Программа Играя, учимся дружить.


Региональный конкурс творческих педагогических проектов
«Так зажигают звезды»
в рамках Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2012»
Номинация «Классная компания»
Играя, учимся дружить
Проект авторской программы формирования классного коллектива воспитанников школы-интерната через игровую деятельность
Автор
Белоусова Дина Вячеславовна,
воспитатель Негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №24 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г.Тайшет, ул. Крупской, 97
Тайшет, 2012г.
Аннотация
Воспитание социальной личности, готовой к сотрудничеству и партнерству; умеющей взаимодействовать с окружающими людьми, не допуская унижения их достоинства, проявления грубости, жестокости; владеющей культурой межличностного общения – важнейшая задача образования.
Основы коммуникативного взаимодействия со сверстниками, окружающими людьми закладываются в младшем школьном возрасте. Поэтому воспитательная работа в начальной школе начинается с формирования классного коллектива. Эффективным средством воспитания младших школьников является игровая деятельность. Именно через игру младший школьник успешно осваивает компоненты культуры межличностного общения.
В связи с этим была разработана программа «Играя, учимся дружить», целью которой является формирование дружного детского коллектива через игровую деятельность. Формированию классного коллектива происходит через систему воспитательных мероприятий, основой которых является игровая деятельность обучающихся по направлениям: диагностические игры; психологические игры, проектная совместная деятельность, подвижные - спортивные игры; народные игры.
Особенностью программы является использование в целях формирования классного коллектива народных игр и игровых ситуаций, в которых отражается национальный аспект, самобытность различных народов, что позволит приобщить детей к культурным народным традициям.
Результативность программы подтверждается диагностиками, проводимыми на разных этапах формирования классного коллектива
Пояснительная записка
В условиях социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в современном российском обществе, перед  общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания социальной личности, способной эффективно действовать в изменяющихся жизненных условиях; готовой к сотрудничеству и партнерству; умеющей взаимодействовать с окружающими людьми; не допускающей унижения их достоинства, проявления грубости, жестокости; владеющей культурой межличностного общения.
Большая роль в формировании культуры межличностного общения обучающихся принадлежит начальной школе. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы коммуникативного взаимодействия со сверстниками, окружающими людьми. Поэтому воспитательная работа начинается с формирования классного коллектива. Только в сплоченном ученическом коллективе развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Формирование личностных качеств будет малоэффективно без опоры на коллектив, общественное мнение, принятые в нем нормы поведения и ценностные ориентиры.
Одним из условий развития детской личности является общение ребенка со сверстниками и другими людьми в игровой деятельности, в которой он познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, социальным поведением, ценностными ориентациями. Игра является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте. Именно через игровую деятельность младший школьник успешно осваивает компоненты культуры межличностного общения. Поэтому игра, ее воспитательные возможности приобретают особое значение в процессе формирования  ценностных  ориентаций личности ребенка младшего школьного возраста.
В связи с этим была разработана программа формирования классного коллектива воспитанников школы-интерната через игровую деятельность «Играя, учимся дружить»,
В основе работы по формированию дружного коллектива лежит игра, игровая деятельность. Почему именно игра? «Вернуть детям игру» - это не просто призыв, это - веление времени и того состояния, в котором оказалось сегодня детство. Врачи и психологи ставят сегодня по отношению к детям следующие диагнозы: «игровая дистрофия», «телемания», «компьютеромания», «игромания».
К великому сожалению, игра сегодня выпала из поля зрения и родителей, а ведь игра для младших школьников занимает доминирующее положение, оставаясь наиболее освоенным видом деятельности.
Сегодня игра, игровая деятельность определяется как одно из самых эффективных средств воспитания, как мощная педагогическая поддержка детства в игровых формах. С помощью игры можно:
- диагностировать и познавать ребёнка;
- одобрять и ободрять;
- корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства, гуманистические качества личности.
Игровая деятельность отвечает природе детства, а потому является хорошей основой для психологического, нравственного и физического оздоровления детей. Это полностью соответствует главному направлению воспитательной деятельности школы-интерната, направленной на формирование творческой интеллектуально развитой, социализированной личности.
Цель программы – формирование дружного детского коллектива через игровую деятельность.
Основные задачи:
Диагностика личностных качеств воспитанников, складывающихся в классном коллективе.
