Выступление на тему Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренного ребенка
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет дошкольного и начального общего образования
Кафедра начального общего образования
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ТЕМА "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА»
КПК: "Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Выполнила: Дедова Анна Юрьевна
учитель начальных классов
МОБУ «СОШ №6»
Всеволожский район
Руководитель: Федюнина Антонина Петровна
г. Санкт-Петербург
2015г.
Индивидуальный образовательный маршрут
как средство развития одаренного ребенка
За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра прежней системы образования. Она была переориентирована в сторону демократизации и гуманизации образования, воспитания, прежде всего личности, функционально грамотной и методологически компетентной, владеющей информационными технологиями, способной адаптироваться к окружающему миру, к анализу и самоанализу, к осознанному выбору и к ответственности за него. В связи с этим появились различные типы образовательных учреждений, были внесены изменения в учебные программы, в учебные планы были включены новые предметы, стали применятся современные педагогические технологии.
Целью изменения системы образования является, прежде всего, её ориентация на учащихся, на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и внеурочной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Из источников периодической печати, Интернет ресурсов мы нашли несколько определений детской одарённости. До сих пор остаётся дискуссионным определение самого понятия «одаренность». Нам наиболее близко определение, дающее понятие одаренности, как системно развивающегося в течение жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это тот, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности».
В нашем понимании одарённый ребёнок – это не только тот, который обладает выдающимися способностями и для которого необходимо обучение и воспитание в специализированной школе, но и тот, который обучается в массовой школе и потенциально одарен.Работая долгое время с детьми, мы с коллегами заметили, что младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Обучение в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам).
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей играет учитель, поэтому основная наша задача - на основе диалога и совместного поиска помочь ребенку выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.
Изучив много литературы и основываясь на результатах диагностики, мы выделили следующие виды одаренности, характерные для наших детей:
в практической деятельности, в частности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную
в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др)
в художественно-эстетической деятельности – хореографию, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность
в коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность
в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служения людям.
Для развития одаренности ребенку необходимы индивидуальные формы обучения. Наша задача состояла в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь и будет называться «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса». Другими словами, образовательный процесс, выстроенный с помощью целенаправленной педагогической деятельности, должен представлять собой совокупность условий, при которых каждый ребёнок будет осуществлять продвижение (развиваться), открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одарённость. Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа – составление индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель индивидуального образовательного маршрута - помочь одаренному ребенку раскрыть все свои таланты.
Составляя индивидуальный маршрут ребенка, мы опирались в первую очередь на содержание базовой программы и действовали по плану:
1.определили уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности2.очертили долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению
3.определи время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы
4.предусмотрели участие родителей
5.определили способы оценки успехов ребенка.
Используя данную методику, нами была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей своего класса:
диагностика уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей или одаренности
определение целей и задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончанию прохождения индивидуального маршрута
определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы
определение роли родителей ребенка в реализации маршрута
разработка учебно- тематического плана
определение содержания учебно – тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов
интеграция с другими специалистами
определение способов оценки достижений ребенка на каждом этапе освоения маршрута.
В своей работе, для организации поиска и отбора одаренных, мы организовывали поэтапную, или ступенчатую стратегию диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволила нам снизить опасность ошибок.
На первом этапе отбор осуществлялся на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые максимально полно отражали все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, использовали специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты).
При диагностике в максимальной степени использовали информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, дополняли эти данные, чтобы выяснить не только уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.
С учетом вышесказанного нами были сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ;использование тренинговых методов;
подключение к оценке одаренного ребенка экспертов;
При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
С помощью методики экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.) нами была проведена первичная диагностика детской одаренности. В диагностики участвовали родители учащегося (Приложение № 1).
Мы подробно изучили диагностику уровня проявления способностей ребенка по Сизанову А.Н. и применили ее на практике. Диагностика содержала анкету для родителей. С помощью этой анкеты родители оценили степень одаренности и талантливости ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов (Приложение № 2).
Чтобы мы могли оценить характеристики ребенка в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях, нами была изучена диагностика «Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли» (Приложение № 3).
Мы познакомились с методикой А.И. Савенкова «Карта одаренности».
Инструкция содержит 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка (Приложение № 4).
На основе базовой программы и данной схемы рассмотрим индивидуальный маршрут ученика 4 А класса Влада Д. обучающегося по программе «Школа России».
