«Полет в будущее» программа дополнительного образования детей рассчитана на 5 лет обучения, возраст обучающихся: 9-18лет.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Алагирского района»
«УТВЕРЖДАЮ» Утверждено на педагогическом совете
Директор МКОУДОД Протокол № _____ от «____»________ 2015г.
«ЦДТ Алагирского района»
______________ А.А.Каргинова
«____»______________ 2015года
ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ
программа дополнительного образования детей
рассчитана на 5 лет обучения
Возраст обучающихся: 9-18лет
Марзоев Игорь Казбекович
педагог дополнительного образования
Программа
разработана
в 2015году
РСО-Алания
Алагир 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа рассчитана на пять лет обучения в учреждениях дополнительного образования и апробирована в течение семи лет.
Авиационное моделирование-первая ступень овладения знаниями об авиационной технике. Модель самолёта (планера) - это летательный аппарат в миниатюре со всеми его свойствами, конструкцией, прочностью, аэродинамикой. Для постройки моделей нужны определённые знания и навыки. В программу включены материалы следующих разделов: «Метеорология», «Атмосфера и разум», «Моделирование».
Педагог планирует:
Изучить проблемы защиты природы и атмосферы планеты Земля;
Изучить метеорологические явления, связи атмосферных и метеорологических процессов в природе;
Научить обучающихся определять погоду;
Привить учащимся культуру проектирования летательных аппаратов;
Обучить решению задач моделирования в тесной взаимосвязи с окружающей средой, использовать теоретические расчёты и выбор оптимальных конструкций моделей;
Научить обучающихся проводить анализ причин отказов и аварий при изготовлении и испытаниях моделей;
Обучить эксперименту и умению постройки моделей из современных материалов.
Интерес у обучающихся к занятиям поддерживается использованием на занятиях дополнительной литературы и материалов по истории развития авиации в России , Осетии , о ведущих конструкторах авиационной техники и авиационного моделирования, формирует личность обучающегося, воспитывая патриотическое отношение к отечественной авиационной технике.
Цели и задачи
Целью данной программы является обучение воспитанников основам авиационного моделирования с ориентацией их на получение технических специальностей в ВУЗах или колледжах. В основу программы положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом самостоятельной деятельности воспитанников и технико-технологического конструирования, который определяет задачи:
Ранняя ориентация на новейшие технологии;
Формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях современных рыночных отношений;
Организация разработок технико- технологических проектов;
Формирование творческой личности;
Приобретение навыков коллективного труда;
Физическое и нравственное воспитание;
Воспитание чувства патриотизма и интернационализма.
По сложности авиационное моделирование занимает одно из первых мест в техническом творчестве. На первый год обучения принимаются все желающие, поэтому занятия строятся так, чтобы заинтересовать всех ребят, найти каждому из них дело по душе. Благодаря такому подходу к обучению контингент обучающихся на всё время реализации программы.
Программа рассчитана на пять лет обучения для учащихся 5-11 классов:
Первый год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа);
Второй год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов);
Третий год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов);
Четвёртый год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов);
Пятый год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов).
Содержание программы разработано на основе анализа типовых программ для учреждений дополнительного образования детей, опыта работы тренеров сборной команды СССР Ю.А.Сироткина, В.Ф.Еськина, программы А.М.Ермакова и личного 20 летнего опыта. В основе работы по программе заложен принцип от простого к сложному. На практических занятиях обучающиеся изучают техническую документацию, инструменты и материалы, техническую последовательность изготовления модели, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Теоретический материал программы расширит и углубит знания учащихся по физике, химии, математике, черчению и др.
Отличительными особенностями данной программы от типовой являются следующие:
Увеличение количества часов на изучение тем:
«Аэродинамика», так как законы аэродинамики являются основой расчёта, проектирования и полёта моделей;
«Двигатели и их доводка». Серийные двигатели имеют маленькую мощность, поэтому их приходится модернизировать с применением современных материалов, проводить эксперименты с горючесмазочными материалами и топливными системами.
Проведение практикума начинающего конструктора, который включает проведение лабораторно-практических , исследовательских работ.
Разработка и внедрение современных технологий в авиационном моделировании. Применение современных материалов (стеклопластик, «корбон», «кевлар», «пенопласт»). Совершенствуется техника безопасности при работе с композитными материалами.
Уделяется особое внимание тренировочным полётам и участию на соревнованиях, что способствует повышению спортивной квалификации обучающихся.
Большое внимание на занятиях в творческом объединении «Авиационное моделирование» уделяется соблюдению правил по охране труда, обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся, противопожарных мероприятий, санитарной и личной гигиены.
Воспитанники первого года обучения должны:
Знать:
Меры безопасности при работе в лаборатории;
Знать историю авиации и космонавтики;
Знать свойства воздуха;
Принципы полёта модели.
Уметь:
Качественно и правильно изготовить модель;
Читать простейшие чертежи;
Пользоваться справочной литературой.
Воспитанники второго года обучения должны:
Знать:
Правила и меры безопасности;
Свойства воздуха;
Режимы работ на металлорежущих станках;
Общие сведения о работе двигателей внутреннего сгорания;
Расчёты профилей и воздушных винтов.
Уметь:
Самостоятельно разрабатывать и изготовлять модели;
Пользоваться необходимой литературой;
Работать на станках;
Защищать выбранный проект.
Воспитанники третьего года обучения должны:
Знать:
Материалы и инструменты, используемые при изготовлении моделей; • Историю авиации и кружка;
Правила соревнований по авиамодельному спорту.
Уметь:
Изготовлять модели планеров F-1-H и резиномоторной модели F-l - G;
Правильно запускать модель во время тренировок и соревнований.
«ГРУППЫ СПОРТИВНОГО
И ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»
4-ый и 5-й год обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Группы формируются из детей, прошедших полную программу в группах начальной спортивной подготовки, опытных спортсменов, имеющих спортивные разряды. Численный состав группы три-пять человек в зависимости от спортивной квалификации спортсмена.
Четвёртый год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов);
Пятый год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов);
В этих группах ребята обучаются изготавливать модели чемпионатного класса, с которыми они могут выступать на чемпионате России, Европы и мира:
-F-1-A - планер;
-F-1-B - резиномоторная;
-F-1-J - таймерная.
Цель обучения в этих группах сводится к тому, чтобы воспитать классных спортсменов, умеющих побеждать на крупных соревнованиях, как в личной, так и в командной, конкурентной борьбе. С каждым годом работы в этой группе задачи усложняются. Разрабатываются новые конструкции, технологии, изготавливается новая оснастка для моделей в зависимости от возможности оборудования кружке и способностей детей. Для того чтобы спортсмен показывал спортивные, максимальные результаты, необходимо иметь прочную конструкцию модели, позволяющую длительное время эксплуатировать её. На современном этапе развития авиамоделизма при проведении запуска модели на неё действуют максимальные физические, аэродинамические нагрузки. Для этого надо иметь совершенную конструкцию и применять в ней современные высокопрочные материалы, позволяющие многократно увеличивать цикл пиковых нагрузок на модель в момент старта.
Так с каждым годом работы воспитанник совершенствует свои навыки, учится делать детали, узлы и механизмы для своей модели более надёжные, точные и качественные. С каждым занятием углубляет свои знания в аэродинамике, конструировании, работе на станках, знакомится с назначением турбулизатора и учится правильно клеить его на крыло, применяет угле пластиковые детали с применением связующих горячего твердения, сделанных в автоклаве. Изучает новые для него дисциплины, как «допуски и посадки».
Теоретическая часть программы излагается непосредственно на занятиях. Занятия переходят в индивидуальный процесс. Количество часов увеличивается. Ребята начинают понимать важность теоретических знаний для них. «Практика без теории слепа, а теория без практики мертва».
