Конспект урока Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказа М. Горького.


Тема: Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья.
Цель: дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать главные черты реализма в указанный период, дать представление о ключевых литературных спорах в русской литературной критике; развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, умение составлять тезисы; воспитательная:   воспитывать интерес к литературе.
 
                                                   ХОД МОДУЛЯ
 УЭІ. Актуализация опорных знаний
 Беседа
– Какие политические события повлияли на культуру России во ІІ половине
XIX века?
– Назовите основные черты реализма ІІ половины XIX века.
– Каковы художественные достижения в литературе этого периода времени?
– Почему русскую классику называют пророческой и проповеднической?
 
УЭІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
УЭІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во ІІ половины XIX века расцвел талант писателей, которых весь мир теперь признает классиками: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева в России, Г.Флобера и Ги де Мопассана во Франции, О.Уайльда в Англии и многих других. Эти писатели создали совершенные по форме и глубочайшие по содержанию произведения. В каких общественных, политических и культурных условиях происходило становление и развитие их творчества?
УЭІІІ. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
– Вспомните из уроков истории, какие важные события произошли во Франции, Германии, России в конце 40-х начале 60-х гг. XIX века?
 1. Лекция преподавателя
Наряду с общественно-политическими событиями на литературу воздействовала и философская мысль. Представители философии позитивизма
считали, что литература не должна заниматься поиском ответов на вечные вопросы. Литература должна лишь описывать явления.
Во ІІ половины XIX века зародилось множество литературных течений: символизм, импрессионизм, натурализм и т. д. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод — реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа — принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.
Русский реализм второй половины ХIХ века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Итак, ведущим методом стал реализм. Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в.,сменяя романтизм в художественной литературе и изобразительном искусстве, но ксередине XIX в. он становится господствующим направлением в европейскойкультуре. реализм в литературе и изобразительном искусстве — это правдивое,объективное отражение действительности специфическими средствами,присущими тому или иному виду художественного творчества, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. русскоеизобразительное искусство второй половины XIX в. стало подлинно великим,проникнутым пафосом освободительной борьбы народа, откликаясь на запросыжизни и активно вторгаясь в жизнь.
Во второй половине XIX в. критический реализм становится основнымгосподствующим направлением и в русской литературе. Его основы былизаложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Обличениекрепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков новогобуржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы вРоссии такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,
И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пластыжизни россиян с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни.Показателем развития просвещения в России было увеличение количестваизданных книг, журналов и газет. Большую роль в общественной жизни игралижурналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Искусствокритического реализма — основного художественного направления того времени— было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышеннаясоциальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современнаябытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.). Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.
Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые»,«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»). Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова. М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.
На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики.
Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Ф. М. Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением ми- молётных настроений человеческой души.
2. Особенности реализма ІІ половины XIX века:
— масштабность проблематики, стремление постичь характер и угадать будущее направление исторического развития;
— расширение сферы художественного мира: в него все шире включаются все новые слои общества и стороны быта;
— тонкий анализ неуловимых движений внутреннего мира человека;
— воплощение положительного начала в виде униженной красоты, растоптанной добродетели;
— эстетизация безобразного, болезненного;
— создание более жизнеподобных образов.
Во ІІ половины XIX века особую нишу занимает литературная критика, представленная именами таких деятелей культуры, как А.В.Дружинин,
Григорьев, Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев.
Выдающиеся художественные достижения и нравственная глубина русской литературы дали повод критикам говорить о ее пророческом и проповедническом характере. Критика в России развивалась «...про полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря критике литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово, нравственная проповедь. Философ Н.Бердяев утверждал, что русской реалистической литературе XIX века свойственны пророческий
характер, мучения о судьбе народа, искания правды и спасения.
УЭ3. Работа с учебником
Самостоятельно изучить материал на стр. 12- 14 (учебник «Литература» под ред. Ю.В.Лебедева)
УЭ4. «Мозговой штурм» (в парах)
— Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах романтиков и реалистов на жизнь, человека, роль искусства? Обсудите с товарищами свою точку зрения.
УЭ5. Заключительное слово учителя
Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов,музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительноймногогранностью. Их произведения учат видеть и понимать прекрасное в жизни,природе, искусстве; любить родину, осмыслять и ценить её историю; помогаютформировать гармоничную личность. Вторая половина XIX в. — времяокончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций врусском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно —в архитектуре. В живописи «русская тема» отразилась в жанровых сценках изкрестьянской жизни, в исторических полотнах репина и Сурикова, в пейзажах«просёлочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках,не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусстванаходили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всеголитература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур. таким образом, эстетическоенаследие второй половины XIX в. и поныне сохраняет свою актуальность изначительность.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только
пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений ХХ века. Нам всем есть над чем задуматься.
УЭ6. Рефлексия. Подведение итогов занятия
Проблемный вопрос:
— Ньютону принадлежит знаменитая фраза: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов». Как вы считаете, можно ли утверждать, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учёта творческих исканий своих предшественников — романтиков?
— Искусство XIX в. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешитьчеловечество в XX в. Пригодятся ли художественные искания и открытияиндустриального века людям третьего тысячелетия?
ОЦЕНИВАНИЕ
Домашнее задание
В.У Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная и журнальная критика 60-х годов ХIХ века.
Д.У СТР 3-15
С.У СЬР 5-10