Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружка «Здоровячок» составлена для учащихся 2б класса МБОУ « СОШ № 17» г. Салавата наоснове :•Федерального закона от 23.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;
•СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011г. №19993);
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №17» г.Салавата;
Данная программа составлена на основе авторской программы «Школа докторов природы» Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной.
Актуальность программы в том, что современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения учащихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровьяучащихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у учащихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующейцели:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Цели конкретизированы следующими задачами:1. Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы. Следовательно, выпускник младших классов должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
По базисному плану на программу отводится 34 часа из расчёта 1час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание учебного курса
Почему мы болеем? Причины болезни. Признаки болезни.
Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе. Здоровый образ жизни. Встреча с докторами Здоровья. Мудрые слова
доктора Свежий Воздух.
Кто нас лечит. Какие врачи нас лечат? Составляющие здорового образа жизни. Самоанализ здоровья.
Прививки от болезней. Инфекционные болезни.». Прививки от болезней.
Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем. Беседа «Из чего получают лекарства». Домашняя аптечка. Аптека дома.
Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа. Пищевые
отравления. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» Если на улице
дождь и гроза. Правила поведения при грозе.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Правила безопасности поведения в
транспорте.
Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг. Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Когда опасность рядом.
Правила обращения с огнем. Чтобы огонь не причинил вреда. «Чем опасен огонь?» Правила поведения при пожаре в доме. «План эвакуации при
пожаре».
Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток. Первая помощь пострадавшему.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Травмы. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах.
Как защититься от насекомых. Укусы насекомых. Признаки аллергии. Помоги себе сам.
Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем про собак и кошек. Беседа о домашних животных. Правила обращения с
животными.
Первая помощь при отравлении жидкостями. Отравление ядовитыми веществами.
Виды отравлений. «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Первая помощь при отравлениях. Отравление угарным газом.
Признаки отравления угарным газом.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе. Признаки теплового
удара. Как уберечься от мороза.
Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и
вывиха костей. Переломы. Виды переломов. Если ты ушибся или порезался.
Первая помощь при попадании инородных тел в ухо, глаз, нос. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. Если соринка попала в
глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Укусы змей. Признаки укусы змеи. Первая помощь при укусе змеи.
Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Неизлечимые болезни века. Воспитай себя. Я выбираю движение.
Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» учащиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепления здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Дата Примечание
план факт Болезни и здоровый образ жизни. (12ч.) 1 Причины и признаки болезни. 2 Как здоровье? 3 Как организм помогает себе сам. 4 Здоровый образ жизни. 5 Какие врачи нас лечат. 6 Инфекционные болезни. 7 Прививки от болезней. 8 Какие лекарства мы выбираем. 9 Домашняя аптечка. 10 Отравление лекарствами. 11 Пищевые отравления. 12 Экскурсия в медицинский кабинет. Безопасность ( 11ч) 13 Если солнечно и жарко. 14 Если на улице дождь и гроза. 15 Опасность в нашем доме. 16 Как вести себя на улице. 17 Вода- наш друг. 18 Чтобы огонь не причинил вреда. 19 Чем опасен электрический ток. 20 Травмы. 21 Укусы насекомых. 22 Что мы знаем про собак и кошек. Первая помощь (11ч) 23 Как помочь себе при тепловом ударе. 24 Как уберечься от мороза. 25 Растяжение связок и вывих костей. 26 Переломы. 27 Если ты ушибся или порезался. 28 Если в глаз, ухо, нос ,или горло попало постороннее
тело. 29 Укусы змей. 30 Расти здоровым. 31 Воспитай себя. 32 Я выбираю движение. 33 Утренняя гимнастика и массаж. 34 Конкурс рисунков. «За здоровый образ жизни!» Перечень учебно-методического обеспечения
1.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)3. Н.И. Дереклеева "Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья" М. "ВАКО", 2005г.4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.7. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.8. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
9. Электронные образовательные ресурсы:
stranamasterov.ru
pedsovet.sunsportal.ruhttp://viki.rdf.ru/item/395/download/http://mir-prezentaciy.narod.ruhttp://www.proshkolu.ru/user/KLW/file/567379festival@1september.ru