Авторская программа по внеурочной деятельности, фольклорный кружок Капельки солнца

Приложение 14



г. Сочи
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 99 г. Сочи
имени Героя России Д.Д. Тормахова











ФОЛЬКЛОРНЫЙ КРУЖОК

«КАПЕЛЬКИ СОЛНЦА»

Авторская программа
по внеурочной деятельности младших школьников.
ФГОС.










Автор: Телелейко Людмила Вячеславовна
учитель музыки МОУ ООШ №99 г. Сочи

Программа фольклорного кружка «Капельки солнца» разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», предметная область «Музыкальное исполнительство», примерной программы по предмету «Фольклорный ансамбль», Москва 2012год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Народ, непомнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее»
С. Шмаков
Актуальность.
Наше общество, утратившее большинство общечеловеческих нравственных ценностей, обязано сохранить остатки. Страну поразил глубочайший нравственный кризис. К сожалению, пока мерилом прогресса становятся победительное накопление вещественных благ и безграничное расширение всех возможных пределов внешней свободы человека, т.е. бесконечное «можно».
В последние годы огромное внимание уделяется эстетическому образованию школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства происходит воспитание духовной культуры ребенка, нравственных основ восприятия жизни.
Разработка и внедрение творческой системы эстетического образования (ФГОС внеурочная деятельность) является неотъемлемой частью образовательного процесса.
По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам и культуре толерантности.
-распространяет позитивный подход к этническим вопросам и предотвращает любые проявления расизма, шовинизма, национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет людей, представителей разных этносов.
-прививает детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
-способствует созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.
-прививает любовь к малой Родине, к истории родного края, к культурным традициям народов своей местности, помогая правильно выбрать активную жизненную позицию.
Опираясь на ведущие технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения В.М. Бехтерева, Б.В.Асафьева фольклор благоприятствует нервно-психическому и эмоционально-психологическому оздоровлению личности. Ведёт к подъёму настроения и чувств, появлению здорового ритма жизни, помогает ребенку почувствовать себя необходимым в данной жизненной ситуации и способствует радостному мироощущению.
В рамках ФГОС творческая деятельность художественно-эстетической направленности обеспечивает следующие результаты.
Личностные: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. Проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению. Овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой совместной деятельности.
Метапредметные: характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности (умение добывать, анализировать, принимать и применять).
Предметные: сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность и других видов деятельности для реализации проекта.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные учебные действия, важные для любых сфер деятельности.
Личностные УУД: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
Познавательные УУД: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству, как способу познания мира. Осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок.
Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.
Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни.
Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных фольклорных произведений, воплощать характер народных песен, песне о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Целесообразно ввести изучение фольклорных образцов во внеурочную деятельность, так как фольклор позитивно влияет на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.
Основным видом деятельности в предлагаемом двухгодичном курсе обучения является изучение истоков народного творчества.
За основу взяты жанры детского фольклора (песенный, танцевальный, игровой, инструментальный), обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение музыкальной культуры (казачьей) своего родного края.

Программа предназначена для детей 7-9 лет и составлена таким образом, чтобы постепенно раскрыть черты присущие народному музыкальному исполнительству: – сочетание пения с движением, элементами театрализации, игрой на музыкальных инструментах. В основе программы лежат здоровьесберегающие технологии.

Необходимые условия для проведения занятий:
Музыкальный зал, сцена.
Музыкальный инструмент (ф-но)
Музыкальный центр
Шумовые инструменты народного оркестра (ложки, бубны, трещетки, свистульки, ксилофоны)

Цель программы:
-формирование у детей основ целостной эстетической культуры через приобщение к истокам народного фольклора.
Задачи:
-дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский музыкальный фольклор», «народные праздники», «народные инструменты», «песенный фольклор», «танцевальный фольклор» об их классификации, основных жанрах, их функциях.
-развивать чувство прекрасного, основываясь на изучении и самостоятельном исполнении произведений фольклора;
-пробудить интерес к изучению истории родного края, песенному и игровому фольклору, тем самым способствовать патриотическому воспитанию, сохранению психического и физического здоровья учащихся, поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения;


Курс программы включает четыре раздела:
1. Песенный фольклор. Классификация детского фольклора.
2. Инструментальный фольклор. Игра в оркестре.
3. Танцевальный, песенно-танцевальный, игровой фольклор.
4. Народные праздники.