Развитие умения общаться и сотрудничать со своими одноклассниками и другими обучающимися школы.
Развитие способностей адекватного оценивания своих и чужих достижений, умение радоваться своим успехам  и успехам одноклассников и огорчаться за чужие неудачи.
Содействие формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития воспитанников.
Формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции.
Формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Для достижения поставленной цели используются следующие виды игр: 
эмоциональные (игры - приветствие, игры - концовки, игры - кричалки);
информативные (игры – знакомства);
интерактивные (игры – ситуации, игры – путешествие);
творческие (игры – конкурсы, игры – соревнования);
ролевые.
Особенностью программы является использование в целях формирования классного коллектива народных игр и игровых ситуаций, в которых отражается национальный аспект, самобытность различных народов, что позволит приобщить детей к культурным народным традициям.
Срок реализации программы 4 года.
Участники программы обучающиеся 1-4 классов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
для ребенка: позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, степени удовлетворенности ребенком своих потребностей и  интересов,  проявление чувств сострадания и милосердия, самоопределение в творческой и общественной деятельности, проявление интереса к событиям общественной жизни, повышение уровня воспитанности школьников.
для классного коллектива: выявление лидеров; ролевое самоопределение обучающихся, обретение навыков организации;  умение принимать совместные решения, коллективно планировать работу, совместно подводить итоги и анализировать результаты собственной деятельности, вести коллективный поиск истины,  умение жить и действовать в группе, коллективе.
для педагога: совершенствование форм и методов работы, направленных на развитие личности ребенка.
для родителей: участие в делах класса и школы, выявление индивидуальных особенностей своего ребенка, единение в совместной деятельности детей и родителей, позитивное изменение степени удовлетворенности родителей образовательным процессом.
Критерии достижения результатов
Критерием достижения результатов является созданный сплочённый классный коллектив – неразделимый союз учеников, педагога и родителей, где рассматривается:
личностная траектория развития каждого ребёнка и её динамика;
качество социализации учеников класса;
структура интересов и ценностей, проявляемых в совместной деятельности и поступках ребят;
умение творчески саморазвиваться, самовыражаться, ориентироваться в мире людей, идей, знаний;
заинтересованность и удовлетворённость родителей.
Диагностика результатов реализации программы
При изучении межличностных отношений и степени сформированности коллектива используются следующие методы: наблюдение, беседа с учителями, работающими в классе; социометрия, анкетирование воспитанников.
Используемые методики представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Исследование внутригрупповых отношений у младших школьников
№ Название методики Авторы Цель класс
1 «Два домика»
Наблюдение
Н.В.НижегорожцеваВыявление детей с проблемами в общении со сверстниками 1
2 Психологическая игра «Заколдованное сердце»
Радуга настроения
Психологическая игра
« Волшебная поляна» Р.М.БитяноваР.М.БитяноваДиагностика и развитие внутригрупповых отношений, умение работать в группах.
Диагностика эмоционального отношения к школе.
Диагностика межличностных отношений, предоставление детям опыта кооперации и построение личного пространства. 2
3 Социометрия Дж. Морено Диагностика эмоциональных связей 2-4
4 Психологическая игра
«Теремок».
Овчарова Р.В прояснение и построение межличностных отношений между детьми, адаптация к школе. 2-4
5 Методика
«Q-сортировка» Р.РимскаяИзучение представлений испытуемого о самом себе, поведение человека в группе. 3-4
6 Психологическая игра
« Островитяне».
Р.М.БитяноваНаучить детей сочетать групповое решение и индивидуальный выбор. 4
Содержание программы
Формированию классного коллектива происходит через систему воспитательных мероприятий, основой которых является игровая деятельность обучающихся по направлениям:
Диагностические игры
Задачи:
Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
Определить уровень сформированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Психологические игры
Задачи:
Способствовать развитию «эмоционального интеллекта».
Содействовать формированию в классе дружеской атмосферы взаимопомощи между детьми, доверия доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем.
Способствовать развитию способности устанавливать и поддерживать контакты между детьми.
Проектная совместная деятельность
Задачи:
Создание условий для усвоения новых типов деятельности в социокультурной среде.
Развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека, и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу.
Формирование коммуникативной успешности младших школьников.
Подвижные - спортивные игры
Задачи:
Способствовать укреплению здоровья обучающихся.