На первом этапе диагностики у Влада Д. были выявлены следующие виды одаренности: интеллектуальная (одаренность в области точных наук) – Влад проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, проявляет необычное понимание математических отношений, демонстрирует легкость в запоминании знаков, проявляет исключительные способности в решении задач. Одаренность в области естественных наук – ученик внимателен к предметам и явлениям окружающего мира, проявляет исключительные способности к классификации, часто задает вопросы о происхождении или функции предметов, проявляет интерес к опытам или экспериментам. В области гуманитарных наук – успехи в изучении английского языка. Одаренность в практической деятельности - спортивная (Владислав профессионально занимается футболом). Необходимо отметить, что в диагностике участвовали не только психолог и учитель, но и конечно родители ученика.
На втором этапе нашего маршрута, исходя из результатов диагностики, я совместно с Владом и его родителями определили цели и задачи маршрута, это:
-Развитие познавательных интересов.
-Формирование мотивации успеха.
-Создание условий для самоутверждения и самореализации.
-Создание условий всестороннего развития личности.
Третий этап - «Определение времени». В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определялся в соответствии с поставленными целями и задачами – на протяжении обучения в начальной школе.
Четвертый этап нашего индивидуального маршрута - «Определение роли родителей учащегося в реализации маршрута». Он предусматривал повышенное внимание и участие родителей в совместной деятельности со своим ребенком.В данной семье отчетливо наблюдается высокая ценность образования и повышенное внимание родителей к делам ребенка. У Владислава полная семья, родители с раннего возраста стали его наставниками в разной деятельности: с отцом он посещает бассейн, занимается в ДЮСШ футболом, мама приучала к творчеству, водила в кружки. Эти обстоятельства явились благоприятным фактором для закрепления интересов ребенка.
На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» совместно с учеником и его родителями были выбраны занятия в кружке «Я исследователь» задачи которого: развитие интереса к учебным предметам; расширение и углубление программного материала; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе для познания мира; совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Программа кружка была утверждена руководителем школы. С данной программой были познакомлены родители, которые подписали личное соглашение на обучение по индивидуальному плану кружка «Я исследователь».
Основными направлениями деятельности кружка, который проводился во внеурочное время, были:
Организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
После двух лет работы (3 и 4 классы) ребята, посещающие кружок, в том числе и Влад, научились воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации, ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть своим вниманием, навыками поисковой и исследовательской деятельности, рациональными приемами запоминания.
Дедов Влад стал победителем школьного тура по окружающему миру, призером городской олимпиады, победителем краевых и городских конкурсов исследовательских работ. (Приложение 5, 6).
Выпускники четвертого класса показали высокий уровень качества знаний –85% .
Тема по самообразованию тоже связана с данной работой: «Формирование исследовательских умений у младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития».
При составлении плана индивидуального маршрута ученика Влада Д. я учитывала задачи кружка «Я исследователь»:
Предметные, включающие в себя
познавательные, то есть формирующие у учащегося научные основы знаний,
практические, формирующие прочные знания по предмету и умение ими пользоваться.
А также:
Метапредметные:
Развитие логического мышления.
Обучение самостоятельному пополнению знаний.
Умение работать с книгой, со справочной литературой и другими источниками, а также компьютерными технологиями.
Шестой этап - «Определение форм занятий, приемов и методов, форм определения итогов».
Были предложены такие формы занятий, как
Беседа.
Экскурсия.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Размышление.
Творческая мастерская.Творческий отчет.
Эксперимент.
Беседа эвристическая.
Мозговой штурм.
Урок погружение.
Игра.
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами», я, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решила, что для достижения поставленной цели необходимо привлечь к работе с данными детьми других специалистов.
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов ребенка». Я предлагаю проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.
Самооценку ребят провела по схеме самоанализа.
Представляю схему самоанализа ребенка.
1.Какие цели я поставил перед собой в начале года? (Что я хотел).
2.Какие действия я планировал для достижения цели? (Что должен сделать)
3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели)
4.Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что еще необходимо сделать?).За долгие годы работы мы заметили, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности мною осуществлялось через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Мы подробно рассмотрели этапы индивидуального маршрута на примере одного ученика, который имеет признаки одаренности в естественно-гуманитарных науках.
