подготовить рекламу журнала по мини-группам.
Итого 68часов 4 класс-68 часов.
№ Тема Количество часов Вид занятий
(форма, метод) Содержание 1. «Лето с героями любимых книг». 4 проект Презентация читательских дневников. 2. Устный журнал «Твоя книжная полка». 2 Занятие в библиотеке Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста 3. И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни. 6 Конкурс на лучшее инсценирование басни. Творческая работа в группах 4. «Книжкины именины» 4 Игровая программа Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. 5. «Литературная гостиная». 6 Встреча с писателем. Приглашает библиотека.
Подготовка: биография писателя,
вопросы.
Обмен впечатлениями. 6. Литературные сказки зарубежных писателей. 8 КВН. Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:
Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника» 7. В гостях у малышей. 10 концертная деятельность Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору) 8 Сочиняем сказки 8 проект Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку 9. Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 6 Литературная игра Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 10. Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы. 6 Конкурс чтецов Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов 11. Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» 4 Читательская конференция Подготовка и проведение конференции.
работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог. 12. Литературная игра «Слабое звено» 4 Литературная игра Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.