Дополнительная образовательная программа по Аква аэробике «Дельфиненок» инструктора по физической культуре Никитиной Е.Н.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №7 городского округа Тольятти
«Утверждаю»
Директор МБУ ООШ №7
___________М.А.Иванова
«___» __________ 2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора по ВМР
_________Н.В.Круглова
«___» _________ 2014 г.
Программа принята на основании решения педагогического совета №4 от 30.05.2014 г.
Дополнительная образовательная программа по Аква аэробике
«Дельфиненок»
Возраст детей:старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы:
Е.Н. Никитина,
инструктор по физической культуре МБУ «Лицей №6»
Тольятти, 2015 г.
Пояснительная записка.
Основой для разработки рабочей программы по Аквааэробике стали следующие нормативно-правовые документы:
Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБУ ООШ №7
Устав МБУ ООШ №7       
Основной направленностью  дополнительной  программы по Аква аэробике «Дельфиненок» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным  видам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация).
Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Работая в детском саду инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием помогает решению этой задачи.
Особенности влияния плавания на организм ребенка определяются средой, в которой ребенок выполняет движения. Вода самая распространенная составляющая жизни на Земле.
В процессе работы в бассейне дошкольного учреждения выяснилось, что дети разных возрастных групп испытывают определённые затруднения в овладении плавательными навыками. Малышам было трудно делать сильный продолжительный выдохов воду, что связано с физиологическими особенностями их органов дыхания, плохо усваивают погружение в воду с открытыми глазами, выдох в воду. Старшие дошкольники затрудняются в выполнении упражнений на всплывание и скольжение на груди и спине. Многие дети неправильно держат голову при плавании, не всегда согласовывают движения руки ног с дыханием. Работая по основной программе "Обучение плаванию в детском саду"  Т.И. Осокиной, я столкнулась с проблемой недостатка количества часов, отведенных на занятия (36 часов в год), ведь этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы дошкольники в полной мере освоили курс обучению плаванию Для устранения этих недостатков и для достижения хороших результатов по обучению плаванию была разработана программа по Аква аэробике.
Наш детский сад располагает всеми возможностями для проведения не только основных, но и дополнительных занятий плаванием (наличие крытого бассейна в здании ДОУ), кроме того приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие детей, а как известно, занятие плаванием непосредственно влияет на физическое развитие и оздоровление организма.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулок, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются  интеллектуальным развитием своих детей. В настоящее время в детских садах вводятся дополнительные  развивающие занятия. Как сделать, чтобы физкультурные занятиястали действительно развивающими, интересными, познавательными.Аквааэробика – включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде. В отличие от других видов физических упражнений Аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект. Аквааэробика, так же как и плавание, повышает сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, воспитывать стойкость к простудным заболеваниям. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений  в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузки, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка, при одновременном укреплении  всех групп мышц. Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций, а - это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач. Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положении (в отличие от плавания). При этом работают практически все  мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Занятия Аква аэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное  и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Для программы «Дельфиненок» исходя из цели программы и целевой группы, для осуществления последовательности и в системе, разработан перспективный план.
Цель программы: - Всестороннее физическое развитие ребёнка, совершенствование техники спортивного плавания, повышение двигательной активности дошкольников, способствование оздоровлению детей посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
-приобщение детей к здоровому образу жизни;
-активизация деятельности различных внутренних органов и систем;
-снятие статического напряжения,
-содействие закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
-предупреждение искривления позвоночника и возникновения плоскостопия;
- гармоничное развитие почти всех мышечных групп;
- устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Образовательные задачи:    
- формирование навыков выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде;
- развитие выносливости, гибкости, силы, координации движений, чувство равновесия;
-развитие самоконтроля и самооценки при выполнении физических упражнений под музыку;
-формирование преставлений о своем теле, о способах сохранения своего здоровья.
Воспитательные задачи:
- привитие гигиенических навыков;
- побуждение стремления к качественному выполнению движений;
- создание у детей радостного и бодрого настроения.
 Новизна программы дополнительного образования заключается в том, что она направлена на совершенствование умений и навыков дошкольников, полученных на основных занятиях (НОД) по обучению плаванию.