Способствовать формированию самостоятельности, инициативности, организованности, умению работать коллективно.
Народные игры
Задачи:
Приобретение знаний о народных играх, традициях и культуре народов.
Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Тематическое планирование воспитательной работы
1 класс
Цель занятий:
1.Содействовать осознанию позиции школьника
2.Способствовать формированию дружеских отношений в классе.
3.Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Сроки Тема Игры Ответственные
сентябрь «Я - школьник». «Имя оживает»
«Ролевая гимнастика»
«Закончи предложения»
Рисунок «Я в школе»
«Охотники и утки» Воспитатель, психолог.
октябрь «Мой класс» «Сколько в нашем классе?»
«Какого цвета?»
«Жмурки» Воспитатель, учитель физкультуры.
ноябрь «Какие ребята в моём классе». «Ролевая гимнастика»
Работа со сказкой. «Кто самый лучший»
(Е. Жарова)
«Казаки и разбойники» Воспитатель,
родители.
декабрь «Мои друзья в классе» «Тропинка к сердцу».
«Портрет моего друга»
«Лиса в саду».
«Камешки» Воспитатель, учитель физкультуры.
январь «Мои друзья в классе» (продолжение) «Изобрази предмет».
«Буквы на спине»
«Спасибо, что помог».
«Море волнуется» Воспитатель, психолог.
февраль «Мои друзья в классе» (продолжение) «Закончи предложения»
«Да».
«Садовник и цветы» Воспитатель, учитель физкультуры.
март «Мои успехи в школе» «Ролевая гимнастика»
Работа со сказкой «Яшок и «Звёздная болезнь»».
«Считалка» Воспитатель, психолог.
апрель «Радость. Как её доставить другому человеку» «Встаньте, у кого есть».
«Зайчик рассмеялся – зайчик испугался».
«Забросай мячами» Воспитатель, психолог,
учитель физкультуры.
май «Разные чувства» «Муха».
«Закончи предложения»
«Массаж чувствами».
«Колечко» Воспитатель, психолог.
2 класс
Цель занятий:
1.Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
2.Способствовать развитию эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путём сотрудничества.
Сроки Тема Игры Ответственные
сентябрь «Вспомним чувства». «Лишнее слово»
«Сочини рассказ»
Совместный проект «Общая радость» Воспитатель,
октябрь «Чем люди отличаются друг от друга» «Заколдованное сердце».
«Пластилиновое чувство»
«Сердце класса» Воспитатель, психолог.
ноябрь «Хорошие качества людей». «Какие качества задуманы».
Работа со сказкой «Я не такой как все».
«Я знаю пять хороших качеств». Воспитатель,
родители.
декабрь «Кто такой доброжелательный человек?» «Волшебные слова».
«Овладеть шапкой»
«Орехи» Воспитатель.
январь «Я желаю добра ребятам в классе» «Аналогии».
«Шифровальщики»
Работа со сказкой «Сказка про гусеничку» (А.Котова). Воспитатель, психолог.
февраль «Какие качества нам нравятся друг в друге» «Зелёный крокодил в синей шляпе».
«Угадайка».
«Пчёлки и ласточки» Воспитатель, учитель физкультуры.
март «Люди отличаются друг от друга своими качествами»» «Неоконченные предложения».
«Джунгли».
«Звёздочка».
Работа со сказкой. «Цветок по имени Незабудка» (О. Гавриченко). Воспитатель, психолог.
апрель «В каждом человеке есть светлые и тёмные качества» «Неоконченные предложения».
«Птичий двор».
«Чьи ладошки».
«Светофорики» Воспитатель, психолог.
май «Какой Я – Какой Ты»» «Пчёлы и змеи».
Работа со сказкой.
«Сказка про дружбу». (Е.Агеенкова).
« Волшебная поляна» Воспитатель, психолог.
3 класс
Цель занятий:
1.Развивать креативные способности детей.
2.Способствовать формированию саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
3.Помочь осознать детям качества настоящего друга.
4. Подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.
Сроки Тема Игры Ответственные
сентябрь «Я и моя школа». «Рисунок идеальной школы»
«Небылицы» Воспитатель,
октябрь «Я и мой учитель» «Неоконченные предложения».
«Теремок».
«Ночной поезд» Воспитатель.
ноябрь «Я и мой учитель». (продолжение) Совместный проект «Школьная фотография».
«Радио интервью».
