Учебная программа Клавишный синтезатор
Управление культуры
МОУ ДОД Холмского городского округа
ДШИ
«Утверждаю»
Директор ДШИ г. Холмска
Молчанова О.И.
« 19»сентября 2010 года
Учебная программа
«Клавишный синтезатор»
для ДШИ
Разработчик: преподаватель
студии «Клавишный синтезатор»
Таран Мария Михайловна
Программа защищена на секции
теоретических дисциплин
от «9» сентября 2010 года
зав. Секцией Таран М.М.
ХОЛМСК
-2010-
Пояснительная записка
Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия ХХ века обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты – синтезаторы - отличаются простотой управления, компактностью, лёгкостью и дешевизной. Вследствие чего эти новые инструменты получили широкое распространение в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игры на этих инструментах и приобщения, таким образом, широких масс людей к музыкальной культуре.
Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки музыкант – исполнитель становится и режиссёром и аранжировщиком. Но теперь каждый вид этой деятельности приобретает более простые формы.
Это делает цифровые инструменты ценным средством музыкального обучения. Музыкально – творческая деятельность позволяет преодолеть исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность этой деятельности позволяет значительно расширить круг вовлечённых в неё детей и подростков.
Поэтому целью обучения становятся:
1.приобщение большого круга учащихся к музицированию на синтезаторах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности: электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, импровизации и композиции.
2.формирование у учащихся широкого круга музыкальных способностей и интересов.
3.хорошего музыкального вкуса.
4. расширение музыкального кругозора.
Обучение аранжировке и игре на клавишных синтезаторах нацелено в большей мере на приобщение к домашнему музицированию. Обучение к игре в ансамбле синтезаторов направлено, в первую очередь, на подготовку выступлений на концертах как классных, так и на родительских собраниях, в концертах художественной самодеятельности.
Обучение на клавишном синтезаторе ставит перед учащимися следующие задачи:
-изучение художественных возможностей цифрового инструментария
-получение базовых знаний по теории музыки
-освоение исполнительской техники
-совершенствование в практической исполнительской деятельности
Каждая из этих задач в предложенной программе подразделяется на простые составляющие. Так, изучение художественных возможностей цифрового инструментария подразумевает:
-ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных коррективов в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты и др.);
-освоение различных приёмов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделённой клавиатуры, использование ритм-машины, автоаккомпанемента и др.);
-знакомство с интерактивными фактурными заготовками (паттернами, «звуковыми подушечками», ритмо-гармоническими последовательностями в режиме «свободного сеанса» и др.).
Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и так необходимые сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, систему тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме ( периода, простые двух- и трёх частные, вариационная, рондо, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре.
Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыка позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков. А также - выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.
Четвёртая, наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование по нескольким направлениям. Это, прежде всего, электронная аранжировка и исполнение музыки, а также – чтение с листа, игра в ансамбле, запись на многодорожечный секвенсор. Подбор по слуху, импровизация и элементы сочинения.
Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению цифровых инструментов, основывается на классической и народной музыке, в которых сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также на лучших образцах современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодёжной развлекательной музыкой и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса.
Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, сугубо индивидуально. Каждое из произведений должно быть аранжировано и исполнено (записано в память секвенсора и переведено на дискету) учеником. При этом степень завершённости этой работы может быть различной – произведения для публичного показа, произведения для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления. Всё это необходимо отразить в индивидуальном плане ученика.
В репертуарном списке приведены произведения для электронной аранжировки. Они разделены на три группы академическая (классическая и современная) музыка, музыка массовых жанров, народная музыка.
Подходы аранжировки этих произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при аранжировки большей строгости. Музыка же массовых жанров. Напротив, допускает широкую вариантность подходов. А народную музыку, всегда несущую в себе элемент импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных творческих решений.
Главными критериями подбора произведений должны служить: яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления ученика, особенность бытовой электронной аппаратуры. Примерные перечни музыкальных произведений не отражают различное продвижение учеников, так как занятия в студии предполагает это продвижение сугубо индивидуальное.
В основе этой программы лежит примерная учебная программа И.М. Красильникова 2002года выпуска, одобренная учебным методическим советом при министерстве культуры Российской федерации. Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение. Занятия по цифровым инструментам проводятся по 2 часа в неделю во всех классах обучения.
