Программа внеурочной деятельности Пластика (для 1-3 классов)

Программа
внеурочной деятельности
«Пластика»

Направленность художественная
Возраст воспитанников 7-10 лет
Срок реализации - 3 года

Автор составитель:
Шихова Н.А., учитель ритмики
высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пластическое движение способ выражения настроения и чувств при помощи ритмичных шагов и движений тела. Учиться пластично двигаться очень увлекательное занятие. Это прекрасный способ провести время с друзьями.
Игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха. Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Главное уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, театром, кино, музыкой и танцем.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступной форме активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения в ритмопластике, разовьют детей физически.
Во время разучивания пластических комбинаций дети получают первоначальные представления о взаимосвязи движения и музыки, осмысливают её характер, образный строй и посредством движений пытаются раскрыть присущее каждому ребёнку своеобразное видение музыкального образа.
Ритмопластика, основанная на взаимосвязи музыки и движения, улучшает осанку ребёнка, координацию, вырабатывает чёткость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление движения.
Ритмопластика является интересной формой развлечения и может проводиться с детьми всех возрастов. Ритмопластика помогает собрать, переключить внимание детей, внести определённую разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение.

Цель: развить в детях средствами ритмопластики эмоционально двигательную культуру с учётом специфики занятий в кружке.

Обучающие задачи:
Выработать правильную осанку
Умение ритмично двигаться в такт музыке
Умение ориентироваться в пространстве
Умение точно повторить заданные движения

Развивающие задачи:
Координация движения
Музыкальный слух
Чувство ритма

Воспитательные задачи:
Воспитать упорство к достижению цели
Формирование культуры общения в коллективе
Воспитать уверенность в своих возможностях

Определение цели, задач, и содержания программы основывается на принципах, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, так и учёт индивидуальных особенностей воспитанника. Развитие способностей осуществляется поэтапно. Именно соблюдение поэтапности помогает систематически и правильно развить ребёнка.

Основные этапы в реализации программы «Пластика»

1 этап воспитание интереса (постоянно поддерживать интерес к занятиям ритмопластикой, будить воображение ребёнка)
2 этап формирование основных умений и навыков (правильная осанка, гибкость, пластичность, выворотность суставов, координация движений, чувства ритма)
3 этап постановка комбинаций и пластических этюдов (умение применить полученные знания и навыки на практике)

Структура занятия делится на три части:
Разминка
Основная часть (пластические упражнения, комбинации, ритмические игры)
Заключение (релаксация, дыхательные упражнения)


Разминка

Каждое занятие начинается с поклона и разминки. Проведение разминки позволяет детям разогреть мышцы, окрепнуть физически, предупредить случайные травмы и растяжения. Регулярное выполнение упражнений и танцевальных ходов под музыку развивает чувство ритма. Разминка способствует улучшению настроения, активизирует деятельность всех органов.
Основная часть

Основная часть может включать в себя: общеразвивающий комплекс упражнений, проучивание основных танцевальных ходов, танцевальных движений, танец-игру.
Общеразвивающий комплекс упражнений - вид деятельности направленный на развитие физических данных ребенка. При выполнении простейших упражнений у детей развивается гибкость, укрепляются мышцы спины, что влияет на становление правильной осанки.
Выполняя упражнения, нужно учесть четыре основных принципа проведения занятий:
- Принцип деятельности: следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение, для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.
- Принцип дробления: объём внимания детей ограничен, поэтому перед ребенком лучше ставить одну конкретную задачу. Если задача будет непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.
- Принцип синкретичности: он отражает единство в выборе средств и методов воздействия на ребенка.
- Принцип творческой направленности: в результате этого принципа ребенок самостоятельно создает новые движения.
Игровые технологии на занятиях. Дети младшего возраста большую часть информации воспринимают через игру. Игра активизирует мышление ребенка, тренирует память, образное восприятие и развивает воображение. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс жизни находят у детей воплощение в движении.
Работа по развитию пластики, выразительности жестов и движений обусловлена специфичностью задач этого направления:
Развитие у детей свободного, раскрепощенного пластического выражения эмоционального характера музыки;
Образность детских жестов и движений;
Отражение в движениях ролевого и игрового перевоплощения детей;
Развитие артистичности, индивидуальности и неповторимости детской пластики и движений.
Практическое решение обозначенных задач осуществимо с помощью определенных разновидностей приемов и методов.
Одним из приемов развития выразительности детской пластики является прием образности жестов и движений. Его сущность заключается в выражении обобщенного образного характера музыки в жестах. Как известно, дети, даже при достаточно высокой степени адекватности в восприятии музыкального образа, порой не могут отобразить его вербальным способом. И в этом случае именно жестовое решение ответа ярко и наглядно демонстрирует глубину душевного постижения ими музыкального искусства. Образность жеста или движения обладает целым комплексом характеристики музыкального развития ребенка, так как одновременно отражает понимание ребенка основных черт музыкального образа, его содержания и способность ребенка к пластической трансформации образа.
Критерии образно-пластического развития ребенка обладают ярко выраженной спецификой и проявляются не столько в ритмичности, и метричности жестов, а в ее «емкости», глубине и содержательности.
Следующим приемом являются музыкально-двигательные загадки. Их суть заключается в создании специальных игровых ситуации и исполнении ребенком определенной, выбранной для себя роли. Универсальность этого приема работы заключается в том, что музыкально-двигательные загадки в полной мере соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста: в зависимости от задуманной ребенком роли находится жанр, темп и характер музыкального произведения. Этот прием до предела активизирует фантазию, мышление и художественное восприятие всех участников игры-загадки. Большое значение здесь имеет и артистичность ребенка, осанка, умение владеть своим телом.
Следующим приемом является прием инсценировки заданной музыкальной темы. Как правило, это песни - игры шуточного характера. Разучивая текст песен, и исполняя их, дети показывают движениями то, о чем поют (хлопки, подпрыгивания, приседания). Кажущаяся простота и легкость инсценировок требует от детей хорошей координации движений, учит их соединять движение с пением.
Прием инсценировки принципиально отличается от музыкально-двигательных загадок и приема образности жестов и движений. Если в первых двух случаях ребенку предоставляется возможность импровизировать, самостоятельно выражать музыкальный образ в движениях, то в последнем приеме преследуются совсем другие задачи: точное повторение заданного движения, синхронность исполнения.