На занятиях используется опыт работы бывших воспитанников, которые в свою бытность показывали высокие спортивные результаты, с целью не повторения ошибок, рассматриваются различные промахи и ошибки, допущенные соревнованиях при различных погодных условиях. Всё это входит в психологическую подготовку спортсменов.
Особую роль играет практический «свой» опыт занятия авиамоделизмом. Этот опыт даёт обучающмся:
умение правильно поставить эксперимент, уметь правильно анализировать положительный и отрицательный результат эксперимента;
умение правильно подобрать воздушный винт для своей модели и мотора, уметь правильно анализировать погрешности математического расчёте и практического результата;
умение в лабораторных условиях отбалансировать готовую модель;
умение тщательно регулировать модель и добиваться максимально продолжительного полёта модели на качество;
улучшать лётные качества модели с применением различных механизмов и устройств позволяющих добиваться стабильных, максимальных результатов;
умение правильно отстраивать все механизмы и устройства для исключения потери высоты модели из перехода скоростного режима полёте в планирующий полёт модели;
умение правильно применять турбулизатор, правильно подбирать материал для обтяжки модели.
Этот опыт работы позволяет добиваться высоких результатов в любых соревнованиях.
Участвуя в соревнованиях, которые проводятся в различных городах России, ребята бывают ни экскурсиях по памятным и историческим местам страны, посещают авиационные ВУЗы, знакомятся с авиационной техникой, повышают свой интеллектуальный уровень. Укрепляют дружбу, учатся жить в коллективе, помогают друг другу, становятся добрее, сплочённее.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «АВИАМОДЕЛЬНОЕ»
№№
п/п ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
п/п ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
I Введение
3 - 3
II
Изготовление бумажных моделей 1 5 6
III Изготовление метательных моделей 2 13 15
IV Изготовление воздушных винтов 1 5 6
V Изготовление
схематических
планеров 2 18 20
VI Изготовление схематических моделей самолётов 3 23 26
VII Изготовление моделей воздушных змеев 3 15 18
VIII Понятие о свойствах воздуха 3 - 3
IX Экскурсии и встречи с лётчиками - 6 6
X Практикум
начинающего
конструктора 6 32 38
XI Подведение итогов работы 3 - 3
ВСЕГО: 33 111 144
Краткое содержание программы
1 –го года обучения
I.Введение
Предмет и содержание курса. Значение теоретического и практического материала программы. Инструктаж по технике безопасности. История авиации. Порядок работы объединения(рассказ, беседа).
II. Изготовление бумажных моделей.
Основные части самолёта и модели. Понятие о центре тяжести модели. Регулировка моделей. Способы летания в природе (лекция).
Практическая работа:
Изготовление моделей запуски моделей. Соревнования на дальность полёта и точность приземления.
III. Изготовление метательных моделей
Условия, обеспечивающих полёт. Понятие о центровке моделей. Центр тяжести , центр давления, угол атаки крыла (лекция).
Практическая работа:
Изготовление моделей. Запуски моделей. Соревнования на продолжительность полёта.
IV. Изготовление воздушного винта
Воздушный винт - движитель модели.
Понятие о диаметре и шаге винта. Принцип работы лопастей винта.
Отличие работы воздушного винта вертолёта от винта самолёта (лекция). Практическая работа:
Изготовление воздушного винта. Запуски модели вертолёта «Муха». Устранение замеченных недостатков.
V. Схематические модели планеров
Силы, действующие на планер в полёте. Понятие о профиле крыла, центре тяжести и центре давления. Парение планера в восходящих потоках воздуха (рассказ, беседа, викторина).
Практическая работа:
Изготовление моделей, регулировка и запуски. Соревнования на продолжительность полёта.
VI. Схематические модели самолётов
Краткий исторический очерк. Понятие о свойствах воздуха. Восходящие потоки. Выбор схемы модели. Основные режимы полёта самолёта. Силы, действующие на самолёт в полёте (беседа, дискуссия).