Для организации занятий понадобится цифровой клавишный синтезатор. А для концертных выступлений: усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания нужен микшерский пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для записи и воспроизведения работ учащихся всех форм музыкального обучения на основе цифрового инструментария желательно также иметь цифровой аналоговый магнитофон, пишущий CD-Room.
Методические рекомендации
В основе формирования способности к музицированию лежат два вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Комплексный метод, который объединяет эти виды деятельности, становится в педагогике единственно возможным методом преподавания. Учитель по цифровым инструментам в ещё большей мере, чем учитель фортепианной игры должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта.
Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется их системностью. В системе всегда можно выделить ведущий элемент. Таким элементом музыки гомофонно-гармонического склада является мелодия. Все другие элементы можно подразделить на две группы: ритмо-гармонический каркас-«фундамент» и фактура с тембром, которые будут составлять красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли.
Закономерности использования выразительных средств могут быть представлены в виде свода правил:
- в работе над гармонией учащийся всегда должен добиваться согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в гармонии,
- в работе над фактурой – « освежать» фактуру на границах формы произведения, выделять пласты фактуры с помощью контрастных тембров и регистров, следить за соответствием фактуры и мелодии по жанровым деталям, драматургии развития,
- в работе над инструментовкой – при смене музыкальной мысли обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами, для выделения мелодии применять октавные или контрастные тембры в дублировках и т.д.
Эффективным для музыкального развития учащихся является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями практики – это хорошая мотивация познания нового. Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор музыкального материала, каждый последующий пример которого, должен включать в себя какие-то новые сложности, требующие своего теоретического освоения и осмысления. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такой методический приём придаёт объёмность последовательному и систематическому освоению материала и способствует лучшему его усвоению.
Чтобы подвести младших школьников к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на цифровых музыкальных инструментах, необходимо прибегать к образным сравнениям. Надо посвятить ученика в иерархию музыкальных выразительных средств, где главенствует мелодия как главный герой фильма, где очень важен бас(T-S-D) как дом, работа и дача для героя, где важна фактура как друзья для героя и, конечно же, тембр как голос героя и его характер. Обратить внимание ученика на «прыжки» баса по квартам(T-D, T-S) и если «пройти пешком» звуки подряд, то образуются тетрахорды – это есть ширина дома героя, которая называется лад, так как все звуки мелодии в нём присутствуют, а, значит, имеют поддержку и могут играться одновременно.
При всей важности познания теоретической базы, следует учитывать, что главной целью для ученика, является музицирование на инструменте. Поэтому, главным методическим принципом в практике ученика выступает опора на систему усложнения творческих заданий, а это, прежде всего, аранжировка произведения.
Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырёх основных действий: это анализ текста произведения, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий делится на ряд простых операций.
При составлении проекта аранжировки ученик должен определить её жанрово - стилистическую направленность и линию драматургического развития, выстроить форму, произвести гармонизацию, наметить общие очертания фактуры. При отборе звуковых средств он также последовательно должен выбрать подходящий режим игры на синтезаторе, выбрать интерактивный режим музицирования, приступить к поиску нужного паттерна, тембрового решения и шумовых эффектов, режима исполнительской артикуляции.
Совершенствованию работы ученика над аранжировкой на всех её этапах – от анализа текста произведения до корректировки готовой продукции будет способствовать метод авторской интроспекции. Суть его – вовлечение ученика в творчество путём показа определённых сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это привлекает внимание детей к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных операций по созданию аранжировки для цифровых инструментов.
Приёмы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой. Помогают расширить его представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления ученика.
Приёмы критики и самокритики призваны культивировать у ученика чувства неудовлетворённости. Это чувство заставляет обращаться к уже готовому произведению с целью его усовершенствования.
Главное же – исполнить это аранжированное произведение на инструменте. Техника игры на синтезаторе близка фортепианной, поэтому методический опыт, накопленный в фортепианной педагогике по решению таких проблем, как освоение целесообразных игровых движений, преодоление зажатости рук и корпуса и т.д. может послужить ориентиром при решении аналогичных проблем.
Вместе с тем, управление с помощью специальных кнопок, расположенных на панели синтезатора (тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, «звуковые подушечки», автоаккомпанемента, темп, агогика, воспроизведение записанных на секвенсоре фрагментов фактуры), значительно облегчает технику игры на синтезаторе, снимает многие проблемы работы над туше, развитием беглости пальцев. В связи с этим значение различных упражнений на развитие беглости пальцев, гамм, этюдов в обучении игры на синтезаторе по сравнению с фортепиано резко падает.