Занятие строится по видам деятельности:
Восприятие.
Прослушивание аудио записей, анализ фольклорных произведений.
Исполнительство.
Разучивание образцов народного творчества, выразительное исполнение (игра на инструментах, песня, танец, хоровод, народная игра и т.д.)
Творчество.
Сочини «сам» колыбельную, потешку, пестушку, прибаутку, разыграй песню, придумай простейший рисунок танца, игру (сочинительство может быть сольным и коллективным). Импровизация в ансамбле.

Содержание программы (34 часа):
1 год обучения
1-й раздел. Песенный фольклор.
Введение. Что такое детский музыкальный фольклор?
Колыбельные песни.
Понятие жанра. Жизненное содержание. Разучивание колыбельных песен.
Пестушки.
Понятие жанра. Жизненное содержание. Значимость. Разучивание пестушек.
Потешки.
Понятие жанра. Жизненное содержание. Значимость. Разучивание потешек.
Прибаутки.
Понятие жанра. Жизненное содержание. Значимость. Разучивание прибауток.
Народные песни.
«Казачата», «У Кубань реки», «Ой, при лужку».
Творческие задания: Сочини колыбельную, потешку, пестушку, прибаутку (сочинение может быть индивидуальным, коллективным), нарисуй своих фольклорных героев.

2-й раздел. Инструментальный фольклор.
Игра в оркестре.
Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
Приёмы игры на инструментах.
Металлофон, маракас, бубен, ложки – ударно-шумовые инструменты.
Разучивание ритмического рисунка к русской народной песни «Ах, вы сени», «Из под дуба, из под вяза».
Игра в ансамбле.
Творческие задания: придумай ритмический рисунок к весёлым плясовым мелодиям.

3-й раздел: Танцевальный, песенно-танцевальный, игровой фольклор.
Хороводные песни, народные танцы, игры.
Знакомство с элементарными танцевальными движениями:
Хороводный шаг
Шаг с притопом
Приседание с поворотом
«Полочка», «Пружинка», «Топотушки»
Выставление ноги на пятку, на носок и т.д.
«Веснянка» - разучивание хоровода и танцевальных движений к нему.
«На горе-то калина» - разучивание хоровода и танцевальных движений к хороводу.
«Калинка» - разучивание народного танца.
Тара-тара-тара-ра начинается игра(«Заплетися плетень», «Чичары, чичары, собирайтесь гончары», песня-игра «Бояре» и другие)
Творческие задания: придумай простейшие хороводные танцевальные движения, сочини рисунок танца, придумай игру, соответствующую стихотворным строчкам и т. д.

4-й раздел:
Праздники. Классификация праздников. Земельно-календарные праздники.
«Кузьминки», «Коляда», «Жаворонки».
Что мы знаем о праздниках?
История возникновения, традиции, обычаи, сохранившиеся до нашего времени.
Творческие задания: сочини колядку, закличку-веснянку.
Творческий отчетный концерт.

Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию учебного года обучающиеся должны знать:
-названия народных праздников, традиции проведения, историю;
-название жанров детского фольклора (песенного, танцевального, игрового);
-название инструментов шумового оркестра.

Обучающиеся должны уметь:
-находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
-исполнять простейшие движения народного танца, хоровода, игр;
-исполнять народные песенные мелодии разного жанра;
-исполнять фольклорные произведения сольно, в ансамбле, используя различные ударно-шумовые инструменты народного оркестра.













Примерное тематическое планирование занятий
1год обучения.


занятия
ВОСПРИЯТИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ТВОРЧЕСТВО

1.
сентябрь
Вводное. Что такое фольклор?
Что мы будем исполнять?
Песни
Хороводы
Танцы
Играть на народных инструментах и в народные игры.
Сочиняем сами, растим «фольклорное дерево».

