Рабочая программа по внеурочной деятельности (Общекультурное направление) «Музыкальная шкатулка»


МБОУ «Сарашевская СОШ им. Героя Советского Союза Ш.Казанбаева»
Согласовано: Утверждаю:
Зам директора по ВР: Директор школы: _______ /Шайдулина Р.Ф./ _______ /А.Ф.Айтакова/ «__» _____ 2014г. «__» _____ 2014г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
(Общекультурное направление)
«Музыкальная шкатулка»
Срок реализаций: 2 год
Возрастная категория обучающихся: 8-10 лет
Автор Кантуганова Чулпан РафисовнаУчитель начальных классов
Сараши, 2014
Введение
Сокровища музыки неисчерпаемы,
И так же неисчерпаемы её возможности в будущем.
Благодаря музыке вы найдёте в себе новые,
Неведомые вам прежде силы.
Д.Шостакович
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыка. Музыка связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Весёлые тренинги и упражнения, связанные с пением, танцами, музыкальными викторинами и загадками, как правило, оставляют положительное впечатление у школьников, в игровой форме воспитывая у них стремление, заниматься разными видами музыкальной деятельности.
Большое и разностороннее влияние музыки на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети, постигая тайны музыки, чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно.
Пояснительная записка
Программа «Музыкальная шкатулка» общекультурной направленности рассчитана на 2 года обучения для воспитанников в возрасте от 8 до 10 лет.