«Истории из мешка» Воспитатель, учитель.
декабрь «Я и мои родители?» Совместный проект «Я и моя семья».
«Мама, папа, Я – дружная семья». Спортивные соревнования. Воспитатель, учитель физкультуры, родители.
январь «Я и мои друзья» «Неоконченные предложения».
«Чувства и ассоциации».
«Одинаковые скульптуры» Воспитатель, психолог.
февраль «Трудности в отношениях с друзьями» «Защищай товарища».
Работа со сказкой. «О Спиногрызкине» (Т. Маркина) Воспитатель, учитель физкультуры.
март «Что такое сотрудничество» «Кто лишний?»
«Горячая линия»
«Аэробус» Воспитатель, психолог, учитель.
апрель «Я умею понимать другого» «Передай чувство».
«Собери картинку» Воспитатель, психолог.
май «Мы умеем действовать сообща»» «Что лишнее?».
«Найди себе пару».
«Мы вместе».
Совместный проект Рисунок «Мой класс». Воспитатель, психолог, учитель.
4 класс
Цель занятий:
1. Помочь научиться осознавать происходящие в них изменения.
2. Помочь детям осознать личную свободу и свободу другого.
3. Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.
4. Научить детей сочетать групповое решение и индивидуальный выбор.
Сроки Тема Игры Ответственные
сентябрь «Кто я? Мои силы, мои возможности». «Отгадай, кто я?».
«Бой полотенцами».
«Скульптор» Воспитатель
октябрь «Какой я – большой или маленький» «Любимая игра»
«Рисуем чувства» Воспитатель.
ноябрь «Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира». «Конкурс портретов»
«Противоположности».
«Волшебная подушка» Воспитатель.
декабрь «Я расту и изменяюсь?» « Островитяне».
«Поймай мышь».
«Посмотрим друг на дружку» Воспитатель,
Психолог.
январь «Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?» «Путешествие на облаке».
«Я помогаю другим» Воспитатель, психолог.
февраль «Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?» «Дирижёр».
«Вытащи вопрос».
«Ночной поезд». Воспитатель.
март «Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?» «Эстафета хороших известий».
«Островок чувств» Воспитатель, психолог, учитель.
апрель «Права и обязанности» «Запрещённые слова».
«Бег с препятствиями». Воспитатель.
май «Как разрешать конфликты мирным путём?»» «Сделай родителей счастливыми».
«Сердце класса» Воспитатель, психолог.
Результаты реализации программы
Начальный этап (1 класс): В результате наблюдения и диагностики было выявлено, что класс на данном этапе своего развития не представлен как коллектив. Часть детей - активно вступает во взаимодействие друг с другом и с учителем, а другая часть остаётся безучастной к совместной деятельности. Помощь и поддержку дети оказывают друг другу только в рамках своей группировки или под давлением учителя. При наблюдении выявились несколько детей, которые группами не принимаются или принимаются, но очень редко.
Промежуточный этап (1 класс): Для повторного изучения коммуникативных качеств каждого ребенка были использованы: наблюдение, социометрия, анкета «изучение привлекательности классного коллектива». Обработанные результаты выявили, что баллы, оценивающие коммуникативные качества непринятых, стали выше. Дети стали бережнее относиться к «непопулярным» детям, обращаться к ним за помощью и предлагать свою помощь, наметилась положительная тенденция к сплочению коллектива, в классе в основном царит атмосфера доброжелательности. В целом ребята в классе чувствуют себя комфортно, большая часть детей дорожит взаимоотношениями с одноклассниками.
Промежуточный этап (2 класс): Результаты наблюдения за всем классом и за не принимаемыми ребятами в частности, диагностика межличностных отношений позволили сделать вывод: наметилась положительная динамика в характере межличностных отношений в классе, повысился социальный статус «отверженных» детей. Выявлена тенденция к групповому сплочению, заинтересованности детей во взаимодействии с одноклассниками.
Список литературы
Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1997
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. – М., 1985.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик.- М., 1984.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. (Серия «Вместе с детьми».)
Литвинова М.Ф. Русские народные игры.- Москва, /Просвещение/ 1986.
Н.И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 – 5 классы. М.: ВАКО, 2007.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: ЛГУ, 1979.
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова.- М., 1990.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002..
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. –М.: Генезис, 2001.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки.- М.: Новая школа, 1993.