2.
сентябрь
Колыбельная
«Ходит сон по сенечкам». Знакомство.
Знакомые танцевальные движения (хороводные, плясовые)
Сочини колыбельную.

3.
сентябрь
Колыбельная
«Ходит сон по сенечкам». Выразительное исполнение
Хоровод «На горе-то калина»
Знакомство, разучивание
Танцевальных движений
Придумай движения по тексту
хоровода

4.
сентябрь
Конкурс на лучшее исполнение колыбельной
Хоровод «На горе-то калина».
Разучивание танцевальных движений
Рисунок

5.
октябрь
Пестушки.
Характеристика жанра
«Ах, вы сени»
Игровые приёмы на музыкальных инструментах
Сочини пестушку

6.
октябрь
Пестушки.
разучивание
«Ах, вы сени»
Разучивание ритма
Исполнение на инструменте сольно
Придумай ритмический рисунок и сыграй на инструменте

7.
октябрь
Конкурс на лучшее исполнение пестушки.
«Ах, вы сени»
Выразительное исполнение
Игра в ансамбле

8.
октябрь
Праздник «Кузьминки»-праздник осени
.
исполнительские
традиции, песня-игра «Бояре»
Сочини частушку к празднику

9.
ноябрь
Праздник «Кузьминки»-праздник осени
.
Песня-игра «Бояре»,
Обыгрывание
Придумай, игровые действия


10.
ноябрь
Потешки.
Характеристика жанра.
Игра «Заплетися плетень»
Обыгрывание
Сочини потешку

11.
ноябрь
Потешки.
разучивание
Танец «Калинка»
Простейшие танцевальные движения
Придумай танцевальные движения

12.
декабрь
Конкурс на лучшее исполнение потешки.
Танец «Калинка»
Простейшие танцевальные движения
Рисунок

13.
декабрь
Прибаутки.
Характеристика жанра.
Танец «Калинка»
Выразительное исполнение
Сочини прибаутку

14.
декабрь
Прибаутки.
Разучивание
«Ах, вы сени»
Ансамблевое выразительное
исполнение
Рисунок

15.
декабрь
Конкурс на лучшее исполнение прибаутки
«Ах, вы сени»
Ансамблевое выразительное
исполнение
Сценическое воплощение

16.
январь
Народный праздник «Колядки» История возникновения.
Традиции праздника
Сделай маску

17.
январь
Народный праздник «Колядки»
Разучивание колядок.
Конкурс на лучшее исполнение колядки

18.
январь
Конкурс на лучшее исполнение колядки
Играем в «Коляду»
Сочини колядку

19.
февраль
«Казачата»
Знакомство с песней,
разучивание
Игра «Чичары, чичары собирайтесь, гончары» казачья игра
Обыгрывание
Придумай ход игры

20.
февраль
«Казачата»,
Выразительное исполнение
Игра «Чичары, чичары собирайтесь, гончары» казачья игра
Обыгрывание

Разыграй песню

21.
февраль
«Казачата»,
Конкурс на лучшее исполнение

«Из под дуба»
Знакомство, приёмы игры на инструментах
Подбери ритмический рисунок к плясовой

22.
февраль
«У Кубань-реки»
Знакомство с песней, разучивание.
«Из под дуба»,
разучивание

Сольная импровизация

23.
март
«У Кубань-реки»,
Выразительное исполнение
«Из под дуба», выразительное исполнение

Игра в ансамбле

24.
март
«У Кубань-реки»,
Конкурс на лучшее исполнение
Игра «Заплетися плетень»
Обыгрывание
«Сплети плетень» из веточек, творческое задание

25.
март
Праздник «Жаворонки».
История возникновения.
Исполнительские традиции.
Заклички.
Сочини закличку Весны.

26.
март
Праздник «Жаворонки».

