Методическая разработка урока по теме Мезенская роспись


Тема:Мезенская роспись (5 класс, программа Неменского Б.)
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цель урока: Приобщение к социо-культурному пространству России через изучение практических и теоретических основ мезенской росписи.
Задачи:
Познавательные:
1. Проанализировать основные черты мезенской росписи;
2. Познакомиться с историей развития промысла;
3. Способствовать приобщению учащихся к традиционной русской культуре через изучение быта, ремесел, искусства народа;
4.Познакомить учащихся с традиционной русской прялкой.
Развивающие:
1.Способствовать развитию творческой активности, наглядно-образного мышления, операций логического мышление (анализа, обощения, умения устанавливать причинно-следственные связи), системы координации глаз-рука, мелкой мотирики кисти рук, воображения.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков, учебных умений.
3. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся, познавательного интереса.
Воспитательные:
1.Спосбствовать развитию национального самосознания, гордости за русский народ;
2.Спсобствовать формированию чувства прекрасного, эстетического идеала;
3. Способствовать расширению кругозора учащихся.
Ход урока.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Орг. момент
Приветственное слово учителя. Проверка готовности к уроку:
У: Ребята, сегодня мы продолжаем открывать тайны народного искусства. На этом уроке мы узнаем еще один секрет русских мастеров. Проверим готовность к занятию. На столе у каждого должны находиться краски гуашь, кисти №5 и №2, шаблон, альбомный лист, ластик, карандаш, баночка с водой. Расположите все инструменты и материалы так, чтобы они не мешали вам работать. Регулятивные УУД:
1. Способность эффективно организовывать рабочее пространство.
II. Введение в тему урока. Мотивация
Инструктирующее слово учителя:
У: Ребята, прежде чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, настроимся на работу, а поможет нам в этом музыка. Закроем глаза и позволим музыкальным звукам создать образы в нашем воображении.
Слушание музыки:
Звучит русская народная песня архангельской губернии (Приложение 1)
Фронтальная беседа:
У: Ребята, какие образы возникли в вашем воображении?
Что объединяет все ваши представления?
Обобщающее слово учителя:
У: Мы не случайно начали наше занятие с народной песни, она позволила вам настроиться на нужную творческую волну, в мир русской народной культуры, мир русской природы.
Ведущее слово учителя:
У: Ребята, чтобы узнать, о чем же конкретно мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
На липе сижу,
Сквозь клену гляжу,
Березой трясу.
Фронтальная эвристическая беседа:
У: Ребята, о чем эта загадка? Поясните свой ответ.
- Звучат предположения учащихся.
Ребята, пришли ли мы к общему мнению, почему?
Как вы считаете, где можно найти ответ на загадку?
- справочник, интернет, книги, спросить у взрослых и др.
Обобщающее слово учителя:
У: Ребята, молодцы, вы уже наметили пути решения нашей проблемы. Я заглянула в энциклопедию жизни русского народа и подобрала текст, который поможет нам найти верную отгадку.
Инструктирующее слово учителя. Работа с текстом.
У: Необходимо прочитать текст, найти отгадку и ключевую идею текста, это поможет нам сформулировать тему нашего занятия.
Составим алгоритм работы с текстом.
Фронтальная продуктивная беседа:
У: Каков будет наш первый шаг? (прочитать) Второй? (подумать над главной мыслью текста) Далее? (найти отгадку в тексте) И последний этап - … (сформулировать тему урока).
Молодцы, приступаем к работе.
Чтение текста. Приложение 2.
Фронтальная частично-эвристическая беседа:
У: Ребята, какова главная идея текста, о чем он?
- о прялках, которые изготавливались в мезенской губернии и украшались росписью.
Назовите отгадку на загадку, объясните почему.
- прялка: гребень изготавливали из липы, веретено из бересты, гребень из клена.
Верно, теперь обобщите материал и сформулируйте тему нашего урока, о чем мы будем говорить?
О мезенской прялке.
Ребята, а кто сможет объяснить, почему именно прялка стала объектом нашего интереса?
- для русского человека прялка была обязательным элементом в доме. Женщины и девочки проводили за прядением 5 месяцев году, только так можно было одеть всю семью и создать уют в доме.
Личностные УУД:
1. Формирование позитивного отношения к учебной деятельности;
2. Формирование познавательного интереса;
3. Приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.