   Отличительная особенность программы дополнительного образования «Аква аэробика» заключается в том, что она адаптирована под приоритетное направление детского сада (физическое развитие детей) и является "дополнением" к основной программе «Обучение плаванию дошкольников» Т.И. Осокиной.
Формы работы:
занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность30-35 минут (1 академический час).Занятия по аквааэробике имеют определенную структуру:
-1часть – разминка;
-2часть - основной комплекс;
-3часть –заминка и стрейч (восстановление дыхания, легкая растяжка).
Принципы:
последовательность
систематичность
личностно - ориентированный подход
 Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:
показательные выступления, начиная со  второго полугодия, в спортивных развлечениях и соревнованиях на воде;
итоги диагностики,  где выявляется уровень освоения детьми программных требований.
Содержание дополнительной программы.
Основной формой проведения занятий по Аква аэробике является урок, цель которого - улучшение самочувствия и повышение двигательной активности занимающихся.На уроке решаются следующие основные задачи:
·  содействие укреплению здоровья занимающихся,
·  достижение и сохранение высокого уровня физической подготовленности,
·  улучшение показателей функционального и психологического состояния,
·  улучшение плавательной подготовленности.
В соответствии с основными задачами урока подбирается комплекс упражнений и определяется методика проведения занятия.Занятие строится по следующей схеме:
-подготовительная часть;
-основная часть;
- заключительная часть.
Подготовительная часть обычно занимает 20-30% времени урока. Основная задача подготовительной части урока - организовать занимающихся и подготовить их к выполнению упражнений основной части урока. В подготовительную часть входят: построение и перекличка занимающихся; объяснение задач урока, методические указания, построения и перестроения, разминка, упражнения, направленные на подготовку к выполнению упражненийосновной части урока. Упражнения подготовительной части должны задействовать все большие группы мышц, включать перемещения и постепенный переход к движениям с полной амплитудой в суставах. Интенсивность движений умеренная.
Основная часть включает все основные упражнения, направленные на решение задачи урока (воспитание силы, силовой выносливости, гибкости, аэробной выносливости, совершенствование технической подготовленности), а также подводящие упражнения, которые выполняются непосредственно перед основными.
Заключительная часть имеет своей задачей постепенное снижение физической нагрузки и эмоционального возбуждения организма. Она включает легкие движения, несложные перемещения, статические упражнения на гибкость. Интенсивность движений небольшая, а сами движения должны быть плавными. В конце даются упражнения на расслабление и релаксацию. В этой части урока подводятся его итоги, даются домашние задания, если они необходимы.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов подвижных игр.
Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.
Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.
Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.
Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.
Бессюжетные — основаны на выполнении упражнений в соревновательной  форме:  «Кто первый?»,  «Кто дальше?»,  «Кто дольше?»  и т. д.
По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:
-игры на скольжение;
-игры с погружением в воду;
-игры с открыванием глаз;
-игры - эстафеты.
Организация занятий по Аква аэробике.
1.Занятия по Аква аэробике ведёт инструктор по плаванию, имеющий специальную подготовку, которая даёт право на работу с детьми дошкольного возраста.
2.Место для занятий. Занятия по Аква аэробике проходят в спортивном блоке детского сада, где расположен плавательный бассейн.
3.Необходимый инвентарь: поддерживающие приспособления (пояса, надувные игрушки, жилеты и круги), гибкие палки, плавающие гантели и штанги, ручные и ножные манжеты, доска для плавания, приспособления, увеличивающие сопротивление воды (перчатки, лопатки)4.Одежда для занятий. Дети занимаются Аква аэробикой в плавках, которые хранятся в детском саду, резиновых шапочках и, по необходимости в плавательных очках.
5.Врачебный контроль. Занятия проводятся по группам 10-15 человек, 1 раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. На занятиях необходимо присутствие медицинского работника.
6.Освоение программы. Для освоения рекомендуемой программы требуется не менее 32 часов занятий.