Релаксация

Упражнения успокаивающего, расслабляющего характера, направленные на восстановление дыхания и снижение двигательной активности.

Ожидаемые результаты занятий:

К концу курса воспитанники будут:
Знать основные ходы (марш, шаг-подскок, шаг с носа, с пятки, шаг на п/пальцах, бег с захлёстом);
Уметь двигаться в такт музыке;
Уметь слушать музыку, передавать с помощью простых движений её характер, динамические акценты, настроение;
Уметь запомнить и повторить предложенную пластическую комбинацию;
Знать правильную постановку корпуса;
Уметь выразить через танцевальные движения характер музыкального произведения (пластическая импровизация);
Уметь самостоятельно и точно перестраиваться в различные рисунки в танце («спираль», «завиток», «прочёс»);
Уметь различать музыкальное произведение по характеру, по темпу, по ритму.

Мониторинг образовательной деятельности:
Проведение открытых занятий для родителей;
Проведение тематических мероприятий в течение учебного года

Условия обеспечения программы
Для обеспечения программы необходимо:
Оборудованный балетный класс;
Техническое обеспечение (CD диски, проигрыватель);
Индивидуальные коврики








Примерное учебно-тематическое планирование
1 класс (1 час в неделю, 33 часа)
1. Вводное занятие. ТБ и требования к занятиям в кружке.
2. Танец-игра «Руки вверх, руки вниз...» (белорусская мелодия).
3. Игра «Давайте познакомимся». Игра-считалочка «Паровозик».
4. Танец с бубнами (польская нар. мелодия).
5. Вальс: кружение на месте, шаг вальса с продвижением по кругу, на п/п; balanse.
6. Танец-игра «Найди себе пару» (латвийская нар. мелодия). Движение по кругу, в рассыпную с последующим построением.
7. «Менуэт» (муз. Г. Гладкова). Пластическая комбинация «Снежная баба».
8. Танец-игра «Заводные игрушки» (муз. Т. Ломовой). Координация работы рук, ног, головы.
9. Танец-игра «Чей кружок быстрее соберётся» (русск.нар. мелодия «Как под яблонькой»).
10. Мягкий, скользящий шаг, кружение в парах.
11. Танец-игра «Купим мы бабушке...».
12. Танец-имитация «Весёлый гном». Перестроение с круга на линии, приседания, притопы.
13. «Полька» (прибалт.мелодия). Шаг польки с продвижением вперёд, назад. Шаг-подскок.
14. «Снежная песенка» (полька). Шаг польки с продвижением вперёд, назад. Шаг-подскок.
15. «Снегурочка» (исп. Н. Басков). Переменный скользящий шаг, шаг на п/п, «зеркальце» в парах.
16. Новогоднее представление «В гостях у сказки».
17.«Пряничный домик» - танцевальная комбинация.
18. «Заинька» (русск. нар. мелодия). Танцевальные движения в характере русского народного танца.
19. Танец-показ «Медленно, медленно, быстро, быстро, быстро...» (болгарская нар. мелодия). Передача движениями различных динамических акцентов музыкального произведения.
20. Танец-игра «Будь ловким!» (муз. Н. Ладухина). Скоординированное действие детей в работе группой.
21. Игра «Ловишки» (муз. Й. Гайдн). Скоординированное действие детей в работе группой.
22. Марш «Москва» (муз. обр. С. Железнова). Изменение характера движений с изменением характера музыки.
23. Марш «Корвет» (муз.обр. Е. Железновой). Самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Реагировать на смену частей музыкальной формы.
24. Танец-игра «Парная пляска» (чешская народная мелодия). Движение парами по кругу, соблюдая интервалы. Совершенствование координации движений.
25. Танец-игра «Пляска с ложками» (русск.нар.мелодия «Ах вы, сени...»). Отработка четкости, ритмичности, выразительности исполнения движений.
26. Игра «Звонкий колокольчик» (муз. Ю. Рожавской). Выразительно передавать движениями характер музыки: легко и ритмично бегать, точно реагировать на окончание музыки.
27. Танец-игра «Кот и мыши» (муз. Т. Ломовой). Согласовывать движения с музыкой. Передавать движением характер музыки.
28. Танец-показ «Топни ножка моя, топни правенькая...» Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения.
29. «Песенка ветра, травы и ручья» (муз. М. Протасова). Свободно плясать, используя знакомые танцевальные движения.
30. «Летка-енька» (финская нар.мелодия). Передавать в движениях игривый, весёлый, задорный характер музыки. Прыжки.
31. «Лютики, лютики, тронулся лёд...» (исп. Е. Кадышева).
32. Танцевальные движения в характере русской народной мелодии плясового характера: гармошка, качалочка, ковырялочка.
33. «Весёлые поросятки» (муз. С. Хилькова). Выразительная передача игрового образа.