Конкурс на лучшее исполнение заклички
Рисунок

27.
апрель
«Ой, при лужку»
знакомство
«Веснянка»
Хоровод,
Знакомство, разучивание
Придумай
танцевальные движения к хороводу

28.
апрель
«Ой, при лужку»
разучивание
«Веснянка»
Хоровод,
Выразительное исполнение
Придумать ритмическое сопровождение
Казачьей песне

29.
апрель
«Ой, при лужку»
Выразительное исполнение, сольное
В ансамбле
«Веснянка»
Хоровод,
Выразительное исполнение
Импровизация ритмического сопровождения
песни

30.
апрель
Викторина «Угадай мелодию»
Исполнение
Творческое голосование, отбор концертных номеров по желанию детей

31.
май
Подготовка к творческому отчёту.

Исполнительство.

Инсценировки по сценарию.

32.
май
Подготовка к творческому отчёту.

Исполнительство.

Инсценировки по сценарию.

33.
май
Подготовка к творческому отчёту.

Исполнительство.

Инсценировки по сценарию.

34.
май
Творческий отчет
С приглашением родителей.










Содержание программы.
2-ой год обучения.
1-й раздел. Песенный фольклор.
Введение. Бытовой детский фольклор.
Считалки и скороговорки.
Понятие жанров. Отличительные черты.
Разучивание считалок и скороговорок.
Прозвища и дразнилки.
Понятие жанров. Отличительные черты. Жизненное содержание.
Страшилки.
Понятие жанра. Жанровое своеобразие. Значимость страшилок в жизни ребёнка.
Небылицы.
Понятие жанра. Жанровое своеобразие. Значение.
Народные песни.
«В саду дерево цветёт, да, казак в поход идёт»,
«Барыня», «Кубанские казаки».
Творческие задания: Сочини считалку, скороговорку, дразнилку, страшилку небылицу (сочинение может быть индивидуальным, коллективным), нарисуй своих фольклорных героев.
2-й раздел:
Игра в оркестре.
Инструменты народного оркестра (Прослушивание аудиозаписей).
Ложки – различные приемы игры на ложках.
Разучивание ритмического рисунка к русской народной песни «Во саду ли, в огороде», «Я с комариком».
Игра в ансамбле.
Творческие задания: придумай ритмический рисунок к весёлым плясовым мелодиям.
3-й раздел: Танцевальный, песенно-танцевальный, игровой фольклор.
Хороводные песни, народные танцы, игры.
Отработка простых танцевальных движений:
Хороводный шаг
Шаг с притопом
Шаг с подбивкой
«Полочка», «Ковырялочка».
Выставление ноги на пятку, на носок в прыжке, перетоп и т.д.

Примерный музыкальный материал:
«Рябинушка» разучивание хоровода и танцевальных движений к хороводу.
«Во поле берёза стояла» разучивание хоровода и танцевальных движений к хороводу.
«Кадриль» разучивание народного танца, выразительное исполнение.
Тара-тара-тара-ра начинается игра(«Золотые ворота», «Сон казака» «Кривой петух» и другие)

4-й раздел (4):
Праздники. Классификация праздников. Земельно-календарные, народные праздники.
Праздник последнего снопа (Спожинки). Рождество. Масленица. Праздник русской березки (Троица).
Что мы знаем о праздниках?
История возникновения, традиции, обычаи, сохранившиеся до нашего времени.
Разучивание песен, хороводов, танцев, игр, приуроченных к этим праздникам: «Ой, заечка, да по житечку», «Ой, блины», рождественские колядки.

Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию учебного года обучающиеся должны знать:
-названия народных праздников, традиции проведения, историю;
-название жанров детского фольклора, их классификацию.
-название инструментов в народном оркестре, различать на слух их звучание;

Обучающиеся должны уметь:
-находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
-исполнять простейшие движения народного танца, хоровода, игр;
-исполнять народные песенные мелодии разного жанра;
-исполнять фольклорные произведения сольно, в ансамбле, используя различные ударно-шумовые инструменты оркестра.

Творческий отчетный концерт.






Примерное тематическое планирование занятий
2 год обучения.