Для реализации вышеперечисленных потребностей одаренных детей проводились кружки по программе внеурочной деятельности, задачами которых являлись:
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников
удовлетворение интересов и запросов учащихся
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
формирование самостоятельного приобретения знаний
Учитывая вышесказанное, делаю вывод: что использование индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей является одной из форм педагогической поддержки личностного самоопределения учащихся.
Но необходимо помнить, что одно из направлений деятельности школы является обеспечение безопасности и здоровья участников образовательного процесса. Состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. В нашей школе созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: открыт плавательный бассейн, 2 физкультурных зала, современный тренажерный зал. Расписание занятий для одаренного ребенка соответствует требованиям САН ПИНа. Нами было отмечено, что здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт для общения со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Результаты реализации индивидуального маршрута:
1.Положительная динамика в достижениях большинства учащихся по учебным предметам, участвующим в проекте.
2.Для групп продвинутого уровня — владение учащимися методологическими знаниями, общеучебными умениями и общенаучными методами познания, позволяющими решать задачи творческого характера, вести исследовательскую работу. Для групп базового уровня — достижение всеми учащимися обязательных результатов обучения.
3.Для педагогов — создание методических комплексов для работы с отдельными группами учащихся (проекты, технологии, учебные пособия, исследовательские работы, дидактический и диагностический материал).
Данная работа подвела нас к реализации требований нового образовательного стандарта:
Увеличение учебных часов, отводимых по изучению отдельных обязательных учебных предметов
Время на внеурочную деятельность.
Я уверена, что реализация индивидуально-образовательных маршрутов может оказать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально-одаренных.
Приложение 1.
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ (ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
Высокая познавательная активность, мобильность.
Быстрота и точность выполнения умственных операций.
Устойчивость внимания.
Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
Богатство активного словаря.
Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
Развитость творческого мышления и воображения.
Владение основными компонентами умения учиться.
11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.
Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
Пытается выяснить причины и смысл событий.
Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
Изобретательность в использовании материалов и идей.
Склонность к завершенности и точности в занятиях.
Задает много вопросов по интересующему его предмету.
Любит рисовать.
Проявляет тонкое чувство юмора.
Не боится быть таким, как все.
Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
Любит писать рассказы или статьи.
Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
Легко входит в роль другого персонажа, человека.
Интересуется актерской игрой.
Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когдаимеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
Передает чувства через мимику, жесты, движения.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у другихлюдей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
С большой легкостью драматизирует, передает чувстваи эмоциональные переживания.
Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
Хорошо поет.
В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
Интересуется механизмами и машинами.
В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
Любит рисовать чертежи механизмов.
Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
Тонкость и точность моторики.
Развитая двигательно-моторная координация.
Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений
Проявляет большой интерес к визуальной информации.
Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
Легко приспосабливается к новой ситуации.
Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
Высокая общительность с окружающими.
Стремится к доминированию среди сверстников.
Сверстники обращаются за советом.
Приложение 2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)
Анкета для родителей
С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
Он с готовностью откликается на все новое.
Любит все загадочное и непонятное.
Часто нуждается в поддержке старших.
Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.
Одаренный
Его интересы достаточно стабильны.
Его любознательность устойчива.
Любит задавать и решать трудные вопросы.
Часто не соглашается с мнением взрослых.
Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
Начатое дело всегда доводит до конца.
Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
Настойчив в достижении поставленной цели.
Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность
Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
Всегда ищет самостоятельные решения.
В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.
9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка
Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
Стремление освоить незнакомое дело.
Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
Выражена потребность помечтать в одиночестве.
Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
Способность к творческому воображению, созданию нового.
Приложение 3.
ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).
Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристики ученика.
Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.
Шкала II. Мотивационные характеристики.
Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
Легко впадает в скуку от обычных заданий.
Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.
Шкала III. Лидерские характеристики.
Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.
Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.
Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
Шкала IV. Творческие характеристики.
Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.
Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.
Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.
Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.
Приложение 4.
МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ)
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
Лист вопросов:
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
Интересуется механизмами и машинами.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Любит игры- драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
Интеллектуальная;
Творческая;
Академическая;
Художественно-изобразительная;
Музыкальная;
Литературная;
Артистическая;
Техническая;
Лидерская;
Спортивная.
Для наглядности можно построить «профиль одаренности».
Приложение 5
-37211045085
Приложение 6.
314261545085-57785-2540
27559064770340024164770
Список использованной литературы
1. Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 6
2. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
3. Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 2003.
4. Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2003. № 1. С. 51.
5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
6. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
7. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.