РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая Занимательная математика направление: общеинтеллектуальное
Краснодарский край Калининский район ст.НовониколаевскаяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №_1_
от _28.08_20 15 года
Председатель педсовета
___________Лихачева Н.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
Занимательная математика
направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 часа
Учащихся 5 класса (12лет)
Составитель: Панасенко Надежда Васильевна
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности.
Программа «Занимательная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;-формирование навыков применения математических знаний; содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развитие математической культуры
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительной деятельности и общему интеллектуальному развитию.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики . Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (34 занятий в течения учебного года).
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во занятий Кол-во часов УДД
по плану факт 1 Занимательная арифметика 5
- анализировать задание,
-сопоставлять полученные результаты с условием задания,
- применять приемы быстрого счета при решении задач и примеров,
- анализировать предложенные варианты ответов,
- объяснять , доказывать правильность решения и делать выводы
Запись цифр и чисел у других народов 1 Числа - великаны и числа- малютки 2 Приёмы быстрого счёта 2 2 Занимательные задачи 9 Анализировать текст задачи, выделять условие и вопрос,
Моделировать ситуацию рассматриваемую в задаче,
- конструировать последовательность шагов решения,
- объяснять выполняемые и выполненные действия,
- оценивать готовое решение задачи,
-участвовать в диалоге во время обсуждения и решения,
Сопоставлять полученный результат
Магические квадраты 1 Математические фокусы 2 Математические ребусы 2 Софизмы 1 Задачи с числами 1 Задачи шутки 1 Старинные задачи 1 3 Логические задачи
11 - анлизировать тест задачи,
-развивать логичексое мышление,
- умело использовать математическую терминологию,
- участвовать в учебном д,иалоге,
- анализировать предложенные варианты решения,
- моделировать ситуацию, описанную в условии задачи
- конструировать последовательность шагов
Задачи, решаемые с конца 1 Круги Эйлера 2 Простейшие графы 2 Задачи на переливания 2 Задачи на взвешивания 2 Задачи на движение 2 4 Геометрические задачи 5 Конструировать задачи,
- выделять фигуры заданной формы,
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции,
- составлять фигуры из частей,
- сопоставлять полученный результат с условием задачи,
-объяснять способ действия при заданном условии
Моделировать объемные фигуры
-
Задачи на разрезание 1 Задачи со спичками 2 Геометрические головоломки 2 5 Проекты 4 - участвовать в школьных, муниципальных, дистанционных олимпиадах и конкурсах,
- уметь представлять свои работы,
- объяснять, рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы,
- использовать математическую терминологию
5 Проектные работы. 4 ИТОГО: 34
Краткое содержание разделов
I. Занимательная арифметика – 5ч
Запись цифр и чисел у других народов
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация.
Числа - великаны и числа- малютки
Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач .Упражнения на быстрый счёт
Некоторые приёмы быстрого счёта.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.
Умножение на число, оканчивающееся на 5.
Умножение и деление на 25,75,50,125.
II. Занимательные задачи – 9ч
Магические квадраты.
Отгадывание и составление магических квадратов.
Математические фокусы.
Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.
Математические ребусы.
Решение заданий на восстановление записей вычислений.
Софизмы.
Понятие софизма. Примеры софизмов.
Задачи с числами
Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.
Задачи – шутки
Решение шуточных задач в форме загадок.
III. Логические задачи -11ч
Задачи, решаемые с конца.
Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».
Круги Эйлера.
Решение задач с использованием кругов Эйлера.
Простейшие графы
Понятие графа. Решение простейших задач на графы.
Задачи на переливания.
Решение текстовых задач на переливание.
Взвешивания.
Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.
Задачи на движение.
Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.
Старинные задачи
Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
IV. Геометрические задачи – 5ч
Задачи на разрезания.
Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».
Задачи со спичками.
Решение занимательных задач со спичками.
Геометрические головоломки.
«Танграм».
V. Проекты – 4ч
Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:
· Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
· Софизмы и парадоксы.
· Математические фокусы.
· Математика и искусство.
· Математика и музыка.
· Лабиринты.
· Четыре действия математики.
· Древние меры длины.
· Возникновение чисел.
· Счёты.
· Старинные русские меры.
· Магические квадраты.
· Свои темы проектов.
Предполагаемые результаты освоения программы кружка
В результате занятий в кружке учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы.
Формы и методы контроля
Результатами реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру»,, умением решать задачи повышенного уровня сложности, проектные работы учащихся.
Описание материально-технического обеспечения программы.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. Количество.
Оборудование столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Инструменты и приспособления тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы Литература Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2006 Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008 Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008. П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007) Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986 Согласовано СогласованоПротокол заседания МО Зам.директора по УВР
Учителей нач. классов от__________
От_______№_____ Подпись__________
Руководитель МО ОУ__________Коваленко Т.В. Панасенко Н.В.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игра «Математический бой», другие игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа. Программа рассчитана на подростков 5 класса.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.