Познавательные УУД:
1. Умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием;
2. Умение осознавать познавательную задачу;
3. Умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей урока;
4. Умение работать с текстом, находя необходимую информацию;
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи;
6. Умение делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Умение планировать свою работу в соответствии с задачами урока;
2. Умение видеть трудности и намечать пути их решения, преодоления.
Коммуникативные УУД:
1. Умение вступать в учебный диалог с учащимися и учителем;
2.Умение соблюдать правила речевого поведения;
3. Умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
III. Постановка цели и задач урока
Фронтальная частично-эвристическая беседа:
У: Определите цель занятия.
- создать эскиз мезенской прялки
Какие проблемные вопросы мы можем решить на этом уроке?
- Как украшались прялки, какими красками?
- Что изображалось на мезенской прялке?
- История развития мезенской росписи.
- Какие цвета использовали мастера?
- Какие секреты техники мезенской росписи существуют?
Обобщающее слово учителя:
Молодцы, ребята. Теперь, поставив перед собой конкретные задачи, мы можем не только узнать новые сведения, но и систематизировать их. Познавательные УУД:
1. Осуществлять самостоятельный анализ информации;
2. Выполнять учебно-познавательные действия.
Регулятивные умения:
1. Умение видеть трудности и намечать пути их преодоления.
Коммуникативные УУД:
1. Умение формулировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей и правилами речевого поведения на занятии;
2. Умение задавать вопросы.
IV. Изучение нового материала Фронтальная репродуктивная беседа:
У: Ребята, на какие вопросы мы можем найти ответ в тексте?
- Что изображалось на мезенской прялке?
- История развития мезенской росписи.
Кто может ответить на первый вопрос?
- Мезенская роспись использовала древние славянские символы: солярные знаки, знаки земли и воды, а так же коней, оленей, деревья и птиц. Все элементы росписи располагаются на 3ех ярусах: верхний мир – небо, средний мир – мир людей и нижний мир – подземный.
У: Какие сведения об истории росписи вы нашли?
- Мезенская роспись зародилась в архангельской губернии на берегах речки Мезень. Самые древние изделия, украшенные росписью, относятся к 18 веку, однако встречаются упоминания о мезенской росписи и в более ранних источниках.
У: Ребята, а где можно найти ответы на наши остальные вопросы?
- Посмотреть на иллюстрации, понаблюдать за работой мастера, прочитать в учебнике по ИЗО и др.
Обобщающее слово учителя:
У: Ребята мы с вами будем самостоятельно выявлять особенности росписи, используя анализ иллюстраций для получения сведений.
Анализ иллюстраций. Фронтальная продуктивная беседа:
У: Ребята, посмотрите на слайд: вверху представлены фотографии изделий, украшенных мезенской росписью, а внизу есть план-подсказка, который поможет нам выявить самые главные черты этой росписи. Работаем согласно пунктам этого плана.
Что можно сказать о цвете, который используют художники для своих изделий?
- В росписи используются всего 2 цвета: черный и красный
У: Назовите особенности композиции данных изделий.
- В мезенской росписи все элементы располагаются на 3ех ярусах.
У: Перечислите элементы мезенской росписи.
- Знаки земли, солнца, воды, символы оленей, коней, птиц, деревьев и растений.У: Итак, теперь мы с вами выявили основные черты роспись и сможем отличить ее от остальных изученных нами. Скажите, на какую роспись больше всего похожа мезенская, обоснуйте свой ответ.Ведущее слово учителя:
У: Ребята, теперь мы знаем особенности росписи, можем ее выполнить? Какой компонент пока нам не известен?
- Техника выполнения росписи.
Молодцы, конечно без понимания основ мастерства мы не сможем качественно выполнить нашу работу и достичь цели урока, поэтому отправляемся сейчас в мастерскую художника по мезенской росписи. Мы заглянем через плечо мастера и переймем секреты выполнения росписи. Какова будет наша задача на этом этапе занятия?
- Понять, как правильно выполнять элементы росписи, увидеть секреты техники профессионала. Увидеть последовательность этапов росписи.
Обобщающее слово учителя
У: Молодцы! Внимание на экран, наблюдаем за каждым движением мастерицы, подмечаем особенности положения руки и кисти при работе с красками.
Просмотр фрагмента фильма «Секреты ремесла. Мезенская роспись» (Приложение 3).