занятия
ВОСПРИЯТИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ТВОРЧЕСТВО

1.
сентябрь
Вводное. Что такое бытовой фольклор?
Что мы будем исполнять?
Песни
Хороводы
Танцы
Играть на народных инструментах и в народные игры.
Сочиняем сами, растим «фольклорное дерево».

2.
сентябрь
Считалки, скороговорки.
Знакомство.
Знакомые танцевальные движения (хороводные, плясовые)
Сочини считалку,
скороговорку.

3.
сентябрь
Считалки, скороговорки.
Выразительное исполнение
Хоровод «Рябинушка»
Знакомство, разучивание
Танцевальных движений
Придумай движения по тексту
хоровода

4.
сентябрь
Конкурс на лучшее исполнение считалки, скороговорки.
Хоровод «Рябинушка».
Разучивание танцевальных движений
Сценическое воплощение

5.
октябрь
Прозвища, дразнилки.
Характеристика жанра
«Во саду ли»
Игровые приёмы на музыкальных инструментах
Сочини дразнилку

6.
октябрь
Прозвища, дразнилки.
разучивание
«Во саду ли»
Разучивание ритма
Исполнение на инструменте сольно
Придумай ритмический рисунок и сыграй на инструменте

7.
октябрь
Конкурс на лучшее исполнение дразнилки.
«Во саду ли»
Выразительное исполнение
Игра в ансамбле

8.
октябрь
Праздник «Спожинки»-праздник урожая
исполнительские
традиции. «Ой, заечка, да по житечку»
Сочини частушку к празднику

9.
ноябрь
Праздник «Спожинки»-праздник урожая

Песня-«Ой заечка, да по житечку»,
Разыграй песню
Сценическое воплощение

10.
ноябрь
Страшилки.
Характеристика жанра.

Игра «Золотые ворота»
Обыгрывание
Сочини страшилку

11.
ноябрь
Страшилки.
разучивание
Танец «Кадриль»
Простейшие танцевальные движения
Придумай танцевальные движения

12.
декабрь
Конкурс на лучшее исполнение страшилки.
Танец «Кадриль»
Простейшие танцевальные движения
Рисунок

13.
декабрь
Небылицы.
Характеристика жанра.

Танец «Кадриль»
Выразительное исполнение
Сочини небылицу.

14.
декабрь
Небылицы.
Разучивание
«Во саду ли»
Ансамблевое выразительное
исполнение
Рисунок

15.
декабрь
Конкурс на лучшее исполнение небылицы.
«Во саду ли»
Ансамблевое выразительное
исполнение
Сценическое воплощение

16.
январь
Народный православный праздник «Рождество»
Традиции праздника
История возникновения.
Сделай рождественскую звезду

17.
январь
Народный православный праздник «Рождество»
Разучивание рождественской песни.
Рисунок

18.
январь
Рождественские колядки

Играем в «Коляду»
Сочини колядку

19.
февраль
«В саду дерево цветёт»
Знакомство с песней,
разучивание
Игра «Сон казака» казачья игра
Обыгрывание
Придумай ход игры

20.
февраль
«В саду дерево цветёт»,
Выразительное исполнение
Игра «Сон казака» казачья игра
Обыгрывание
Сделай маску к игре

21.
февраль
«В саду дерево цветёт»,
Конкурс на лучшее исполнение

«Я с комариком»
Знакомство, приёмы игры на инструментах
Подбери ритмический рисунок к плясовой

22.
февраль
«Кубанские казаки»
Знакомство с песней, разучивание.
«Я с комариком»,
разучивание

Сольная импровизация на музыкальных инструментах

23.
март
«Кубанские казаки»,
Выразительное исполнение
«Я с комариком» выразительное исполнение

Игра в ансамбле

24.
март
«Кубанские казаки»,
Конкурс на лучшее исполнение песни
Игра «Кривой петух»
Обыгрывание
Рисунок

25.
март
Праздник «Масленица».
История возникновения.
Исполнительские традиции.
Масленичные песни
Сочини частушку к празднику.

26.
март
Праздник «Масленица».

