Программа доя внеурочной деятельности Изобразительное искусство

«Утверждаю »
Директор ГБОУ СОШ «Центр образования»пос.Варламово ______________ Кавелина Т.П..
Приказ № ____ от «___» ____2014г

Рекомендовано
Рабочей группой по введению ФГОСТ
протокол №___
от «____» _________ 2014года


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Варламово
муниципального района Сызранский Самарской области






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса художественно – эстетического направления
«Смотрю на мир глазами художника»
(внеурочная деятельность)








Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7-10 лет
Составил: Родников В.В.













2014г.


1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся
Цель программы творческое раскрытие детей в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- освоение детьми основных правил изображения;
-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
-развитие стремления к общению с искусством;
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего
-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
Творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Целевая аудитория: Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью
Возраст 7-10 лет.

Предмет: Внеурочная деятельность «Смотрю на мир глазами художника»
Место курса в учебном плане: 34 часа за год, 1час в неделю.

Объем: Курс рассчитан на 4 года обучения по 1 часу в неделю.
Всего на изучение курса «Мир глазами художника» в начальной школе выделяется 101 час , из них согласно требованиям Сан ПиН в 1-м классе выделяется 33часа (1час в неделю) , по 34 часа во 2-х , 3-х и 4-х классах

Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о различных
профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности.

Личностные, метапредметные результаты .
В результате изучения курса «Мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Пути, средства, методы достижения цели.
Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Основополагающие педагогические принципы программы:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип наглядности;
- опора на интерес ребенка;
- индивидуальный темп движения;
- гуманистичность.

Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4Демонстрационные

Методы достижения цели:
Словесные, наглядные, практические.
Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.


Основные формы организации учебных занятий:
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические (методика ТРИЗ).
Ведущие формы организации занятий:
Групповые (творческие мастерские).
Индивидуальные (самостоятельная работа).
Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия
Беседа
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Просмотр и обсуждение видеоматериала

Практические занятия
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревновани
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации


Формы и виды обучения и контроля.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.
- наблюдения;
- выставка;
- защита проекта;
- викторины
-конференции
-конкурсы
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
просторный оборудованный кабинет;
предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
оборудование: ножницы, лекало, резцы.
шкаф для хранения изделий, материалов;
коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
пополнение периодической литературы и книг по темам;
дидактический материал;
наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
учитель начальных классов.
4. Организационно-педагогические условия:
сотрудничество с другими коллективами;
организация комплексных занятий













Учебно – тематический план.

год обучения

Название разделов, тем
Всего часов
Количество часов





аудиторные
внеаудиторные
Формы контроля

1
Живопись
10
3
7
Наблюдение

2
Графика
8
2
6
Наблюдение

3
Скульптура
4
1
3
Наблюдение
Устный опрос

4
Аппликация
4
1
2
Наблюдение
конкурсы

5
Бумажная пластика
3
1
2
наблюдение

6
Работа с природными материалами
3
1
2
Конкурс

7
Выставка детских работ
1
-
1
выставка


Итого
33
9
24








год обучения

Название разделов, тем
Всего часов
Количество часов





аудиторные
внеаудиторные
Формы контроля

1
Живопись
11
2
9
Наблюдение

2
Графика
10
2
8
Наблюдение

3
Скульптура
3
1
2
Наблюдение
Устный опрос

4
Аппликация
4
1
3
Наблюдение
конкурсы

5
Бумажная пластика
3
1
2
наблюдение

6
Работа с природными материалами
2
-
2
Конкурс

7
Выставка детских работ
1
-
1
выставка


Итого
34
7
27





год обучения

Название разделов, тем
Всего часов
Количество часов





аудиторные
внеаудиторные
Формы контроля

1
Живопись
11
2
9
Наблюдение

2
Графика
10
2
8
Наблюдение

3
Скульптура
4
1
3
Наблюдение
Устный опрос

4
Аппликация
4
1
3
Наблюдение
конкурсы

5
Бумажная пластика
2
-
2
наблюдение

6
Работа с природными материалами
2
-
2
Конкурс

7
Выставка детских работ
1
-
1
выставка


Итого
34
6
28




год обучения

Название разделов, тем
Всего часов
Количество часов





аудиторные
внеаудиторные
Формы контроля

1
Живопись
12
2
10
Наблюдение

2
Графика
11
2
9
Наблюдение

3
Скульптура
4
1
3
Наблюдение
Устный опрос

4
Аппликация
4
1
3
Наблюдение
конкурсы

5
Бумажная пластика
1
-
1
наблюдение

6
Работа с природными материалами
1
-
1
Конкурс

7
Выставка детских работ
1
-
1
выставка


Итого
34
6
28






Календарно-тематическое планирование 1 класс


п/п
Тема занятия
Количество часов
Из них
УУД
Форма организации занятий
Форма контроля




аудиторные
внеаудиторные





Учимся у мастеров-живописцев
1
1

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Беседа


2
Основы цветоведения. Тёплые и холодные цвета.
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

3
Освоение приемов получения живописного пятна
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

4
«В мастерской художника». Материалы и инструменты живописца.
1
1


Беседа


Наблюдение


5
Гуашь. Приемы работы с гуашью.
1

1

Игра
Занятие-
практикум
наблюдение

6
Гуашь. Изображение сказочной птицы
1

1

Беседа


Конкурс

7
Акварель. Приёмы работы с краской.
1

1

Беседа


8
Акварель. Рисуем «по - мокрому».
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

9
Акварель. Дождливый день.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

10
Акварель и восковые мелки. Второй дождливый день.
1

1

Беседа


Наблюдение


11
Искусство графики. Графические материалы.
1
1


Игра

Занятие -практикум
наблюдение

12
Выразительные средства графики. Штрих. Линия. Тон. Контраст.
1
1


Беседа


Конкурс

13
Работа цветными карандашами. Насекомые.
1

1

Беседа
наблюдение

14
Работа простым карандашом используя разнообразные виды штриховки. Кора дерева..
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

15
Тушь и перо. Гелиевая ручка. Штриховка. Крона дерева.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

16
Работа в паре. Рисуем дерево.
1

1

Беседа


Наблюдение


17
Передача объёма предмета с помощью штриховки. Яблоко.
1

1

Игра

Занятие -практикум
наблюдение

18
Школа живописи и графики. Осенний ковёр.
1

1

Беседа


Конкурс

19
Нарядные ёлочки. Выполнение работы с помощью штриховки.
1

1

Беседа
наблюдение

20
Скульптура. Учимся у мастеров
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

21
Школа лепки. Лепка чаши щипковым методом.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

22
Школа лепки. Лепка котика (солёное тесто)
1

1

Беседа


Наблюдение


23
Школа лепки. Лепка медвежонка( солёное тесто)
1

1


Занятие -практикум
наблюдение

24
Искусство бумажной аппликации.
1
1


Беседа


Конкурс

25
Плоская аппликация. Вырезание из бумаги. Оформление пригласительного билета.
1

1

Беседа
наблюдение

26
Аппликация из ткани (ситец). Солнышко
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

27
Аппликация из геометрических фигур. Кот
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

28
Бумагапластика. Сгибание. Материалы и инструменты
1
1


Беседа


Наблюдение


29
Игрушка из 1 конуса. Мышка.
1

1

Игра


наблюдение

30
Игрушка из 2 конусов. Мышь
1

1

Беседа


Конкурс

31
Работа с природными материалами. Рыбка из камня.
1

1

Беседа
наблюдение

32
Работа с природными материалами. Рыбка, нарисованная на камне.
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

33
Работа с засушенными растениями. Бабочка в траве.
1

1

беседа
Наблюдение


34
Организация выставки и обсуждение детских работ
1

1

Беседа


Наблюдение




34
8
26
















Календарно-тематическое планирование 2 класс


п/п
Тема занятия
Количество часов
Из них
УУД
Форма организации занятий
Форма контроля




аудиторные
внеаудиторные




1
Три основных цвета. Смешивание.
1
1

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Беседа


2
Контрастные и ньюансные цвета.
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

3
Цветовой тон. Светлота. Насыщенность.
1
1


беседа
Наблюдение
Устный опрос

4
Что может кисть. Линии в живописи. Примакивание.
1
1


Беседа


Наблюдение


5
Рисование в технике примакивания. Цветущий луг. Акварель.
1

1

Игра

Урок -практикум
наблюдение

6
Русский музей. Пейзаж. Портрет. Натюрморт.
1
1


Беседа


Конкурс

7
Рисуем осень! Гуашь. Техника оттиска.
1

1

Беседа


8
Ахроматические цвета в живописи.
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

9
Тёплые цвета. Дары осени. Натюрморт.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

10
Холодные цвета. Небо. Облака.
1

1

Беседа


Наблюдение


11
Учимся оформлять работу. Паспарту.
1

1

Игра

Занятие -практикум
наблюдение

12
Всё с чего-нибудь да начинаетсяИстория карандаша.
1
1


Беседа


Конкурс

13
Карандаши в твоем пенале. Буквы «Т» и «Н», «М» и «В»- на простых карандашах.
1
1


Беседа
наблюдение

14
Линия всегда в ценеВиды линий в графике.
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

15
Рисунок. Превращения цветной ладошки.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

16
Учимся у мастеров. М. Врубель, В. Серов, Б. Кустодиев, А. Матисс, В. Ван Гог.
1
1


Беседа


Наблюдение


17
Нецветные цвета. Серый цвет в графике.
1
1


Игра

Занятие -практикум
наблюдение

18
Уголь, сангина, мел- специфика работы с ними.
1
1


Беседа


Конкурс

19
Портрет человека. Простой карандаш.
1

1

Беседа
наблюдение

20
Рисуем рыб по памяти. Цветные карандаши.
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

21
Кувшин и яблоко. Рисуем натюрморт.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

22
Скульптура разных мастеров.
1
1


Беседа


Наблюдение


23
Скульптура и рельеф. Сходство и различие
1
1



Занятие -практикум
наблюдение

24
Школа лепки кувшина по шаблону.
1

1

Беседа


Конкурс

25
Аппликация - как вид ДПИ.
1
1
1

Беседа
наблюдение

26
Силуэтная аппликация. Аппликация к басне И. А. Крылова «Слон и Моська».
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

27
Аппликация из ткани (ситец). « Петя-петушок).
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

28
Аппликация из геометрических фигур. Лисичка.
1

1

Беседа


Наблюдение


29
Бумажная пластика – один из видов работы с бумагой
1
1


Игра


наблюдение

30
Игрушка из бумажных конусов. Дед Мороз.
1

1

Беседа


Конкурс

31
Игрушка из бумажных конусов. Снегурочка.
1

1

Беседа
наблюдение

32
Работа с использованием разноцветных камушков. Коралловый берег.
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

33
Работа с использованием речного песка. Тропическая рыбка.
1

1

беседа
Наблюдение


34
Организация выставки и обсуждение детских работ
1

1

Беседа


Наблюдение




34
8
26























Календарно-тематическое планирование 3 класс


п/п
Тема занятия
Количество часов
Из них
УУД
Форма организации занятий
Форма контроля




аудиторные
внеаудиторные




1
Цели и задачи курса. Основы цветоведения
1
1

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Беседа


2
Живописные техники.
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

3
Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

4
Родственные цвета.
1
1


Беседа


Наблюдение


5
Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета
1

1

Игра

Занятие -практикум
наблюдение

6
Теплохолодность цветовой палитры.
1

1

Беседа


Конкурс

7
Изображение уголка леса.
1

1

Беседа


8
Изображение доброго и злого сказочного образа
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

9
Образ дерева
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

10
Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко.
1

1

Беседа


Наблюдение


11
Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном.
1

1

Игра

Занятие -практикум
наблюдение

12
Линии на плоскости.Круг, квадрат,прямоуголь-
ник.
1
1


Беседа


Конкурс

13
Линия в пространстве
1
1


Беседа
наблюдение

14
Рисунок шара.
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

15
Рисунок куба.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

16
Техника печати «сухой кистью»
1

1

Беседа


Наблюдение


17
Создание графических образов
1
1


Игра

Занятие -практикум
наблюдение

18
Рисование без отрыва от плоскости
1

1

Беседа


Конкурс

19
Рисование без отрыва от плоскости
1

1

Беседа
наблюдение

20
Чёрное и белое
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

21
Самостоятельная творческая работа «Я рисую природу»
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

22
Наши друзья животные
1
1


Беседа


Наблюдение


23
Самостоятельная творческая работа «Разноцветный зоопарк»
1

1


Занятие -практикум
наблюдение

24
Птицы в полёте.
1
1


Беседа


Конкурс

25
Виды декоративного узора
1
1


Беседа
наблюдение

26
Работа над сюжетной аппликацией.
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

27
Предметная аппликация.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

28
Объёмная аппликация.
1
1


Беседа


Наблюдение


29
Декоративная аппликация
1

1

Игра


наблюдение

30
Работа приёмом закручивания
1

1

Беседа


Конкурс

31
Работа над приёмом сминания
1

1

Беседа
наблюдение

32
Весенний цветок.
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

33
Коллективная работа «Весна- красна!»
1
1


беседа
Наблюдение


34
Мои результаты. Выставка работ
1

1

Беседа


Наблюдение




34
12
22


















Календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п
Тема занятия
Количество часов
Из них
УУД
Форма организации занятий
Форма контроля




аудиторные
внеаудиторные




1
Дары природы. Натюрморт.

1
1

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Беседа


2
Дары природы. Натюрморт.

1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

3
Летние зарисовки.

1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

4
Осень золотая. Пейзаж.

1
1


Беседа


Наблюдение


5
Осень золотая. Пейзаж.

1

1

Игра

Занятие -практикум
наблюдение

6
Уроки волшебного карандаша. Светотень.

1

1

Беседа


Конкурс

7
Уроки волшебного карандаша. Объём рельефа.
1

1

Беседа


8
Твой пушистый друг. Рисование животных.

1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

9
Уроки цветных карандашей. Натюрморт.

1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

10
Уроки цветных карандашей. Натюрморт.

1

1

Беседа


Наблюдение


11
Чудеса акварели. Форма.
1

1

Игра

Занятие-практикум
наблюдение

12
Мир театра
1
1


Беседа


Конкурс

13
Мир цирка
1
1


Беседа
наблюдение

14
Волшебные буквы
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

15
Дизайн календаря.

1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

16
Пространство на бумаге. Изучение простейших законов перспективы.
1

1

Беседа


Наблюдение


17
Резные узоры.
1
1


Игра

Занятие -практикум
наблюдение

18
Наша история.

1

1

Беседа


Конкурс

19
Чудеса акварели. Натюрморт.
1

1

Беседа
наблюдение

20
Чудеса акварели. Натюрморт.
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

21
Поздравляем мам! Открытка.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

22
Русские узоры.

1
1


Беседа


Наблюдение


23
Волшебный фонарь. Дизайн.
1

1


Занятие -практикум
наблюдение

24
Волшебный фонарь. Дизайн.
1
1


Беседа


Конкурс

25
Старый город. Графическая композиция.
1
1


Беседа
наблюдение

26
Старый город. Графическая композиция.
1

1

Занятие-практикум

Наблюдение

27
Быстрее, выше, сильнее. Изготовление модели фигуры человека.
1

1

беседа
Наблюдение
Устный опрос

28
Быстрее, выше, сильнее. Изготовление модели фигуры человека.
1
1


Беседа


Наблюдение


29
К сказке в гости (пропорции и образ).
1

1

Игра


наблюдение

30
К сказке в гости. Продолжение изучения пропорций: как пропорции помогают в создании образа.
1

1

Беседа


Конкурс

31
Сказочный мир.
1

1

Беседа
наблюдение

32
Сказочный мир. Коллективная работа.
1
1


Занятие-практикум

Наблюдение

33
Алфавит. Шрифтовая композиция.

1
1


беседа
Наблюдение


34
Выставка работ.
1

1

Беседа


Наблюдение




34
12
22





















Мониторинговая карта

Класс

Цель


Прогнозируемый результат

Продукт деятельности учащихся

Прогнозируемый эффект

Диагностичесий инструментарий

2
развитие творческих способностей обучающихся  средствами прикладной направленности.

В ценностно-эстетической  форме – эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям); толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.
В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение  применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности.
В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов  для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания  красивых  вещей,  или их  украшения.
Живопись. Графика. Скульптура.
Моделирование композиций на тему «Природа вокруг нас»

Аппликация. Бумажная пластика.
Аппликация к басне И. А. Крылова «Слон и Моська»

Работа с природным материалом.
Работа с использованием разноцветных камушков и речного песка.
Презентации




– видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла
Диагностическая игра «Мои вершины»(автор О.В, Воробьёва)
Методика «Букет настроений»М.А.Александрова, Е.Г.Голубева)

Мониторинговая карта
Класс
Цель
Прогнозируемый результат

Продукт деятельности учащихся
Прогнозируемый эффект

Диагностичесий инструментарий

3
развитие творческих способностей обучающихся  средствами прикладной направленности.

В ценностно-эстетической  форме – эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям); толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.
В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение  применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности.
В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов  для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания  красивых  вещей,  или их  украшения.

Живопись. Графика. Скульптура.
Моделирование композиций на тему «Дары осени»
Аппликация. Бумажная пластика.

Моделирование сюжетной работы
«Разноцветный зоопарк»

Работа с природным материалом.
Коллективная работа «Весна- красна!»
Презентации



– видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Диагностическая игра «Мои вершины»(автор О.В, Воробьёва)
Методика «Букет настроений»М.А.Александрова, Е.Г.Голубева)



Мониторинговая карта

Класс
Цель
Прогнозируемый результат

Продукт деятельности учащихся
Прогнозируемый эффект

Диагностичесий инструментарий

4
развитие творческих способностей обучающихся  средствами прикладной направленности.

В ценностно-эстетической  форме – эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье,  Родине,  природе,  людям); толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций; художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.
В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение  применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности.
В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов  для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания  красивых  вещей,  или их  украшения.

Живопись. Графика. Скульптура.
Моделирование композиций на тему «Дары природы»
Аппликация. Бумажная пластика.

Моделирование сюжетной работы
«К сказке в гости !
Работа с природным материалом.
Коллективная работа «Сказочный мир.
Презентации



– видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Диагностическая игра «Мои вершины»(автор О.В, Воробьёва)
Методика «Букет настроений»М.А.Александрова, Е.Г.Голубева)



Методическое обеспечение
Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.


Список литературы:

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. М., 2011.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 14 классов / Е. И. Коротеева. М., 2003.
Неменский Б. М. Познание искусством. М.: УРАО, 2000
Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2011г.
Б.М.Неменский. Изобразительное искусство.1 класс. Просвещение, 2012 г.
Б.М.Неменский. Изобразительное искусство.2 класс. Просвещение, 2012 г.
Б.М.Неменский. Изобразительное искусство.1 класс. Просвещение, 2012 г.
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011
Сокольникова Н. М., Ломов С. П. Изобразительное искусство для детей/-М., 2009.


































«ђ Заголовок 215