Планирование тренировочного процесса
Занятия будут проводиться один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30-35 минут. В зависимости от уровня плавательной подготовленности в качестве физических упражнений в воде можно выбрать: дляслабо плавающих - Аква аэробику в мелком бассейне, для умеющих плавать - Аква аэробику в глубоком бассейне. Занятия Аква аэробикой строятся с преимущественной направленностью на аэробную выносливость.Для оздоровительных тренировочных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но и даже чрезмерное утомление от одной тренировки. Нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и интенсивности занятий соответствовали повышению уровня подготовленности. В процессе тренировки необходимо осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и подготовленности, при необходимости дополняя его врачебным контролем.Для оптимального эффекта от занятий Аква аэробикой весьма важен выбор объема и интенсивности нагрузок, а также количества занятий в неделю. В зависимости от задачи – поддержание или повышение уровня физической подготовленности, нагрузка может постепенно увеличиваться или оставаться на достигнутом уровне. Кроме того, полезно ориентироваться на возрастные нормы нагрузки. Для построения эффективной и в то же время безопасной программы Аква аэробики важно соблюдать принцип соответствия величины нагрузки возможностям занимающихся. Можно выделить несколько уровней нагрузки, вызывающие принципиально различные адаптационные реакции организма:
- чрезмерная нагрузка, величина которой превышает функциональные возможности организма и может привести к перенапряжению;
- оптимальная тренирующая нагрузка, которая позволяет добиваться увеличения уровня подготовленности;
- поддерживающая нагрузка, величина которой недостаточна для дальнейшего роста работоспособности, но позволяет сохранить достигнутый уровень подготовленности;
- незначительная нагрузка, не приводящая к каким-либо долговременным сдвигам в организме.
Рост функциональных способностей организма в ходе тренировочного процесса приводит к сдвигу вверх порога адаптации: для дальнейшего повышения физической работоспособности нужны все большие нагрузки. Без ощутимого утомления невозможно добиться каких-либо сдвигов в уровне физической подготовленности. Известно, что чем выше величина нагрузки, тем сильнее ответная реакция организма. Для оздоровительных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но и даже чрезмерное утомление от одной тренировки. Организм занимающегося должен практически полностью восстановиться к утру следующего дня. Следовательно, нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и интенсивности соответствовало повышению уровня подготовленности.Увеличение интенсивности в оздоровительных программах проводится весьма осторожно. Построение тренировочного цикла в Аква аэробике требует волнообразного изменения нагрузки. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающегося, его текущего физического состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться.
Ожидаемые результаты:
К концу года обучения, у детей 5-7 лет должны  быть сформированы: физические качества, навыки выполнения плавательных действий, связанных с перемещением тела в водной среде. Должно увеличиться количество детей с правильной осанкой,  улучшиться координация движений, улучшение физического здоровья за счёт повышения уровня сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся. Совершенствование нервно-психических процессов. Дети должны обогатиться не только двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
В конце учебного года педагог проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе и полученных детьми знаний за время обучения.
В результате изучения ребёнок должен:
- освоить правильное положение тела в воде;         
-дети преодолеютчувство страха перед водой;
- свободно использовать основные элементы плавания (на груди и на спине, нырять, доставая игрушки со дна бассейна);
-соблюдать координацию движений при технике плавания кролем на спине и на груди, брассом на груди и на спине, дельфином.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Продолжительность
Продолжительность одного занятия от 30 до 35 минут.
Как часто проводить Предполагается, что уроки проводятся один раза в неделю. Занятия лучше всегоначинать в октябре.
Количество детей в группе
Количество детей в группе может быть разным. Лучше всего работать с группой от 10 до 15 детей.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1. «Физическая культура» - содержание этой области  предусматривает решение ряда специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
2. «Здоровье» - содержание этого раздела направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение
следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни. 3.«Безопасность» -содержание этого раздела направлено на достижение целей формирования основ безопасностисобственной, жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности поведения на воде.
4.«Социализация», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
5.«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. У воспитанников формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс. Таким образом, интеграция образовательных областей в работе по здоровьесбережению как ведущий принцип организации деятельности в ДОУ направлена на достижение единой цели – формирование здорового образа жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает более глубокое познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирование общей культуры, развитие качеств и формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Содержание учебного предмета, курса
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игровые
Сюжетные
Контрольно - учетные
Средства и методы:
Основными средствами занятий Аква аэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:
-упражнения по освоению с водной средой;
игры на воде;
упражнения силовой направленности;
упражнения на гибкость и растяжку;
упражнения на расслабление;
упражнения аэробной направленности;
подводящие упражнения, обучающие спортивным способам плавания.
Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются следующие методы обучения:
наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь тренера.
словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, название упражнений, команды, распоряжения, пояснения.
практический: выполнение упражнений, повторение упражнений, игровой метод, командный метод, контрольный метод.
№ п/п Название темы (раздела), урока Содержание
учебного раздела Количество
часов
1 «Капельки»
(танцевальная композиция) 1.Познакомить воспитанников с правилами поведения на воде.
2.Провести мониторинг обследования умений и навыков детей плаванию.
3.Разучить танцевальные элементы композиции «Капельки» 4
2 «Капельки с обручами» 1.Формировать у детей представление о конкретном рисунке.
2.Составление рисунков на воде в парах с обручами под музыку.
3.Закрепить навыки расположения на воде. 4
3 «Вальс снежинок»
(танцевальная композиция) 1.Обучить детей плавному выполнению перестроению из колонны в круг.
2.Разучить танцевальные элементы композиции «Вальс снежинок».
3.Познакомить с игрой «Попади в цель». 4
4 «Русалочки» 1.Закрепить движения танцевальной композиции «Вальс снежинок».
2.Побуждать детей к самостоятельному составлению рисунков из различных пособий.
3.Разучить движения танцевальной композиции «Русалочки». 4
5 «Ручейки» 1.Разучить движения, используя элементы «медузы», «дельфин».
2.Упражнения на длительную задержку дыхания.
3.Совершенствовать игру «Море волнуется». 4
6 «Вальс цветов» 1.Закрепить движения танцевальной композиции «Капельки», «Вальс снежинок».
2.Разучить движения танцевальной композиции «Вальс цветов». 4
7 «Акробаты» 1.Совершенствовать движения танцевальной композиции «Вальс цветов».
2. Разучить движения танцевальной композиции «Акробаты».
3.Игра «Водолаз». 4
8 «Солнышко лучистое» 1.Совершенствовать длительные задержки дыхания под водой.
2.Закрепить танцевальные композиции «Капельки с обручами», «Акробаты».
3. Подготовить показательные выступления для родителей воспитанников.
4. Провести мониторинг обследования умений и навыков детей плаванию.
4
Итого: 32 часа
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
Большаков И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. – М., 2005.
Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. - С-П.: «Детство-пресс», 2005.
Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. - М.: «Олимпия», 2009.
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991.
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А.,Рунова М. А. Физкультурное и физкультурно – игровое оборудование для дошкольных образовательнцх учреждений. – М., 1999.
Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: Задания, игры, праздники. – М., 2009.
Профит Э., Лопаз П. Аквааэробика «120 упражнений». - Ростов - на - Дону, 2007.
Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. - С.П.: «Детство - пресс», 2011.
Материально-технического обеспечение рабочей программы
Бассейн,
Поддерживающие приспособления (пояса, надувные игрушки, жилеты и круги),
Гибкие палки,
Плавающие гантели и штанги,
Ручные и ножные манжеты,
Доска для плавания,
Приспособления, увеличивающие сопротивление воды (перчатки, лопатки),
CD – диски,
Музыкальный центр
Наглядно – образный материал 
Дидактические материалы;
Игровые атрибуты;
«Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
Тематические картины;
Иллюстрации.
Обоснование выбора количества часов
В Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБУ ООШ №7 в группах старшего дошкольного возраста на раздел «Обучение плаванию» отводится 1 занятие в неделю, 36 занятий в год.Занимаясь 32 часа 1 раз в неделю по программеАква аэробике «Дельфиненок»к концу года воспитанники смогут:
Выполнять 15-20-25 выдохов в воду.
Выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 7-20 сек.
Выполнять скольжение на груди 4-5-6 м.
При нырянии в длину (3-4 м) доставать со дна игрушки.
Плавать на скорость на одних ногах на груди и на спине различными способами, в т.ч. со вспомогательными средствами (доска, ласты) 15-20-25 м.