Фронтальная репродуктивная беседа:
У: Итак, давайте восстановим последовательность нанесения росписи на предмет, составим план нашей практической работы. (В ходе беседы составляется алгоритм выполнения росписи)
1. Наносим полностью все элементы красного цвета, работу начинаем с верхнего яруса.
2. Намечаем нижний ярус, отделяем части росписи друг от друга орнаментом.
3. Намечаем животных и растения на рисунке.
4. Завершаем мезенскую роспись отделкой черным цветом, прорисовываем тонкие линии по контуру элементов, дополняем орнаменты.
5. Внимательно посмотреть на работу, если где-то осталось много свободного места, необходимо заполнить его традиционными славянскими знаками.
Обобщающее слово учителя:
У: Молодцы, ребята, вы были внимательны и отлично справились!
Итак, теперь мы можем с вами приступить к росписи? Все проблемные вопросы урока решены, приступим теперь к практическому этапу занятия. Личностные УУД:
1. Приобщение к русской традиционной культуре;
2. Формирование желания приобретать новые знания, познавательного интереса;
3. Осознание себя частью культурного пространства России;
4. Формирование эстетического идеала, понимания красоты.
Познавательные УУД:
1. Умение сопоставлять новую информацию с ранее изученной;
2. Умение читать, извлекая необходимую для урока информацию;
3. Умение осуществлять операции синтеза и анализа в соответствии с поставленными задачами;
4. Умение понимать и воспринимать иконическую информацию;
5. Умение обобщать наблюдения и делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Умение составлять планирование своих действий в соответствии с учебной задачей;
2. Умение действовать по составленному плану;
3.Умение вносить коррективы в планирование.
Коммуникативные УУД:
1. Умение вступать в учебный диалог с учащимися и учителем;
2.Умение соблюдать правила речевого поведения;
3. Умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
V. Практическая работа Инструктирующее слово учителя:
У: Перед вами на столе лежит шаблон – часть традиционной русской прялки, какая это часть? (гребень). Гребни всегда богато украшались, и прялка с нарядным гребнем была гордостью мастерицы, именно поэтому мы с вами выполним эскиз росписи этой детали прялки. Первое что необходимо сделать – перенести шаблон на свой лист бумаги при помощи карандаша, затем работаем согласно нашему плану, он представлен на слайде, сверяйтесь с алгоритмом.
Художественно-творческая деятельность учащихся
Учитель в данном случае выступает корректором деятельности учащихся, подсказывает оптимальный вариант техники исполнения росписи, дает советы по композиции рисунка.
По окончанию творческого задания эскизы детей вывешиваются на доску, проводится выставка. Личностные УУД:
1. Формирование творческой активности, интереса к творческой деятельности;
2. Умение участвовать в творческом, созидательном процессе;
3. Приобщение к культуре русского народа;
4. Формирование эстетического идеала, понимания красоты.
Регулятивные УУД:
1. Умение планировать свою творческую деятельность;
2. Умение работать по алгоритму;
3. Умение видеть трудности, намечать пути их преодоления;
4. Умение анализировать свои действия, находить наиболее эффективный вариант действий.
VI. Рефлексия и обобщение Обобщающая фронтальная беседа:
У: Ребята, посмотрите на выставку наших работ, справились ли мы с целью занятия? Обоснуйте свой ответ.
Какие теоретические сведения для вас сегодня стали наиболее интересными? Что нового вы узнали на уроке?
Какой этап творческой работы был самым сложным? Что можно предпринять, чтобы сделать работу более эффективной?
Давайте степень эмоциональной комфортности на уроке: если урок вам понравился, вы чувствовали себя хорошо и комфортно, поднимите зеленый кружочек, если на уроке вам не понравилось – красный. Познавательные УУД:
1. Умение обобщать наблюдения и делать выводы.
2. Умение анализировать информацию урока.
Коммуникативные УУД:
1. Умение формулировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей и правилами речевого поведения на занятии;
2. Умение соблюдать правила речевого поведения;
3. Умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
VII. Итог урока Обобщающее слово учителя:
У: Ребята, сегодня на уроке вы замечательно поработали, не просто выполнили творческое задание, но и приобщились к вековым традициям русского народа, увидели еще один образец удивительного таланта нашего народа. Вы были активны, доброжелательны и заинтересованы, урок у нас сегодня получился. Молодцы!