Зато появляются новые специфические технологические проблемы. Например, переключение режимов звучания во время игры, достижение ритмической синхронности игры под автоаккомпанемент, освоение лёгкого туше одними пальцами без участия мускульных усилий всей руки, плеча, корпуса. Для преодоления подобных трудностей, возникающих по ходу выучивания пьесы, ученику может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Так, для достижения синхронности игры под автоаккомпанемент рекомендуется хорошо выучить текст, исполнять его под электронный метроном, играть одну мелодию, мысленно представляя себе фактуру автоаккомпанемента, играть один автоаккомпанемент, пропевая мелодию вслух или про себя, т.д. Теряет свою практическую значимость деятельность, связанная с транспонированием, поскольку эту функцию берёт на себя электроника.
В значительной мере интерес к музицированию формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остаётся знакомство ученика с хорошей музыкой, в посещении концертов, выставок, спектаклей. Необходимо поощрять выступления ученика участием в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи.
Контроль и учёт успеваемости.
На каждого ученика заводится личное дело, где ставятся задачи обучения на учебный год, репертуарный список, отражаются сроки работы над каждым произведением, оценка исполнения каждого произведения. Заводится табель успеваемости, где отражается успеваемость учащегося по четвертям.
Успехи учащихся оцениваются по пятибалльной системе и словесной характеристикой. Контролем может считаться публичное выступление учащегося на концертах, родительских собраниях. Преподаватель может предоставить фонограмму заранее записанных учеником произведений.
В конце пятого класса учащийся сдаёт зачёт, на котором исполняет готовое количество произведений. ДШИ выдаёт свидетельство об окончании студии по классу синтезатора.
Содержание предмета
Программа для пятилетнего срока обучения
Первый класс
Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro – start, intro, ending.
Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое, буквенное), мажорная и минорные гаммы, тональности до одного знака при ключе, знаки альтерации, названия октав, длительности, паузы, тактовый размер2\4, 3\4, 4\4, затакт, динамика, штрихи, аппликатура.
Понятие о фразе, предложении, периоде, куплете. Первичные музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Организация целесообразных игровых движений, освоение различных штрихов, игра в одной позиции и с подкладыванием первого пальца. Исполнение простейших партий в ансамбле с преподавателем в четыре руки и в режиме «-1».Освоение простейших приёмов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощённого взятия аккордов(single finger), подбор паттерна, исходя из метра и преобладающего ритмического рисунка мелодии, подбор тембра мелодии в соответствие её жанровой основы и формы (периода или куплетной), регулирование темпа в зависимости от течения времени разучивания произведения.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 20 – 30 небольших произведений народной, классической и современной музыки.
Второй класс
Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянные духовые, медные духовые. Ударные и электронные инструменты. Паттерны народной музыки, джазовой, классической и современной популярной.
Диатонические интервалы в пределах одной октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучия, малый мажорный септаккорд. Буквенное – цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков. Бекар. Тактовый размер 3\8\ и 6\8. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения нотной записи (D.c., D.c. al fine).
Содержание и форма музыки. Понятия о средствах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Композиционная форма. Понятие тоники, субдоминанты и доминанты. Знакомство и двухчастной и трёхчастной музыкальными формами. Различение музыкальных тембров по интенсивности окраски и цветовой палитре звучания.
Игра в режиме динамической клавиатуры (touch response), легато и стаккато Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой рук.
Чтение в медленном темпе с листа мелодий с сопровождением в виде выдержанных нот в басу. Исполнение несложных ансамблевых пьес с педагогом в четыре руки, на двух синтезаторах в режиме «-1».
Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощённого взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием тонических ,субдоминантовых и доминантовых трезвучий и доминантового септаккорда в тональностях до двух знаков. Жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна. Применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in). Применение автоматических ударных без автоаккомпанемента (dram machine), вплетение в музыкальную ткань звуковых эффектов.
Инструментовка пьес, написанных в простых формах с применением режимов автосопровождения, а также – обычной и разделённой клавиатуры (split), редактирование тембров с помощью задержки, вибрации и тремоло.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 14 – 20 различных произведений народной, классической и современной музыки.
Третий класс
Голоса наличных синтезаторов из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов) и хроматических ударных инструментов. Голоса струнных (смычковых, щипковых, плекторных), деревянных духовых (язычковых и лабиальных) и различных представителей басовой группы. Разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри, латиноамериканские, карибские, поп, рок. Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсора.