Практическая работа:
Изготовление моделей. Подбор длины резинового мотора, регулировка и запуски. Соревнования на продолжительность полёта.
VII. Воздушный змей
Краткая история развития воздушных змеев. Выбор схемы, расчёты уздечки и длины хвоста модели (беседа, лекция.)
Практическая работа:
Изготовление моделей. Регулировка и запуск моделей. Воздушный почтальон - несложный прибор для подъёма груза на высоту.
VIII. Понятие о свойствах воздуха
Ветер, его скорость и направление. Силы ветра. Понятие о сопротивлении воздуха, восходящие и нисходящие потоки воздуха (рассказ, беседа, викторина).
IX . Экскурсии и встречи с лётчиками
Возможные объекты экскурсии: аэропорт «Владикавказ», аэроклуб РОСТО, авиамодельные объединения. Встречи с участниками ВОВ(экскурсия, беседы).
X. Практикум начинающего конструктора
Изготовление конструкций, доступных по уровню сложности учащимся первого года обучения и расширяющих их познания. Работа с источниками технической информации. Выбор схем, планируемых для конструирования. Дизайн модели (лекция, выставка).
XI. Подведение итогов работы
Выставка моделей и их демонстрация. Поощрение лучших работ и наиболее активных воспитанников. Задание на каникулы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «АВИАМОДЕЛЬНОЕ»
№№
п/п ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
I Введение 3 - 3
II Единая спортивная квалификация 3 - 3
III Аэродинамика малых скоростей 30 - 30
IV Основы теории полёта 2 1 3
V Свободнолетающие
модели 6 38 44
VI Кордовые модели 6 40 46
VII Экспериментальные
модели
4 16 20
VIII Двигатели, доводка двигателей 3 15 18
IX Учебно- наглядные пособия 3 11 14
X Метеорология 16 - 16
XI Атмосфера и разум 3 7 10
XII Экскурсии - 6 6
XIII Подведение итогов работы 3 - 3
ВСЕГО 82 134 216
Краткое содержание программы
2 –го года обучения
I. Введение
Основные этапы развития моделизма в России. Достижение Российских авиамоделистов. Цели и задачи в учебном году. Требование к качеству изготовления моделей. Правила безопасности труда.(лекция, дидактический материал, видеотека).
II. Единая спортивная квалификация
Технические требования к моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных знаний и разрядов.(лекция)
III. Аэродинамика малых скоростей
Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Поляры крыла. Профиль крыла. Виды полётов. Подготовка и проведение опытов(лекция, беседа, работа с литературой).
IV. Основы теории полёта
Три принципа подъемной силы: аэростатический, аэродинамический, реактивный. Воздух и его основные свойства. Выдающаяся роль в развитии аэродинамикипрофессора Н.Е.Жуковского.Закон сохранения массы (уравнение неразрывности) и закон сохранения энергии (уравнение Вернули),почему и как она обеспечивается. Центр тяжести, центр давления, фокус самолёта. Установочный угол и угол атаки. Центровка модели(лекция , работа с литературой).
Практическая работа:
Запуски моделей самолёта и их регулировка.
V. Свободнолетающие модели
Теоретические требования к свободнолетающим моделям. Понятие о парящем полёте. Технические требования к свободнолетающим моделям.
Воздушный винт- движитель модели. Диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей винта (лекция, работа с литературой, видеотека).
Практическая работа;
Выбор моделей для постройки. Изготовление рабочих чертежей и шаблонов. Изготовление моделей. Испытание и устранение недостатков. Тренировочные запуски.
VI. Кордовые модели
Классы и назначение кордовых моделей. Приёмы управления полётом кордовой модели. Силы. Действующие на модель в полёте по кругу. Технические требования к кордовым моделям (лекции , работа с литературой, видеотека).
Практическая работа:
Выполнение рабочих чертежей модели. Подготовка материалов. Изготовление деталей моделей. Сборка моделей. Обучение управлению полётами кордовых моделей. Тренировочные запуски.
VII. Экспериментальные модели
Экспериментальные модели и их значение для развития творческой деятельности. Модели с экологически чистыми двигателями. Модели «Летающее крыло». Модели вертолётов. Модели экранолётов. Модели автожиров. Модели дельтапланов (лекция).
Практическая работа:
Регулировка и запуски моделей. Устранение замеченных недостатков.
VIII. Двигатели, доводка двигателей
Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Конструкция топливных баков. Топливные смеси. Понятие о КПД двигателя. Физический и химический составы металлов. Допуски и посадки. Режимы обработки металлов. Техника безопасности при работе на металлорежущих станках (лекция, работа с литературой).
Практическая работа:
Изготовление приспособлений для доводки двигателей. Подборка материалов, необходимых для изготовления деталей. Доводка деталей( притирка, шлифовка, цианирование, хромирование и анодирование). Сборка двигателей и их запуск. Снятие характеристик. Определение мощности двигателя.
IX. Учебно-наглядные пособия
Основные виды учебно-наглядных пособий. Понятие о настольных моделях авиационной техники. Технология их изготовления(работа с литературой, видеотека).
Практическая работа:
Изготовление миниатюрной модели аэродинамической трубы, набора тел различной обтекаемости. Изготовление настольных моделей исторических самолётов, вертолётов и планеров.
Х. Метеорология
Атмосфера Земли. Состав атмосферы, роза ветров, атлас облаков. Метеорологические, термические и динамические потоки воздуха(лекция, беседа).
XI. Атмосфера и разум
Бионика и летательные аппараты. Элементы (приёмы) изобретательной деятельности. Математический анализ, оптимизация конструкции модели (лекция, беседа).
Практическая работа:
Фантастика, фантастический рисунок. Изучение экранного эффекта полёта кордовой модели. Изготовление «бионических крыльев».
ХII. Экскурсии
Возможные объекты Аэропорт «Владикавказ», аэроклуб РОСТО, авиамодельные объединения. Встреча с лётчиками.
XIII. Подведение итогов работы
Подведение итогов года. Проведение технической конференции. Проведение выставки. Рекомендации по самостоятельной работе во время каникул.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «АВИАМОДЕЛЬНОЕ»
№№
п/п ТЕМА: Количество часов
ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
I Вводное занятие. 3 - 3
II Материалы и инструменты. 9 14 23
III Изготовление планера F-I -Н., резиномоторной модели F-1-G. 27 73 100
IV История авиации, авиамоделизма, кружка. 8 - 8
V Тренировки (регулировка и запуск моделей). 21 43 64
VI Соревнования, игры, экскурсии. 4 11 15
VII Заключительное занятие 3 - 3
ИТОГО: 75 141 216
Краткое содержание программы
3 –го года обучения
I. Вводное занятие
Знакомство с планом работы на весь год. Определяются цели и ставятся задачи. Правила поведения на занятиях и в перерыве. Организация работы и рабочего места. Перечень необходимых материалов и инструментов.
II. Материалы, инструменты, ТБ
Инструктаж по ТБ при работе с инструментами, на станках. Знакомство с материалами и их свойствами, применяемых при изготовлении моделей.
III. Изготовление планера F-1-H
При изготовлении этого планера обучающиеся начинают приобщаться к новым для них материалам и новым технологиям (композиционные, сборка модели в стапелях). Конструкция этой модели наиболее современна. На модели применяются механизмы, которые позволяют показывать более высокие, стабильные спортивные результаты (крючок динамического старта, таймер).
Изготовление резиномоторной модели F-1-G
Изготавливая, резиномоторную модель F-I-G ребята так же приобщаются к новым материалам и Технологиям (как и при изготовлении планера F-l -Н). Так же применяют различные механизмы и устройства позволяющие показывать высокие, спортивные результаты.
IV. Истории авиации, авиамоделизма и кружка
На занятиях проводятся беседы, связанные с развитием авиации, моделизма, рассказывается о современной авиационной технике.
V. Тренировки (регулировка и запуск моделей)
С наступлением тёплой, лётной погоды занятия переносятся на аэродром. Там проходят теоретические и практические занятия. Отрабатываются приёмы запуска модели. Изучаются правила соревнований.
VI. Соревнования, экскурсии
Соревнования являются завершающим этапом подготовки спортсменов. Здесь и выявляется основной показатель, который указывает на качество выполненных работ в течение года. Показывает достижения поставленных целей и задач.
VII. Заключительное занятие
Поощрение лучших воспитанников. Присвоение спортивных разрядов. Формирование команды.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «АВИАМОДЕЛЬНОЕ»
№№
п/п ТЕМА Количество часов
теория практика всего
I Вводное занятие. 3 - 3
II Техника безопасности. 4 - 4
III Современные материалы. 8 16 24
IV Инструменты. 2 4 6
V Точный мерительный инструмент. 6 6 12
VI Аэродинамика. 4 4 8
VII Механика, конструкции. 6 18 24
VIII Изготовление моделей F-1-H.GJ. За этот период изготавливается по 3-4 модели. 20 36 56
IX Устройство и принцип работы ДВС. 16 4 20
X Теория воздушного винта. 16 4 20
XI Изготовление ящиков для транспортировки моделей на соревнования и тренировки. - 9 9
XII Тренировки. Лётная, физическая и психологическая подготовка. - 28 28
XIII Заключительные занятия. 1 1 2
ИТОГО: 86 130 216
Краткое содержание программы
4 года обучения
I. Вводные занятия
Вводное занятие. Знакомство с группами. Постановка целей и задач на каждый учебный год. Правила поведения на занятиях ЦРВ, в общественных местах. Обзор прошедших спортивных мероприятий. Организация работы и рабочих мест. Обзор новейших достижений современной авиации.
II. Техника безопасности
Инструктаж по ТБ при работе с режущим инструментом, при работе на металлорежущих станках. Особое внимание спецодежде и внешнему виду, организации рабочего места. ТБ при работе со смолами, клеями, лаками. Это делается на протяжении всего периода обучения.
III. Современные материалы
Ребята расширенно знакомятся с композиционными материалами широко применяемые в настоящее время в авиации, в машиностроении, в космонавтике. Изучают их свойства, технологичность при изготовлении деталей для моделей. Знакомятся с физическими и механическими свойствами алюминиевых сплавов, которые широко применяются в авиации.
IV. Инструменты
При изготовлении своих новых моделей ребята начинают работать с незнакомым им инструментом. Учатся сверлить сверлами маленького диаметра, нарезать резьбу плашками и метчиками, делать классные отверстия при помощи развертки. Самостоятельно затачивать ножи, свёрла, фрезы и резцы.
V. Точный мерительный инструмент
Обучающиеся изучают и применяют микрометры, нутромеры, индикаторы. Учатся находить базовые плоскости и поверхности и используют это при изготовлении точных деталей с классными размерами.
VI. Аэродинамика
Знакомство с основным законом аэродинамики и гидродинамики, законом Бернулли. При изготовлении своих моделей учитывают подъёмную силу, силу сопротивления, устойчивость, манёвренность и управляемость. Изучают различные формы профилей схемы различных летательных аппаратов.
VII. Механика, конструкция
На своих моделях ребята применяют различные механизмы, позволяющие максимально увеличить стабильность результатов. Для этого им надо знать законы механики и создавать надёжные механизмы (крючок для динамического старта, бабочку, механизм перебалансировки, бобышку, складывающиеся пропеллер, таймер).
Современные модели при запуске, испытывают большие нагрузки. Для этого надо создавать лёгкую и прочную конструкцию. Здесь нужны знания по конструированию и сопротивлению материалов.
VIII. Изготовление моделей F-1-H,G,J
За четыре года работы ребята изготавливают по три-четыре модели. Каждая последующая модель отличается от предыдущей модели своими конструктивными и технологическими усовершенствованиями. Идёт не слепое копирование, а кружковец сам ведёт анализ положительных и отрицательных свойств конструкции (модели).
IX. Устройство и принцип работы ДВС
Для того чтобы эксплуатировать модели с ДВС, необходимо знать устройство, принцип работы его. На теоретических занятиях изучают все виды поршневых двигателей (карбюраторные, дизельные, калильные).
X. Теория воздушного винта
На моделях F-1-GJ (резиномоторная и гаймерная) используется воздушный винт. Дети изучают основные параметры воздушного винта - это диаметр и шаг. Учатся правильно строить графически, шаблоны винта и изготавливать по ним нужный винт.
XI. Изготовление ящиков для транспортировки моделей
на тренировки и соревнования
Каждый воспитанник изготавливает ящик для транспортировки своих моделей на тренировки и соревнования. Ящики делаются из стекло пластика в специальных формах. Внутри ящика вклеиваются кронштейны для крепления разобранных моделей.
XII. Тренировки и соревнования
За эти годы работы ребята на тренировках оттачивают своё спортивное мастерство. Участвуют во всех соревнованиях, которые проходят в каждом спортивном сезоне. Крепнут физически, становятся выносливыми и психологически устойчивыми. Повышают свои спортивные разряды. Учатся быстро находить свою модель и доставлять на старт. Правильно бегать по азимуту при поиске модели.
XIII. Заключительные занятия
По окончанию каждого спортивного сезона подводятся итоги. Отмечаются особо отличившиеся кружковцы. Формируются команды на различные соревнования.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «АВИАМОДЕЛЬНОЕ»
№№
п/п ТЕМА Количество часов
ТеорИЯ ПрактИКА Всего
I Вводное занятие. 2 - 2
II Техника безопасности. 6 - 6
III Современные авиационные материалы. 8 8 16
IV Инструменты. Метрический инструмент. 2 8 10
V Механика, конструкции, сопротивление материалов. 6 4 10
VI Изготовление моделей F-1 -А,В,Р,С 4 66 70
VII Устройство и принцип работы ДВС. 10 20 30
VIII Изготовление воздушных винтов. 4 16 20
1
IX Тренировки, подготовка к соревнованиям, соревнования. 6 44 50
X Заключительные занятия. 1 1 2
ИТОГО: 49 167 216
Краткое содержание программы
5 - года обучения
I. Вводные занятия
Цели и задачи т.о. на учебный период. Обзор развития авиамодельной техники. Организация работы и рабочих мест. Итоги прошедших спортивных мероприятий за прошедший период.
II. Техника безопасности
Постоянный инструктаж по ТБ при работе различным инструментом и на станках. Особое внимание внешнему виду и спецодежде. ТБ при работе с композиционными материалами. Организация работы и рабочего места.
III. Современные авиационные материалы
Углублённое знакомство с материалами (стекло и углепластиками, СВМ, алюминиевыми и титановыми сплавами, стали и их сплавы) используемые в авиастроении и авиамоделизме. Изучение механических, физических и химических свойств, применяемых материалов.
IV. Инструменты.
Метрический инструмент
С каждым годом занятий расширяется перечень инструментов применяемых при изготовлении Моделей. Приобретаются новые навыки работы с этим инструментом. Изучение точных инструментов, закрепление навыков их использования, совершенствование в умении заправлять и затачивать инструмент. Изучение нового, особо точного метрического инструмента, настройка, определение базовых плоскостей и поверхностей.
V. Механика, конструкции, сопротивление материалов
Приобретение понятия о взаимосвязи всех этих понятий. Выработка умения связать это всё воедино и применить при решении поставленных задач. Уметь создавать лёгкие, прочные, надежные и удобные в эксплуатации инструкции. Уметь всё это правильно отстроить, наладить.
VI. Изготовление моделей F-1-A, В,Р.С.
F-I-A - модель планера чемпионатного класса;
F-l-D- резиномоторная модель чемпионатного класса;
F-l -Р - таймерная модель чемпионатного класса.
Проектирование, изготовление, наладка, регулировка и запуски моделей с учётом опыта работы прошлых лет.
VII. ДВС и другие двигатели,
используемые в авиации и авиамоделизме
ДВС, роторный двигатель, турбореактивные, турбовинтовые и реактивные двигатели. Разборка, сборка, запуск и регулировка двигателя. Изучение лучших двигателей созданных российскими 1амоделистами.
VIII. Воздушный винт
Воздушный винт - движитель летательного аппарата, моторной модели. Винты, импеллеры, применяемые в авиации и авиамоделизме. Изготовление, подборка воздушного винта для данной модели. Пресформы для пластиковых винтов.
IX. Тренировки, подготовка к соревнованиям, соревнования
Тренировки, соревнования различного уровня - важнейший фактор физической и психологической подготовки спортсмена. Выработать умение правильно определить восходящий и нисходящий поток, выбирать успешный момент старта. Добиваться достижения поставленных целей, уметь вести командную борьбу. ТБ при проведении тренировок и соревнований. Уметь правильно оказать первую медицинскую помощь.
X. Заключительные занятия
Подвести итоги всего периода. Отметить лучших воспитанников. Сформировать команды. Сделать обзор по новинкам в авиационной технике и авиамоделизме.
ЛИТЕРАТУРА:
Н. Каюнов, А. Назаров, Н. Наумов Авиамодели чемпионов издат. ДОСААФ СССР 1978г.
О. Гаевский, В. Куманин, Г. Малиновский и т. д. «Лети, модель» издат. ДОСААФ СССР 970г.
Горский, И. Кротов Ракетное моделирование издат. ДОСААФ СССР 1973г.
Яковлев Спортивные самолёты издат. ДОСААФ СССР 1981г.
А. Шахат Резиномоторная модель издат, ДОСААФ СССР 1977г.
В.Терский, О. Кель Игра, творчество, жизнь издат. «Просвещение» 1966г.
Н.Дрожжин Модель планера, управляемая по радио издат. ДОСААФ СССР 1962г.
Л.Перель Подшипники качения (справочник) издатю «Машиностроение» 1983 г.
Сборник руководящих документов по техническим и военноприкладным видам спорта издат. ДОСААФ СССР 1981г.
П.Астащенков Орбиты главного конструктора издат. ДОСААФ СССР 1973г.
В.Горский Техническое конструирование издат. ДОСААФ СССР 1977г.
А.Целовальников Справочник судомоделиста издат. ДОСААФ СССР 1981г.
А.Панова Обработка металлов резанием (Справочник) издат. «Машиностроение» 1988г.
Н.Калина Двигатели для спортивного моделизма издат. ДОСААФ СССР 1988г.
А.Оглоблин Справочник токаря издат. «Машиностроение» 1954г.
Справочник Лакокрасочные материалы издат. «Химия» 1979г.
А.Кащук, А.Верещагин Справочник шлифовщика издат. «Машиностроение» 1988г.
Технология металлов и сварка Высшая школа 1977г.
В. Костенко, Ю.Столяров Модели и машины издат. ДОСААФ СССР 1981г.
И. БрегерСправочник инструментальщика издат. «Машиностроение» 1961г.
А. Ермаков Авиамодельный спорт издат. ДОСААФ СССР 1969г.
В.Хряпин, А.Лакеделонский Справочник паяльщика издат. «Машиностроение» 1974г.
В.Щукин Штурм неба издат. «Физико-математической литературы» 1959г.
Музей военно-воздушных сил издат. Министерство обороны 1981г.
Справочник по композиционным материалам издат. «Машиностроение» 1988г.