Социальная ситуация на современном этапе выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. Одной из основных целей, как общего среднего, так и дополнительного образования, является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры.
Музыка, как никакое другое искусство, помогает сделать человека добрее и лучше, облагораживает его жизнь. Воздействуя на душу человека, она составляет целый мир его жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его поступки, характер и облик. Музыка помогает делать человека более бескорыстным и благородным, способным преобразовывать мир по законам красоты. В связи с этим, возникла необходимость создать программу.
Данная программа направлена: на создание условий для вовлечения детей в творческую деятельность, обогащения художественными впечатлениями, обеспечения эмоционального благополучия ребенка, формирования профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепление психического и физического здоровья детей.
Актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым к дополнительному образованию – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает личность в настоящее время. Именно это дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, музыкальных и творческих способностей, помогает открыть перспективу для будущего развития личности, дает возможность ей самоутвердиться.
Программа обусловлена здоровьесберегающим потенциалом образовательного процесса. Занятия музыкой – это источник здоровья, радости. Они приобщают ребенка к миру искусства, положительно влияют на его общую культуру, активизируют умственное развитие общих, психических процессов ребенка (мышление, воображение, память, волю, внимание), а так же на процесс его физического совершенствования.
Новизна данной программы заключается во включении обучающихся в личностно – ориентированные ситуации, в процессе осуществления которых происходит становление нравственных, духовных, культурных ориентиров у подрастающего поколения. Занятия вокалом открывают новые возможности в коммуникативном общении. Именно занятия в
музыкальной кружке позволят детям лучше адаптироваться в социальной среде, в результате чего проявятся и сформируются коммуникативные навыки детей друг с другом и с окружающими людьми.
Педагогическая целесообразность определяется развивающим потенциалом музыкального искусства для личностного становления обучающихся.
В соответствии с этим, целью данной программы является создание через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного песенного искусства.
Цель достигается через решение следующих задач:
-развивать музыкально-эстетический вкус;
-привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-развить музыкальные способности детей;
-развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
-развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух.
В программе реализуются принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип успешности;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «Музыкальная шкатулка» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология индивидуализации обучения;
- компетентностного и деятельностного подхода.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
При разучивании песенного и репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Метапредметными результатами занятий по программе вокального кружка
являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА
Темы образовательного курса отражают общественные события, праздники.
Тема 1. Повторение песен изученных во 2 классе – 2 часа
Тема 2. Краски осени – 2 часа
Тема 3. Знакомство с творчеством детской группы «Великаны» – 4 часа
Тема 4. Милая мама – 4 часа
Тема 5. Новогодний хоровод – 8 часа
Тема 6. Доброта спасет мир – 4 часа
Тема 7.О, Великая победа! 4 часа
Тема 8. Музыкальное ассорти – 4 часа
Тема 1. . Повторение песен изученных во 2 классе – 2 часа.
Эта тема включает в себя песни, ритмические и сюжетные игры, которые были изучены во 2 классе.
Слушание музыки:
В.Шаинский «Чему учат в школе», «Дважды два четыре», Г.Струве, К.Ибряев «Мы теперь ученики».
Вокально-хоровая работа:
Разучивание песни «Школа, школа», «С днем рождения», «Мама», «Раз ладошка», «В новогоднем лесу» и тд.
Музыкально-ритмические движения:
Танец «Хлоп-хлоп-хлоп» на музыку эстонской народной песни в обработке А.Роомере.
Тема 2. . Краски осени – 2 часа.
Эта тема включает в себя песни, ритмические и сюжетные игры, танцы рассказывающие об осени, об осенней непогоде, об изменениях в природе.
Слушание музыки:
В.Шаинский «Улыбка», Барбарики «С днем рождения».
Вокально-хоровая работа:
Разучивание песни «Осень в золотой косынке».
Музыкально-ритмические движения:
Музыкально-ритмическая композиция на музыку песни «Осень в золотой косынке».
Тема 3. . Знакомство с творчеством детской группы «Великаны» – 4 часа.
Эта тема включает в себя песни детской группы «Великаны», знакомство с ее творчеством, а также ритмические и сюжетные игры.
Слушание музыки:
В.Шаинский « Чунга-чанга», «Антошка», «Вместе весело шагать по просторам»
Вокально-хоровая работа:
Разучивание песни «Звезды», «До, ре, ми…»
Музыкально-ритмические движения:
«Снежинки» – музыкально-ритмическая композиция на музыку Ю.Слонова «Танец снежинок»; «Как на тоненький ледок» – пластическое интонирование; музыкальная игра «Метелица».
Тема 4. Милая мама – 4 часа.
Эта тема включает в себя музыку о родном доме, о близких людях (маме, бабушке, папе, дедушке, сестрёнке, братишке), о Родине, о друзьях; музыку, передающую чувства и настроения человека; мартовским праздником «Международным женским днём 8 Марта».Слушание музыки:
В.Шаинский « Когда друзья со мной», «Кораблики», «Облака»
Вокально-хоровая работа:
Разучивание песни «Энием» , «Милая мама моя»
Музыкально-ритмические движения:
«Праздничный марш» – музыкально-ритмическая композиция на музыку П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»; «Мазурка» – музыкально-ритмическая композиция на музыку П.Чайковского.
Тема 5. Новогодний хоровод – 8 часа.
Это тема включает в себя песни о зиме, празднике Новый год.
В.Шаинский « Чунга-чанга», «Антошка», А.Филлиппенко «Дед Мороз».
Вокально-хоровая работа:
Разучивание новой песни «Российский Дед Мороз», «Новогодние игрушки», «Расскажи снегурочка».
Музыкально-ритмические движения:
Г.Попатенко «Новогодняя полька» – музыкально-ритмическая композиция, Т.Крайникова «Новогодний хоровод» – музыкально-ритмическая композиция.
Тема 6. . Доброта спасет мир – 4 часа
Это тема включает в себя песни посвящённые доброте, добрым делам, пожилым людям, «братьям нашим меньшим».
Слушание музыки:
Г.Струве, К.Ибряев «Мы теперь ученики», песня «Мама», «Детство».
Вокально-хоровая работа:
Разучивание песни «Дорогою добра», «Доброта спасет мир».
Музыкально-ритмические движения:
Музыкально-ритмическая композиция – «Жила была бабка», «Если весело живется делай так».
Тема 7. О, Великая победа! 4 часа
Эта тема включает в себя песни военных лет, о победе, о героизме, о патриотизме.
Слушание музыки:
Гимн Российской Федерации, песни военных лет.
Вокально-хоровая работа:
Разучивание песни «День Победы», «Катюша».
Музыкально-ритмические движения:
Парад ко Дню Победы.
Тема 8. Музыкальное ассорти – 4 часа
Эта тема включает в себя повторение всех песен изученных за весь учебный год
Вокально-хоровая работа:
Разучивание песни «Прекрасное далеко», «Чудо», песни группы «Барбарики», «Школа, школа», «С днем рождения», «Мама», «Звезды», «До, ре, ми…», «Осень в золотой косынке», «Доброта спасет мир», «Катюша».Музыкально-ритмические движения:
Музыкально-ритмическая композиция – «Жила была бабка», «Если весело живется делай так», «Буги-вуги», «Лохматый пес».