Конкурс на лучшее исполнение песни «Блины»
Рисунок

27.
апрель
«Барыня»
знакомство
«Во поле берёза»
Хоровод,
Знакомство, разучивание
Придумай
танцевальные движения к хороводу

28.
апрель
«Барыня»
разучивание
«Во поле берёза»
Хоровод,
Выразительное исполнение
Придумать ритмическое сопровождение
Казачьей песне «Барыня»

29.
апрель
«Барыня»
Выразительное исполнение, сольное
В ансамбле
«Во поле берёза»
Хоровод,
Выразительное исполнение
Сценическое воплощение

30.
апрель
«Праздник русской берёзки – троица»

Исполнительские традиции.
Хороводы-игры.
Плетение венков из веточек, цветов

31.
май
Викторина «Угадай мелодию»
Исполнение
Творческое голосование, отбор концертных номеров по желанию детей

32.
май
Подготовка к творческому отчёту.

Исполнительство.

Инсценировки по сценарию.

33.
май
Подготовка к творческому отчёту.

Исполнительство.

Инсценировки по сценарию.

34.
май
Творческий отчет
С приглашением родителей.









Методические рекомендации:
Активно осваивая образцы фольклорного искусства, ребенок становится сотворцом народного творчества. Сочиняя небольшие песенки, импровизируя в игре на инструментах, сочиняя небольшие танцевальные композиции, ребенок творчески себя реализует и чувствует себя успешным.
Немало важную часть на занятиях занимает игровая деятельность, которая способствует развитию физического здоровья, снятию нервного перенапряжения, восстановлению сил.
Рисунок, поделка способствуют развитию мелкой моторики, творческие задания могут выполняться коллективно так и индивидуально.
Фольклорный материал даёт возможность использования разнообразных видов деятельности. Главное в работе – активное творческое освоение полученных знаний.
Учитывая различный уровень музыкально подготовленности учащихся, следует организовать занятия таким образом, чтобы с самого начала шла подготовка к заключительному мероприятию: фольклорному празднику, концерту.
Фольклорный возрастной музыкальный материал может быть подобран самостоятельно руководителем кружка.

Ожидаемые результаты данных занятий.
Освоение фольклорных образцов казачьей культуры, русского народа, способствует восстановлению душевного равновесия, снятию эмоционального напряжения, развитию ассоциативного мышления, воспитанию интереса к народным культурным традициям.
Овладение певческими навыками в ансамбле, в игре на инструментах, освоение простейших танцевальных, игровых импровизаций способствует развитию музыкальных способностей, коммуникативности, творческой фантазии, позитивному отношению к жизни.
Данные занятия предполагают расширение кругозора, интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни.
К концу года дети должны «вырастить фольклорное дерево»: на ватмане рисуется дерево и по мере изучения фольклорных образцов народного творчества, на нём появляются зелёные листочки. К концу года оно станет зелёным. А ещё можно предложить ребятам прикреплять или приклеивать свой листочек с частушкой, потешкой, т.е. со своим творческим трудом.
На втором году обучения можно объявить конкурс на индивидуально выращенное «фольклорное» дерево и т.д.

Литература:
Прасолова З.Г. «Музыка родного края»
Петрусенко И. «Кубань в песне»
Снегирев И.М. «Русские простонародные праздники»
Бердникова Н.В. «Весёлая ярмарка»
Шмаков С. «Нетрадиционные праздники в школе»
Харлицкий М. Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: М., 1996г.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Академия, 1996

Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/teleleyko-lyudmila-vyacheslavovna
http://festival.1september.ru/articles/585047/
http://an-school.ucoz.ru/ORK/RP3KL.doc
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-folklornogo-kruzhka-nashi-istoki
http://rudocs.exdat.com/docs/index-226280.html?page=6

Аудио пособия:
С. Железнов. Аудиовизуальное дидактическое пособие для образовательных учреждений и семьи «Катенька и котенька» (песенки, потешки, игры)
Москва 1997г.
Детский русский фольклор «Игранчики» Москва 1998г.













Приложение.

«ФОЛЬКЛОРНОЕ ДЕРЕВО»















































13PAGE 15


13PAGE 14215