Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку Занимательный английский 5класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе « Рабочая программа
по английскому языку» В.А. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др – М.: «Просвещение», 2012 год.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки - артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Главной целью данного курса является
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные;
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
I. Познавательный аспект. - Познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- Развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
- развивать двигательные способности детей через драматизацию.
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; - приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
2. Общая характеристика курса
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Данный курс рассчитан на 1 год (33 часа по 45 минут). Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов школьников в общении и познании, и составляет 1 час в неделю (по 45 минут 1 раз в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности учитывает индивидуальные, общественные и государственные потребности, развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций и внесет свой вклад в:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-любовь к своей малой родине (своему родному дому, школе, селу, городу), народу, России;
-знание традиций своей семьи;
-уважительное отношение к языку;
-уважительное отношение к своей стране; уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; знание правил вежливого поведения, культуры речи;
-умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
-эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей;
-представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к их интересам и увлечениям;
-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;
3)воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника);
-умение работать в паре/группе; взаимопомощь;
-потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);
-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
Метапредметные результаты
1) положительное отношение к предмету:
-представление о ИЯ как средстве познания мира и других культур;
-осознание роли ИЯ в жизни современного общества и личности;
-обогащение опыта межкультурного общения;
2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации;
3) универсальные учебные действия:
регулятивные:
-самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
-использовать знаково-символические средства представления информации для решения практических задач;
-пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
-строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
-решать проблемы творческого и поискового характера;
коммуникативные:
-готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
-выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
-адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
-уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
-уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
-уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
-уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
-проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
-уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
5. Содержание курса «Занимательный английский»
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно.
№ п/п
Название раздела
Общее количество часов
1.
«Мир игр, песен, рифмовок и стихов»
5 часов
2.
«Бытовой английский»
7 часов
3.
«Праздники Нового года и Рождества в Великобритании, в России»
4 часа
4.
«Наша первая сказка»
1 часть «Золушка»
4 часа
5.
«Приятного аппетита!»
4 часа
6.
«Моё первое знакомство с Англией»
8 часов
7.
Подведение итогов.
1 час
Итого: 33 часа
6. Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Деятельность учителя
(осуществляемые действия)
Деятельность учащихся (осуществляемые действия)
Формируемые умения
Мир игр, песен, рифмовок и стихов (5 часов)
1
Фразы и жесты приветствия и прощания.
В мире вежливости.
1
1. приветствует класс (стих)
2.индивид.приветствие (игра с мячом)
3.диалог приветствия
4. прощание стих (стих)
Диалог «В аэропорту»
1.дети учатся отвечать на приветствие хором и индивидуально
2. диалог приветствия
3. прощаются (стих)
Развитие у детей этикетной функции общения на русском и английском языках, диалогическая речь.
2
Песенный английский
1
1.даёт слова песен и их значения
2.пение
Песни «Ленивая Мери», «Ранним утром»
разучивают слова песен
поют вместе с учителем
Развитие у детей умений слушать музыку и понимать слова песен, применять их в речи
3
В мире песен.
1
Разучивание слов песни «Солнечный круг»
1.разучивают слова песен
2.поют вместе с учителем
4
В мире прекрасного.
1
1.повторение пройденных ЛЕ 2. Представление раскраски по теме «Моя семья»
1. рассказывают стихи, поют песни 2. Выходят к доске с готовой раскраской и называют членов семьи.
Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала
5
Индивидуальная работа с учащимися (песни, стихи, рифмы)
1
Индивидуальные стихи, песни, рифмовки
разучивают слова
Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала
2. «Бытовой английский» (7 часов)
6
Краткая информация о себе
1
1.повторение лексики по теме «Моя семья»
2. составление рассказа
3. раскраска по теме
1.разучивают стих 2. Рассказывают о семье по-русски, повторяют по-английски 3.раскраска по теме
Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала, монолога
7
Проект по теме «Моя семья»
1
Обучение составления проекта.
1.представить и защитить проект
Представление членов семьи.
Понимание семейных ценностей.
8
Диалог «В библиотеке»
1
Повторение лексики по теме
1. учатся, играя
Развитие умения понимать обращённые к детям реплики и реагировать на них
9
Диалог «На улице»
1
Лексика по теме
Учатся отвечать на вопрос «Как добраться до определённого места в городе»
Развитие навыков поведения в коллективе через проведение коллективных игр.
10
Диалог «В магазине»
1
Лексика по теме
Игра «Давай пойдём в магазин»
Заучивание и разигрование диалога
Развитие диалогической речи
11
Диалог «Чем заняться в выходные дни?»
1
Лексика по теме
Диалог-расспрос
Учатся задавать вопросы и давать ответы на них
Развитие устной диалогической речи детей в ситуациях
12
Диалог по теме: «Природа и её влияние на людей» (выбор одежды)
1
1. лексика по теме «Одежда»
2. активизация пройденной лексики через игру
1. учатся, играя (повторяют слова, учатся правилам сотрудничества в коллективе)
Развитие навыков поведения в коллективе через проведение коллективных игр.
«Праздники Нового года и Рождества в Великобритании, в России» (4 часа)
13
Национальные традиции празднования Рождества, Нового года в англо-язычных странах.
1
1.знакомство с новой лексикой
1.знакомство с новой лексикой
Формирование потенциального словаря по теме
14
Подготовка к праздникам.