Календарно-тематическое планирование
э№ п.п. Тема занятия Кол-во часов В том числе Содержание образования Форма организации деятельности учащихся при проведения занятий Дата по плану Дата по факту
теория практика 1. Повторение песен изученных во 2 классе 2
1.1 «Раз ладошка», 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения. Исполняют песни индивидуально и по группам. Выражают свое эмоциональное состояние души с помощью красок, игры с танцевальными элементами. 1.2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения, повторение песни изученной на прошлом уроке, разучивание текста новой песни, ассоциативные игры. Исполнение музыкальных тем хором, дуэтом, трио, квартетом, выбор лучших исполнителей. 2. Краски осени 2 2.1 Разучивание песни «Осень в золотой косынке» 2 1 1 Выступление с песней прослушивание песен, музыкально-дидактические игры. Исполняют песни индивидуально и по группам, придумывают движения, игры с танцевальными элементами. 3. Знакомство с творчеством детской группы «Великаны».

4 3.1 Знакомство с творчеством детской группы «Великаны».
Разучивание песни «Звезды». 2 1 1 Разучивание новых распевок, новых скороговорок, повторение песен, ассоциативные игры. Повторяют песни, движения, игры с танцевальными элементами. 3.2 Продолжение с знакомством с творчеством дет. группы «Великаны». Разучивание песни « До, ре, ми…». 2 1 1 Повторение музыкальных распевок, речевых упражнении, повторение песни «Школа, школа», разучивание новой песни, разучивание игровых песен, интерактивные игры. Выбор исполнения песни по желанию, игры с танцевальными элементами. Отчетный концерт за1четверть 1  Исполнение песен: хор,соло, дуэт,трио и т.д.  Исполняют песни индивидуально и по группам. 4. Милая мама моя! 4 4.1 Разучивание песни «Милая мама моя» 2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения, повторение песни «С днем рождения», разучивание текста новой песни, музыкально-дидактические игры. Исполняют песни индивидуально и по группам. Выражают свое эмоциональное состояние души с помощью красок, игры с танцевальными элементами. 4.2 Разучивание песни «Энием» 2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения, исполнение песен: хор,соло, дуэт,трио и т.д. , ассоциативные игры.  Исполняют песни индивидуально и по группам, игры с танцевальными элементами. 5. Новогодний хоровод.
8
5.1 Повторение ранее изученных песен про новый год. 1 1 Разучивание новых распевок, новых скороговорок, повторение песен, ассоциативные игры. Повторяют песни, движения, игры с танцевальными элементами. 5.2 Разучивание новой песни «Российский Дед Мороз»
2 1 1  Музыкальные распевки, речевые упражнения, повторение всех изученных песен. (составление попурри из песен)
Распределение ролей и их исполнение.  5.3 Разучивание новой песни «Новогодние игрушки»
2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения,
разучивание текста новой песни., ассоциативные игры. Исполняют песни индивидуально и по группам, игры с танцевальными элементами. 5.4 Разучивание новой песни «Расскажи снегурочка»
2 1 1 Распевание распевок, Разучивание текста песни и ее музыки, интерактивные игры. Исполняют песни индивидуально и по группам, придумывают движения, игры с танцевальными элементами. 5.5 Выступление классного коллектива на новогоднем празднике. 1 1 Выступление с песней прослушивание песен, музыкально-дидактические игры. Исполняют новогодние, хороводные песни хором, инсценируют движения. Отчетный концерт за 2 четверть 1
 Исполнение песен: хор,соло, дуэт,трио и т.д.  Исполняют песни индивидуально и по группам. 6. Доброта спасет мир 4
6.1 Разучивание песни «Дорогою добра». 2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения, повторение песни «С днем рождения», разучивание текста новой песни, музыкально-дидактические игры. Исполняют песни индивидуально и по группам. Выражают свое эмоциональное состояние души с помощью красок, игры с танцевальными элементами. 6.2 Разучивание песни «Подари улыбку миру». 2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения, повторение песни изученной на прошлом уроке, разучивание текста новой песни, музыкально-дидактические игры. Соединяют все изученные сцены, чисто интонируют музыкальные темы, игры с танцевальными элементами. Отчетный концерт за 3 четверть 1
 Исполнение песен: хор,соло, дуэт,трио и т.д.  Исполняют песни индивидуально и по группам. 7. Музыкальное ассорти 4 7.1 Разучивание песни «Прекрасное далеко» 2 1 1 Разучивание новых распевок, новых скороговорок, повторение песен, разучивание текста новой песни, интерактивные игры.  Исполняют песни индивидуально и по группам, игры с танцевальными элементами. 7.2 Разучивание песни «Чудо» 2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения, проговаривание скороговорок, повторение песен, разучивание текста новой песни, музыкально-дидактические игры. Исполнение мелодии хором, распределение двухголосья. 8. О великая победа! 4 8.1 Разучивание песни «День Победы». 2 1 1 Разучивание новых распевок, новых скороговорок, повторение песен, разучивание текста новой песни, интерактивные игры.  Исполняют песни индивидуально и по группам. 8.2 Разучивание песни «Катюша» 2 1 1 Музыкальные распевки, речевые упражнения, исполнение песен: хор,соло, дуэт,трио и т.д. , ассоциативные игры. Исполняют песни индивидуально и по группам. Выражают свое эмоциональное состояние души с помощью красок, игры с танцевальными элементами. Отчетный концерт за учебный год. 1
Музыкальные распевки, речевые упражнения, исполнение песен: хор,соло, дуэт,трио и т.д. Исполнение песен: хор,соло, дуэт,трио и т.д. Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности

№ Критерии Показатели Инструментарий Сроки проведения
1. Личностные результаты: - развитие эстетических чувств и художественного вкуса
- формирование эмоциональной отзывчивости к музыке
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства Прогнозируемый воспитательный результат: -
 эмоционально-ценностное  отношение к  окружающему  миру (семье, Родине)
художественный  вкус  и  способность  к  эстетической  оценке  произведения  искусства,  нравственной  оценке своих  и  чужих  поступков,  явлений  окружающей  жизни.
прогнозируемый воспитательный эффект:
– видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни. Желание  общаться  с  музыкой,  участвовать  в  школьных конкурсах.
Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  музыкальную – творческую  деятельность. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Метапредметные результаты:
- Овладение способами решение поискового и творческого характера
- Культурно-познавательная, коммуникативная и социально- эстетическая компетентности
- Приобретение опыта в музыкально- творческой деятельности Прогнозируемый воспитательный результат:
В  познавательной сфере – способность  к  художественному  познанию  мира; умение  применять  полученные знания в собственной  художественно – творческой  деятельности.
В  трудовой  сфере – навыки  использования  различных  художественных  материалов  для  работы  в  разных  техниках (живопись,  графика,  скульптура,  ДПИ,  художественное конструирование); стремление  использовать  художественные  умения для  создания  красивых  вещей,  или их  украшения.
Сформированность коммуникативной культуры учащихся
прогнозируемый воспитательный эффект:
- умение правильно исполнять движения, мелодию игры, четко проговаривать текст;
- умение исполнять игровые песни и хороводы;
• Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
• Методика «Сочинения учащихся» • Игровая методика «Мишень»
Учебно-методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности

Учебно-методические компоненты комплекса Учителя Ученика
Информационное обеспечение «Методика музыкального воспитания в детском саду»: Учебник для учащихся педагогических училищ / Н.А.Ветлугина, и др.; Под редакцией Н.А.Ветлугиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
«Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы.». Чибрикова-Луговская А.Е.: Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы / М.: Дрофа, 1998.
«Слушаем музыку». Радынова О.П.: Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада / М.: Просвещение, 1990.
Нотные сборники различных авторов
Фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи)
Алгоритмы деятельности Положение о конкурсах Демонстрационные и раздаточные материалы
Контрольно-измерительные материалы текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
итоговый – отчетный концерт.

Материально-техническое обеспечение программы курса внеурочной деятельности
Условия проведения
Средства технического оснащения
Актовый зал, музыкальный кабинет, класс,
фортепиано;
Проектор, ноутбук, колонки, микрофон,
записи фонограмм в режиме + и -,записи аудио, видео на дисках и флеш – картах,
музыкальный центр с функцией караоке,
мультимедиа;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, использованная при подготовке программы
«Методика музыкального воспитания в детском саду»: Учебник для учащихся педагогических училищ / Н.А.Ветлугина, и др.; Под редакцией Н.А.Ветлугиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
«Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы.». Чибрикова-Луговская А.Е.: Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы / М.: Дрофа, 1998.
«Слушаем музыку». Радынова О.П.: Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада / М.: Просвещение, 1990.
Положение о рабочей программе педагога. МОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби.
«Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников»/ Автор-составитель В.В.Фадин – Волгоград: Учитель, 2000.
«Музыкальное сопровождение и оформление праздников в детских садах». – Волгоград: Учитель, 2003.
Интернет ресурсы. (Детский портал «Солнышко», авторские сайты детских композиторов и др.).