Обращение интервалов. Хроматическая гамма. Тональности до четырёх знаков при ключе. Трезвучия тонической, субдоминантовой и доминантовой групп и их обращения. Трезвучие с секстой. Обозначение темпа по-итальянски и с помощью метронома. Триоль. Фермата.
Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас как основа музыкальной фактуры. Формообразующая функция гармонии, фактуры и тембра. Вариационная и рондообразная формы..
Чтение с листа пьес трудности первого класса. Игра в ансамбле с преподавателем или учеником.
Освоение новых приёмов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодий в режиме fingered с применением трезвучий тонической, субдоминантовой и доминантовой групп и доминантового септаккорда в тональностях до четырёх знаков при ключе. Выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки. Применение в автоаккомпанементе различных ритмических и мелодических заполнений. Художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной подгруппе струнных, духовых клавишных или хроматических ударных инструментов. Использование тембровых микстов и автогармонизации мелодического голоса. Применение многодорожечного секвенсора при записи музыкальных произведений, написанных в простых, вариационных и рондообразных формах.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 14 – 18 различных произведений народной, классической и современной музыки и записать их с помощью секвенсора.
Четвёртый класс
Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттерны архаического, классического и современного джаза. Паттерны смешанных стилей: джаз – рок, фьюжи, диско. Понятие о МИДИ. Редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсор, исправление допущенных ошибок , корректировка темпа, установка динамического баланса дорожек.
Тональности до шести знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды VII, II, III, VI ступеней. Внутритактовая и межтактовая синкопа. Блюзовая гамма. Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Различные способы изложения гармонических голосов фактуры. Понятие о голосоведении. Сложная трёхчастная форма.
Чтение с листа пьес трудности 2 класса. Игра в ансамбле при объединении в ансамблевой партии звуковых ресурсов нескольких МИДИ – устройств. Аккомпанемент пению или сольной инструментальной партии.
Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодий с использованием трезвучий и септаккордов VII ступени, а также септаккордов II, III, VI ступеней в пройденных тональностях. Подбор паттернов для мелодий джазового, фольклорного и смешанного стилей. Применение голосов синтезатора, имитирующего народные и электронные инструменты. Джазовая артикуляция и свингирование. Редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса, фленжира и других эффектов. Запись и редактирование с помощью многодорожечного секвенсора музыкальных произведений, написанных в различных простых, вариационных и рондообразных, сложной трёхчастной формах.В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 14 – 18 различных произведений народной, классической и современной музыки и записать их с помощью секвенсора.
Пятый класс
Голоса синтезатора, имитирующие ударные инструменты без определённой высоты звука. Паттерны наличных синтезаторов, не пройденные в предыдущих классах: из банков вальсов, бальных танцев, классических и др. Редактирование паттерна. Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсора: квантование, панорамирование, применение звуковых эффектов.
Тональности до семи знаков при ключе. Квинтовый круг тональностей. Трезвучия и септаккорды с альтерированными и задержанными тонами, Все септаккорды. Модуляции в родственные тональности.
Педаль и контрапункт в музыкальной фактуре. Колорит гармонии, фактуры, тембра. Сонатная и циклические формы (для продвинутых учеников). Создание музыкального образа – цель работы над музыкальной формой в процессе аранжировки. Взаимосвязь различных элементов музыкальной формы и их взаимодействие с мелодией.
Чтение с листа пьес уровня трудности 3 класса. Исполнение в ансамбле различных музыкальных произведений, в том числе - а аранжировке, выполненной самими учениками.
Аранжировка и запись на многодорожечный секвенсор музыки, включающей в себе различные виды трезвучий и септаккордов всех ступеней, а также модуляции в родственные тональности. Достижение художественной выразительности записанной на секвенсор музыки с помощью различных операций редактирования её фактуры, тембра, динамического баланса и панорамы, используя оригинальные звуки и паттерны.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 10 – 15 различных произведений народной, классической и современной музыки и записать их с помощью секвенсора.