2 класс (1 час в неделю, 35 часов)
1. Вводное занятие. ТБ и требования к занятиям в кружке.
2. Игра «Давайте познакомимся».
3. Танец-игра «Кто первый возьмёт платок?» (литовская народная мелодия).
4. Игра «Поводырь» - контактная импровизация.
5. «Танец страшилок» (муз. М.И. Протасова). Каблучный шаг, припадание.
6. Вальс «Серенада» (муз.обр. С. Железнов). Кружение в парах с продвижением по кругу.
7. Игра-показ «А может быть ворона?» (муз. Г. Гладкова). Выразительная передача заданного образа, активное использование навыков пластичного движения.
8. «Школьный бал» (муз. С. Туликов). Мягкий шаг с носка, скользящий
шаг, шаг в повороте по линии движения танца.
9. Танец-показ «Конкурс танцев» (муз.М. Протасова).
10. Игра «Найди свой инструмент» (латвийская народная мелодия, обр. Г. Фрида).
11. Шаг-пдскок в повороте по линии движения танца, поддержка в паре в прыжке мальчик-девочка.
12. Игра «Не выпустим» (муз. Т. Ломовой). Начало и окончание действия с началом и окончанием мелодии, координация работы рук, головы, ног.
13. Танец-игра «Буги-вуги». Передача движением смены ритма, характера, темпа мелодии.
14. Танец-игра «А ну-ка, похлопай как я». Передача ритмического рисунка с помощью хлопков, притопов, шагов.
15. Танцевальная вариация песни «Снежная баба».
16. Новогоднее представление «В гостях у сказки».
17. Танец-показ «Приглашение» (украинская народная песня «Гречаныки»).
18. Различение движением двух разнохарактерных частей песни: медленную, спокойную и быструю, весёлую.
19. «Танец кукол» (гавот Ф. Госсек). Согласовывать свои движения с движениями партнёра, слышать музыку, вовремя начинать свои движения.
20. «Парный танец» (полька, муз. А. Александровой). Согласовывать свои движения с движениями партнёра, выдерживать музыкальное вступление, вовремя начиная танец.
21. Игра-показ «Метелица» (русская народная песня). Согласование своих движений с движениями партнёров, пением, содержанием текста песни.
22. Игра-импровизация «Поедем на каток» (рондо-каприччио Л. Бетховен). Согласование своих движений с музыкой и с движениями партнёров, развитие творческой фантазии.
23. Танцевальная вариация «Ты – морячка, я – моряк» (муз. О. Газманова). Перестроение по рисунку танца: линии, шеренги, колоны. Марш.
24. Театрализованное представление «Широкая Масленица»
25. Вальс «У моря» (муз. М. Протасова). Движение с ускорением и замедлением темпа, работа над осанкой.
26. Игра «Карусель» (муз. П. Чайковского). Отображение движением музыкальных акцентов.
27. Танец-игра «Если весело живётся». Упражнения на развитие двигательно-речевой координации.
28. Танцевальная вариация к песне «Самовар». Выразительное отображение содержания песни. Синхронное исполнение движений.
28.Танцевальная вариация к песне «Барбарики». Умение согласовывать движения с партнёром.
30. Танец «Литовская полька» (литовская народная мелодия). Боковой галоп, шаг-подскок в повороте парами, вращения с продвижением.
31. Танец «Литовская полька» (литовская народная мелодия). Боковой галоп, шаг-подскок в повороте парами, вращения с продвижением.
32. Игра-инсценировка «Если всё наоборот» (муз. М. Ваняна). Соотносить свои движения с характером, темпом, ритмом музыкального произведения.
33. Танец-игра «Повтори за мной» (сборник современных мелодий). Развивать навык импровизации, артистичность исполнения движений.
34. Контактная импровизация – игра «Пройди лес».
35. Приставной шаг в направлении вперёд, назад, в сторону с одновременной работой рук.

