Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерица
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок «Мастерица»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся – 11-12лет
Составитель
Колесникова Лариса Александровна,
учитель начальных классов.
1.Пояснительная записка:
Программа курса « Мастерица» создана в соответствии с рекомендациями об организации воспитательной деятельности в классах казачьей направленности, на основе основной образовательной программы и соответствует требования
ФГОС.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Актуальность: Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно – нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания младших школьников. Учащиеся – это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества.
В современных социокультурных условиях содержание образования в казачьих классах определяется необходимостью достижения таких целей, как воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего её культуру, природу, традиции;
формирование духовной зрелости и христианской нравственности юных кубанцев.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
2. Общая характеристика курса
« Мастерица»» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества:
изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей школьного возраста
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Рабочая программа
Рабочая программа по классам
5 класс
11
Ремесла кубанских мастеров
6
6
22
Куклы:обрядовые, традиционные, сувенирные
18
18
3
Талаш (листья початков кукурузы)
10
10
Итого
34
34
2. Учебно - тематический план
Тематический план
Колич ч.
Теор.
практ
Характеристика деятельности учащихся
1.раздел Ремесла кубанских мастеров
Знакомство с ремеслами. Презентация « Ремесла на Кубани» Викторина « Назови ремесло»Выставка поделок « Кубанские мастерицы» Исследовательская работа « Мастера моего села»
6
1
5
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять доклады, рефераты
Применять полученные знания на практике
пробуждается интерес к трудовой деятельности, учится пользоваться правильно ножницами, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость; воспитывается любовь к прекрасному пространственных представлений, цвета и его преобразования; различать изученные видыдекоративно – прикладногоискусства, представлять их место и роль вжизни человека и общества;- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства
II раздел Куклы: обрядовые, традиционные, сувенирные
1.Вводное занятие. Беседа о вида х кукол: «В некотором царстве»(презентация). Инструменты, материалы. Техника безопасности при работе иглой
Изготовление обрядовой куклы:
-куватки, пеленашки;
-Столбушка, травница; десятиручка, Рождественский Ангел. Изготовление сувенирной куклы: Мягкие куклы (колокольчик); Каркасные куклы (Ягуша )Презентация творческих работ
18
6
12
развивается способность творчеству; пробуждает к
интерес к трудовой деятельности, прививаются навыки культуры труда; формируется терпение, усидчивость, стремление довести дело до конца, Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.
III раздел Талаш (листья початков кукурузы)
Вводное занятие: (Презентация «Волшебная кукурузка»).
Правила безопасности приемов труда.
Материалы, инструменты
Сортировка и подготовка листьев к работе.
Изготовление «Солнышка», куколки
Изготовление цветов:
роза ;кувшинка
Куклы из талаша и природного материала.
Презентация творческих работ.
10
1
9
добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Итого
34
8
26
3. Описание места кружка в учебно-воспитательном процессе
В МБОУ ООШ №24 кружок « Мастерица» предназначен учащимся 5классов. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа « Мастерица»» разработана на 1 год занятий и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Определяются базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство « Мастерица» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;