Примерные варианты подбора музыкальных произведений для репертуарного плана учащегося
Первый класс
1. Телеман Г. Пьеса до мажор
Арман Ж.»Эхо»
Гайдн Й. Анданте соль мажор (фрагмент из II части «Лондонской симфонии»№3)
2. Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Салютринская Т. «Пастух играет»
Галынин Г. «Зайчик»
3. «Жил-был у бабушки серенький козлик» (русская народная песня)
«Ку-ку, ку-ку – в чаще лесной» (немецкая народная песня)
«Маленькая Юлька» (словенская народная песня)
4. Градески Э. «Маленький поезд»
Книппер Л. «Степная кавалерийская»
Качурбина М. «Мишка с куклой»
Второй класс
Глинка М. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
Перселл Г. Ария ре минор
Моцарт Л. Менуэт ре минор
Степаненко М. «Белочка»
Караманов А. «Птички»
Накада Е. «Танец дикарей»
«Ах вы, сени, мои сени» (русская народная песня)
«Перепёлочка" (белорусская народная песня)
«Во поле берёза стояла» (русская народная песня)
Блантер М. «Катюша»
Визбор Ю. «Милая моя»
Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м\ф «Умка»
Третий класс
Рамо Ж. Рондо до мажор
Шуман Р. «Смелый наездник»
Гендель Г.Ф. Чакона соль мажор
Эшпай А. Вариации на марийскую тему
Львов-Компанеец Д. «Матрёшки»
Шостакович Д. «Шарманка»
«Вдоль по Питерской» (русская народная песня)
«Челита» (мексиканская народная песня)
«Сулико» (грузинская народная песня)
Листов К. «В землянке»
Рота Н. «Слова любви» («Speak Softly Jove»)
Леннон Д. Маккартни П. «Вчера» («Yesterday»)
Четвёртый класс
Штраус И. Вальс «Розы юга» из оперетты «Кружевной платок
королевы»
Боккерини Л. Менуэт ля мажор из струнного квартета
Мусоргский М. «Слеза»
Гаврилин В. «Каприччио"
Гречанинов А. «Жалоба» (соч.3 №1)
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»
«Ой, мороз, мороз» (русская народная песня)
«Большой олень» (французская народная песня)
«Калинка» (русская народная песня)
Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»
Петерсбургский Е. «Синий платочек»
Лоу Ф. «Чуть-чуть везенья» из мюзикла «Моя прекрасная леди»
Пятый класс
Дакен Л. «Кукушка»
Рейннман В. Маленькая сонатина
Скарлатти Д. Соната ре минор
Щедрин Р. Вариации Царь-девицы из балета «Конёк-горбунок»
Хачатурян А. «Танец с саблями» из балета «Спартак»
Свиридов Г. «Военный марш» из музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
«Вечерний звон» (русская народная песня)
«Реве та стогне Днипр широкий» (украинская народная песня)
«Клён ты мой опавший» (русская народная песня)
Рамирес А. «Жаворонок»
Сидоров В. «Тайна» (танго)
Керн Дж. «Дым»
Рекомендуемая литература
Теория музыки
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. 2-е изд. Л.,1971.
Глинка М. Заметки об инструментовке//ПСС. Литературные произведения и переписка. Т.1. М.,1973.
Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. М.: Музыка,1969.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. Пособ,2-е изд., доп. И перераб. М.: Музыка, 1979
Способин И. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 1996.
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. Т.1-й, 2-й. М.: Музгиз,1946.
Тюлин Ю. Учение о гармонии. 3-е изд., и доп. М.: Музыка, 1966
Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. М.: Музыка, 1976.
Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова
Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. Композитор,1975.
Чугунов Ю.Гармония в джазе. М.: Сов. Композитор,1981.
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М.,1983.
Педагогика музыкального творчества
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л.,1965.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.,1974.
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1979.
Красильников И. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. М.: Библиотека журнала «Искусство в школе». Вып. 8. 2002.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей. М.: Изд-во ЦСДК, 1994.
Цыпин Г. Обучение игры на фортепиано. М., 1984.
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. СПб,: Композитор, 1997.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959.
Электронный музыкальный инструментарий
Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: Справочник. СПб: Питер.,2000.
Володин А. Электронные инструменты. М.,1979.
Дубровский Д. Компьютер для музыкантов – любителей и профессионалов. Практическое пособ. М.: Триумф, 1999.
Живайкин П. 600 звуковых музыкальных программ. СПб,: BHV-Санкт-Петербург,1999.
Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. М.: Русь; Маг;1991.
Учебные пособия и репертуарные сборники
Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере/ Пер. с англ. М.: ЭКОМ,1998.
Важов С. Школа игры на синтезаторе. СПб: Композитор,1998.
Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. М.,1983.
Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Вып. 1-7. М.: Мелограф, 1999-2000.
Петелин Р. Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. СПб.: BHV-Санкт-Петербург,1999.
Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. М.: Композитор,2000.
Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Вып. 1. М.: