Занятие по обучению грамоте: «Учимся играя»

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Черных Лариса Георгиевна – 1 квалификационная категория



Занятие по обучению грамоте: Учимся играя.
Тип: урок обобщения букварного периода

Вид: комбинированный урок

Технология: на диалоговой основе

Педагогическая цель:
Продолжить обучение чтению: выразительно, целыми словами.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, любовь к книгам, дружеское отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты:
1. Расширять словарный запас детей, продолжить знакомство с антонимами, синонимами, родственными словами, частями речи.
2. Развивать речь, добиваясь правильного, четкого произношения
3. В игровой форме повторить изученное за букварный период

Оборудование: плакаты с текстами заданий, портрет А. Барто, карточки с заданиями

Ход урока
I. Организационный момент
Взаимоприветствие учителя, детей, гостей

II.Мотивация урока. Закрепление знаний и способов действий.
Постановка учебной задачи урока.
Учитель: В начале урока проведем речевую разминку: учимся говорить уверенно, грамотно:

Ра – сильный снег идет с утра
Со – накачано колесо
Жи – очень острые ножи
Ши – в ясли ходят малыши
Чу – молотком я стучу
Ча – в комнате горит свеча
Ры – у всех девочек шары
Чи – а у мальчиков мячи
Рок – вот и начался урок

Какие слоги напомнили правила грамотного письма?

Жи – ши пишется с и
Ча – ща пишется с а
Чу – щу пишется с у

Минутка чистописания








Говорим четко, чисто и понятно (скороговорки). (Заранее в «Уголке русского языка» или «Классном уголке» поместить памятку по разучиванию скороговорки, несколько вариантов различных скороговорок, предложить ребятам самим поискать интересные скороговорки.)

Памятка «Как разучивать скороговорку»:
Прочитай скороговорку медленно.
Подумай, о чем в ней говорится.
Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой звук (или сочетание звуков) повторяется?
Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
Теперь проговори шепотом несколько раз: сначала медленно, потом быстрее и еще быстрее.
Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку

Скороговорки:
Стеша спешила,
Рубашку шила,
Да поспешила –
Рукав не пришила.

Маша с Сашей
Шли за Глашей.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Г. Аванесова

Играл Егорка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком.

Гриша грыз коржик.
Орешки грыз Жоржик.
А Гарик – сухарик.

Мороза моржи не страшатся –
Моржи на морозе резвятся.

Л. Ульяницкая

Сороки
Утром,
присев на зеленом пригорке,
Учат сороки
Скороговорки:

тошка низ
тонка андаш
ета амель
туз апуз!
Р. Фархади

Птичьи скороговорки:
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Были галчата в гостях у волчат
Были волчата в гостях у галчат:
Нынче волчата галдят как галчата
И как волчата галчата молчат.

Г. Соколов

Учимся говорить, читать выразительно, интересно.
Отгадай загадку «Без рук, без топоренка, построена избенка». (Гнездо).
сказать с удивлением
сказать с пренебрежением – работа сделана кое – как
сказать тихо, таинственно
как медведь
как веселый Пятачок

6. Словарная работа

1) снег лед - как называются эти группы слов?
снеговик ледник
снегопад ледоход - какие слова состоят из 2 корней

2) ручка – составить предложения (омонимы)
говорить – антоним
отважный – синоним

7. * Задание для самых внимательных и находчивых. Найди слова в таблице:

А А А А А А А
А А А М А А А
А А А Я А К А
А Б А Ч А У А
М А Ш И Н К А
А Н А К А Л А
А Т А А А А А
(мяч, кукла, машинка, бант)
Какое слово лишнее? (Бант – не игрушка, а украшение)
Зачем нужны игрушки?
Записать в тетради слова: мяч, кукла, машинка

Чтение текста: «Азбука», с.104
Как зовут героиню рассказа?
Какие игрушки были у девочки?
В каком предложении говорится о куклах?
Как выглядят эти игрушки?
А как выглядят ваши игрушки? Не нужна ли им ваша помощь? (Почистить, помыть, подшить)


На доске портрет А. Л. Барто

Беседа о творчестве поэтессы, о её жизни. Напомнить, что игрушкам
А. Барто посвятила целый цикл "Игрушки". Эти стихи знакомы детям еще с детского сада.


Динамическая пауза:

Дети хором читают стихи: «Бычок», «Грузовик», «Слон», «Зайка», «Самолет», «Лошадка», имитируя движения героев стихотворений.


III. Рефлексивно - оценочный.

1.Работа в группах:

За первый стол – тех, у кого полное имя начинается на А
за второй – кто родился летом,
за третий – чья фамилия начинается на К,
за четвертый – у кого в имени есть буквы В, Н
(необходимо предварительно продумать, чтобы количественно группы были одинаковыми).

Каждая группа получает карточку: №1, №2, №3, №4 (приложение) с заданием.

2..Оцени свою работу на уроке по шкале «Самооценка достигнутых результатов».

3..Подведение итогов урока.


























Приложение № 1

Карточка № 1

Подберите рифму и допечатайте слово:
Спит спокойно старый . . . . (слон)
Стоя спать умеет он.

Отгадайте ребусы и напечатайте отгадку:







ВОЛК ШАРФ НАТАША

3. Без слов объясните слово карикатура


Карточка № 2

Подберите рифму и допечатайте:
Роет землю черный . . . . (крот),
Разоряет огород.

Отгадайте ребусы. Напечатайте слова – отгадки:






ДЯТЕЛ ВОВА ПОДАРОК

Без слов объясните слово астроном.


Карточка № 3

Подберите рифму и допечатайте:
Панцирь носит . . . . (черепаха),
Прячет голову от страха.

Отгадайте ребусы и напечатайте отгадки:





ПОДВАЛ ВЕРА ТУМБОЧКА

Объясните без слов водитель.
Карточка № 4

Подберите рифму и допечатайте:
Мы посуду мыли сами
Помогали нашей . . . . (маме).

Отгадайте ребусы и напечатайте отгадки:





ТРИБУНА ВЕСНА КРЫСА

Объясните без слов гимнастика.