1
1.изготовление игрушек, гирлянд, рисунков к Новому Году
2. стихи о Новом годе
1.изготовление новог.игрушки
2.уметь назвать игрушку её размер и цвет
3. разучивание стихов
Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения праздников
15
Оформление поздравительных открыток к Новому году.
1
1.повторение пройденной лексики 2.оформление поздравительных открыток
1.поём,играем, работаем с поздр. открытками
Развитие интереса к изучению иностранного языка через проведение праздничных мероприятий.
16
Подведение итогов.
Зачёт по пройденному материалу в игровой форме.
1
1.создание выставки детских работ
2. игры по теме
1.помогают создать выставку рисунков
Развитие интереса к изучению англ.яз. через проведение досуговых мероприятий
«Наша первая сказка»
(4 часа)
1 часть «Золушка»
17
Чтение сказки, работа с лексикой
1
Работа с текстом и новой лексикой
Читают по ролям, переводят текст
Сравнение английского варианта сказки с русским.
Формирование потенциального словаря
18
Знакомство со сценарием и распределение ролей
1
Работа в группах
Распределяют роли, читают сказку по ролям
Развитие интереса к изучению англ.яз. через драматизацию сказок.
19
Репетиции, оформление спектакля
1
Контролирует действия детей
Разыгрывают сказку
Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их со сказками
20
Презентация спектакля
1
Показательное выступление
Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения спектакля
5. «Приятного аппетита!» (4ч.)
21
Что мы любим. Продукты и блюда английской кухни.
1
1.новая лексика
2.работа с альбомами
1.знакомство с новыми словами 2.рисование, раскрашивание фруктов, овощей
Формирование потенциального словаря по теме через заучивание рифмовок, песенок, считалок.
22
Что мы едим. Время приёма пищи.
Игра «Английский завтрак». (продукты)
1
1.развитие навыков диалогической речи 2.закрепление слов
1.назвать по-англ. столовые приборы и названия продуктов
2.диалогическая речь
Познакомить детей с сервировкой стола в России и Англии
23
Что мы пьём. Поведение и общение за столом.
1
1.развитие навыков диалогической речи 2.закрепление слов
1.учимся предлагать и благодарить 2.диалогическая речь по теме занятия
Развитие у детей навыков поведения и общения за столом на англ. и рус. языках
24
Ознакомление с особенностями питания в англо-язычных странах в разное время суток
1
1.повторение 2.презентация по теме
1.повторяем пройденное 2.презентация по теме 3.обсуждение
Знакомство с культурой страны изучаемого языка. Сопоставление с культурой России.
6. «Моё первое знакомство с Англией» (8ч.)
25
Названия стран и их столиц.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Краткая характеристика
1
1.работа с картами и флагами 2.обучение краткому монологическому высказыванию по теме.
1.описание флагов России, Англии, Америки на рус. яз., объяснение символики, называние цветов.
Развитие умения сообщать на английском языке элементарные сведения об англоязычных странах
26
Что мы знаем об Англии?
1
1.расположение на карте
2.особенности быта и жизни детей в Англии
1.рисуем открытки английским детям
Развитие у детей интереса к изучению англ.языка через ознакомление их с особенностями жизни их сверстников в Англии и Америке
27
Достопримечательности Лондона
1
1.презентация по теме
1.Беседа об увиденном.
Знакомство с историей страны изучаемого языка. Современная Великобритания.
28
Королевский Лондон
1
Презентация по теме
Беседа о королеве Великобритании
Знакомство с историей страны изучаемого языка.
29
Традиции и обычаи страны изучаемого языка
1
Презентация по теме
Беседа об увиденном
Знакомство с традициями и обычаями страны изучаемого языка. Традиции нашей страны.
30
Проектная работа по теме: «Моё первое знакомство с Англией
1
Проектная деятельность
Проекты учащихся по выбранной теме
Обобщение по теме «Моё первое знакомство с Англией»
31
Проектная работа по теме: «Моё первое знакомство с Англией»
1
Проектная деятельность
Проекты учащихся по выбранной теме
Обобщение по теме «Моё первое знакомство с Англией»
32
Песни, стихи и рифмовки по теме: «Лондон»
1
Слова по теме в стихах, рифмовках и песнях
разучивают слова
Формирование потенциального словаря по теме через заучивание рифмовок, песенок, считалок.
Подведение итогов (1 час)
33
Игровой урок.
1
Использовать лексический материал, игровой
Повторение пройденного в играх, песнях, стихах
Развитие умения работать в группе
Итого: 33 часа
7. Описание учебно-методического обеспечения
Список литературы для учителя
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке 5-9 классы. [Текст] / Е.В. Дзюина. – М.: «ВАКО», 2010. – 144 с.
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе « Рабочая программа по английскому языку» В.А. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др – М.: «Просвещение», 2012 год.
Скультэ В. Английский для детей. [Текст] / В. Скультэ – М.: Айрис пресс, 2011. – 496 с., ил.
Электронные ресурсы
1. Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (22.02.11).2. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (22.02.11).
3. Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 5-м классе [Электронный ресурс] // Там же. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (16.12.08).4. Сидорова, В.П. Формирование и развитие навыков диалогического общения на начальной ступени изучения иностранного языка [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2007/2008 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2007-2008. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (22.02.11).
5. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (22.02.11).
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса ученик 5 класса должен уметь:
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
-делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем).
-понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию;
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ).
-читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием,
-читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
В результате изучения курса ученик 5 класса должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира,
-осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
-приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные,
-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;
-осознания себя гражданином своей страны и мира.
15