Музыкально-дидактические игры для дошкольников Учимся играя
«Учимся играя»
Музыкально – дидактические игры для дошкольников.
Цель: Способствовать развитию музыкальных, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в системе ДО.
Оборудование: Фортепиано, нотно – музыкальная литература, небольшой мячик, раздаточный материал к игре «Светофор», инструменты детского оркестра.
Краткий план:
- игра «Громко – тихо» (на развитие динамического слуха);
- игра «Догадайся, кто поет» (на развитие тембрового слуха);
- игра «Солнышко – облако» (на развитие ладового чувства);
- игра «Прогулка» (на развитие чувства ритма);
- игра «Фотограф» (на развитие чувства ритма);
- игра «Наше путешествие» (на развитие чувства ритма);
- игра «Музыкальный светофор» (на развитие звуковысотного слуха);
- игра «Цветочек» (на развитие чувства музыкальной формы).
Содержание занятия:
Игра «Громко – тихо»:
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Все участники игры договариваются, куда спрятать мячик. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где спрятана игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
«Укатился мячик наш, спрятался куда – то.
Ну – ка Саша (вставляется имя водящего), поспеши
Мячик наш ты отыщи.
Мы не будем помогать, будем песню напевать.
Ля-ля ля-ля, ля-ля ля-ля.» (поется с изменением динамики).
Игра «Догадайся, кто поет»:
Ребенок – водящий выходит в центр комнаты и закрывает глаза. По голосу он должен определить поющего. Все дети поют:
«Поиграй – ка, (имя водящего) с нами, выходи скорей вперед,
И с закрытыми глазами догадайся кто поет.»
Один из детей, по знаку педагога продолжает петь:
«Эту песенку свою я тебе, дружок, пою.
Ты глаза не открывай, ну-ка кто я, отгадай!».
Игра «Солнышко – облако»
Разучиваются попевки: «Солнышко» - нисходящее трезвучие в Dur,
«Облако» - нисходящее трезвучие в moll. Попевки разучиваются в качестве распевания в течение нескольких уроков, пока дети хорошо не усвоят ладовую окраску и интонацию. Затем педагог предлагает услышать «солнышко» и «облако» в знакомой музыке и показать условными обозначениями. «Солнышко» - запястья рук сомкнуты, а кисти рук раскрыты, как будто в них круглое солнышко. «Облако» - ладошки закрываются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно вводить термины «Мажор» и «Минор». Солнышко - мажор- слово яркое, светлое. Облако – минор – слово мягкое, ласковое, затемнённое.
Игра «Прогулка»
Необходимый игровой материал: металлофон, молоточек.
«Таня взяла мяч, - говорит учитель, - и стала медленно ударять им о землю».
Ребенок медленно стучит молоточком по металлофону, сопровождая удары ритмослогом «та». «Пошел частый, сильный дождик», - говорит учитель. Ребенок быстро стучит молоточком, сопровождая удары ритмослогом «ти».
Далее придумываются разные варианты:
«Бьют большие часы – БОМ, БОМ» (ритмослог «та» - соответствует четвертной длительности);
«Тикают маленькие часики» (ритмослог «ти» - соответствует восьмой длительности);
«Неспеша идет дедушка» (ритмослог «та-а» - соответствует половинной);
«Вприпрыжку бежит внук» (ритмослог «туру-туру» - соответствует шестнадцатым длительностям) и т. д.
Игра «Фотограф»
Игровой материал: карточки с ритмическим рисунком знакомых песен.
Педагог говорит: «Я – фотограф, моя фотография – ритмическая карточка. Я ее на мгновение показываю вам, и убираю, а вы простучите по памяти ритмический рисунок или назовете песню. Если все будет правильно, то фотография у нас получится».
Игра «Наше путешествие»
Необходимый игровой материал: металлофон, бубен, треугольник, ложки, молоточек.
Педагог предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком – либо музыкальном инструменте.
«Послушайте сначала, что я вам расскажу, - говорит педагог,- Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку. Она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет молоточком о стол). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньку (играет на металлофоне).
Неожиданно налетел ветерок, небо нахмурилось и начал накрапывать дождик (играет не треугольнике)…
Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».
Игра «Музыкальный светофор»
Необходимый игровой материал: карточки – красная, желтая и зеленая по числу играющих, соответствующие высокому, среднему и низкому звукам мажорного трезвучия.
Педагог «настраивает» детей, т.е. пропевает несколько раз трезвучие не называя ступени, затем просит детей закрыть глаза и играет один из 3-х звуков, после чего просит открыть глаза и показать карточкой услышанный ими звук.
Игра «Цветочек»
Педагог исполняет «Мазурку» А.Гречанинова. После обсуждения пьесы педагог предлагает показать, как растет цветок (дети присаживаются на корточки, понемногу поднимаясь, раскрывают руки, как бы раскрывая цветок). Педагог просит остановиться в тот момент, когда изменится музыка.
Во второй части дети выполняют мягкие, кругообразные движения корпусом и руками, а вот третью часть педагог играет без предупреждения – кто догадается, что нужно делать? Дети обычно предлагают сами повторить движения первой части, ведь музыка повторяется, другой цветок тянется к солнышку.»