Плавать со сменой способов 15-20 м.
Буксировать предметы на воде 4-5 м.
Это обеспечит целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года.
Характеристика контрольно-измерительныхОценка качества обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста в данной программе проводится по методике А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» и строится на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков. Уровень овладения плавательными навыками оценивается по 4-балльной системе. Сумма баллов по тестам на каждом этапе обучения делится на количество тестов - получается средний балл. Данные заносятся в протокол и далее, с учётом оценки качества выполнения плавательного упражнения (см. табл.1), анализируется.
3,5 балла и выше - высокий уровень,
2,5- 3,4 балла - средний уровень,
2,4 балла и ниже - низкий уровень.
Оценочные тесты по обучению плаванию детей 5-7 лет (табл. 2)
№п/п Ф.И. ребёнка «Торпеда» Кроль на груди Кроль на спине Плавание произвольным способом Средний балл
1 2 3 Тестовые задания и критерии:
1. «Торпеда» на груди или на спине: 4 б- 8 м; 3 б- 6-7 м; 2 б- 4-5 м; 1 б.- менее 4 м.2. Кроль на груди в полной координации: 4 б.- 14-16 м; 3 б.- 11- 13 м; 2 б.- 8- 10 м; 1 б - менее 8 м.
3. Кроль на спине в полной координации: 4 б.- 14-16 м; 3 б.- 11- 13 м; 2 б.- 8- 10 м; 1 б. - менее 8 м.
4. Плавание произвольным способом: 4 б.- 8м и более; 3 б.- 6-7 м; 2 б. 4-5 м; 1 б. - менее 4 м.
Методика проведения диагностики.
1. «Торпеда» на груди или на спине: оттолкнувшись ногами от дна бассейна, лечь на воду, опустив лицо в воду, руки вытянуты вперёд. Плыть при помощи движений ног способом кроль на груди на задержке дыхания (можно выполнить 1 вдох) или на спине, руки вытянуты за головой.
2. Кроль на груди в полной координации: проплыть 16 метров (с выполнением поворота) кролем на груди в полной координации, вдох можно выполнить через 1,3,5 гребков руками.
3. Кроль на спине в полной координации: проплыть 16 метров (с выполнением поворота) кролем на спине в полной координации, дыхание произвольное.
4. Плавание произвольным способом: проплыть 8 м комбинированным способом (руки - брасс, ноги - кроль) в согласовании с дыханием.
Качественная оценка техники выполнения плавательных упражнений и плавания спортивными способами
№ Плавательные движения Цвет
Высокий (красный) Средний (зелёный) Низкий
(синий)
1 Скольжение на груди Без ошибок Кисти рук не соединены. Ноги врозь. Носки не оттянуты Чрезмерноепрогибание туловища (высокий подъём головы и плеч)
2 Скольжение на спине Без ошибок Кисти рук не соединены. Ноги врозь. Носки не оттянуты Сгибание туловища в поясничной области (скольжение «сидя»). Прогиб туловища в поясничной области (голова сильно запрокинута назад)
3 Движения ногами при плавании кролем на груди, спине Практически без ошибок. Имеются нарушения в ритме  движений ногами Неправильное положение тела на воде Сильное сгибание ног, стопы не повёрнуты внутрь
4 Движения руками при плавании кролем на груди Без ошибок Пальцы рук не соединены Руки согнуты, неполный гребок
5 Движения руками при плавании кролем на спине Без ошибок Неправильное положение тела на воде. Пальцы рук не соединены Руки согнуты, неполный гребок
6 Плавание кролем на груди в полной координации Практически без ошибок. Затянутый вдох Руки и ноги согнуты Нет согласования движений рук, ног и дыхания
7 Плавание кролем на спине в полной координации Практически без ошибок. Неритмичное дыхание Руки и ноги согнуты Нет согласования движений рук, ног и дыхания
Источники контрольно-измерительных материалов
№ Название Автор Выходные данные
1 Диагностика по обучению плаванию с элементамиАква аэробики А. А. ЧеменеваТ.В. СтолмаковаСистема обучения плаванию. Детство – Пресс, 2011г.