3 класс (1 час в неделю, 35 часов)
1. Этюд «Кадриль» (муз.обр. «Московская кадриль»). Припадание, падебаск, краковяк.
2. Марш «Амадеус» (муз.обр. И. Николаев). Построение в колону, перестроение в шеренгу, в линию.
3. Марш «Амадеус» (муз.обр. И. Николаев). Построение в колону, перестроение в шеренгу, в линию.
4. Марш «Амадеус» (муз.обр. И. Николаев). Построение в колону, перестроение в шеренгу, в линию.
5. Марш «Амадеус» (муз.обр. И. Николаев). Построение в колону, перестроение в шеренгу, в линию.
6. Музыкальная сказка-танец «Репка». Припадание (характерные движения); пластические этюды по ролям.
7. Музыкальная сказка-танец «Репка». Характерные движения; пластические этюды по ролям.
8. Музыкальная сказка-танец «Репка». Характерные движения; пластические этюды по ролям.
9. Музыкальная сказка-танец «Репка». Согласование своих движений с музыкой, движением партнёров, размещением на сценической площадке.
10. Танцевальная вариация к песне «Тик-так». Танец-игра «Хлопушки».
11. Танец-показ «Песенка о волшебниках».
12. Хороводная игра «Мы сейчас пойдём на право». Согласованное действие детей в группе, изменение темпа движения с темпом музыки.
13. «Игра с платочками» (муз. А. Лемуана). Различать характер трёх частей музыки и передавать его в соответствующих движениях.
14. Хороводная игра «В роще калина, соловушки не поют» (русск.нар. мелодия).
15. Кружение на месте по одному, парами, четвёрками и т.д.
16. Новогоднее представление «В гостях у сказки».
17. Пляска «Топай, топай тополёк» (русск.нар.мелодия). Передача ритмического рисунка мелодии звучащими инструментами (дудочка, ложки, треугольник, трещётки).
18. Пляска «Казачок» (русская нар.мелодия). Выразительная передача характера танцевальной мелодии. Каблучные шаги и выстукивания.
19. Танцевальная импровизация «Ты слышишь, море» (муз. А. Зацепина).
20. Совершенствование пластических навыков, развитие танцевальности, выразительности исполнения движений.
21. Танец-показ «Пусть всегда будет солнце!» (муз. А. Островского). Ритмичность движения, чёткость исполнения в группе, в рассыпную, в шахматном порядке.
22. Пляска «Колечко моё».
23. Танец-показ «Руки на пояс» (совр.мелодии). Развитие двигательно-речевой координации.
24. Театрализованное представление «Широкая масленица»
25. Танец «Топ-топ по паркету» (совр.мелодии).
26. Координация движений рук, головы, ног. Вращения и прыжки на середине зала.
27. Танец-игра «Зеркало». Импровизация на заданную музыкальную тему.
28. Танец «Чунга-чанга».
29. Шаги, вращения, прыжки, перестроения по рисунку танца.
30. Танец «Чунга-чанга».
31. Танцевальная вариация к песне «Праздник».
32. Танец-игра «Лягушата».
33. Передача в движении характера, громкости, темпа звучания мелодии.
34. Танец-игра «В гостях у». Взаимодействие согласованное в парах, тройках, четвёрках.
35. Музыкально-ритмические игры «Здравствуй лето».
















Литература:
1. Буренина А. И. "Ритмическая мозаика", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Лыткина И. "Хореографический коллектив", учебно-педагогическое издательство Трудрезевиздат, Москва, 1972 г.
3. Барышникова Т. "Азбука хореографии" Рольф, Москва 2000г.
4. Ярмолович Л. "Классический танец" Ленинград, "Музыка" 1986 г.
5. Климов А. "Основы народного танца" М. "Искусство", 1981 г
6. Костровицкая Т. "100 уроков классического танца", М "Искусство" 1981 г.
7. Ткаченко Т. "Народный танец" М. "Искусство" 1967 г.
8. Гусев Г.П. "Методика преподавания народного танца", учебное пособие для вузов, 2002 г.
9. М. Говоркян. "Воспитание движения" 1952 г.









13PAGE 15


13PAGE 141015