Конспект урока по физике в 9 классе Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Конспект урока по физике в 9 классе
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Тип урока
Урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Дидактические цели: урок применения знаний и умений.
Способ проведения: лабораторная работа
Авторы УМК
Пёрышкин А.В.
Цели урока
Систематизировать знания по теме: механические колебания. Показать практическое значение физических величин-период и частота колебаний.
Задачи урока
Общеучебные:
- повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.
Обучающие:
- применить знания о способах исследования зависимости периода и частоты от длины маятника во время проведения лабораторной работы.
- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания об математическом маятнике.
-сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.
Развивающие:
- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
- развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
- развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни;
Воспитывающие:
- стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД);
- воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД);
- развить уверенность в собственных силах (личностные УУД).
Метод обучения:
Проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровье сбережения. Системно – деятельностный подход.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: оценивание практического значения зависимости периода и частоты от длины маятника тела.
Предметные: повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.
Метапредметные: измерение длины маятника, вычисление периода и частоты колебаний, работа с различными единицами измерения
Познавательные: умение работать с различными источниками информации.
Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения лабораторной работы.
Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание.
Оборудование:
Интерактивная доска, штатив лабораторный с лапкой и муфтой, груз на нити длиной 130 см, часы с секундной стрелкой.
Компетенции
учебно-познавательная,
коммуникативная,
социально-трудовая,
ценностно-смысловая.
Принципы обучения.
1) Принцип деятельности: ученик добывает знания сам при определении периода и частоты, выявляет зависимость периода и частоты от длины маятника.
2) Принцип непрерывности: от простого к сложному.
3) Принцип целостности: значимость понятия период и частота в жизни человека, в природе
4) Принцип минимакса: соблюдение требований стандартов образования и расширение области знаний.
5) Принцип психологической комфортности: работа в группах, смена динамической позы, смена вида деятельности.
6) Принцип творчества: творческая работа на уроке.
Ход урока:
Актуализация знаний: § 26 «Величины, характеризующие колебательное движение»
Ответьте на вопросы:
Что называется периодом колебаний?
Что называется частотой колебаний?
От чего зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника?
Задача:
Как будет изменяться ход маятниковых часов при наступлении летних жарких дней по сравнению с холодными зимними днями, если часы установлены в неутепленном помещении (стержень маятника металлический)?
Целеполагание: исследовать зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Выполнение лабораторной работы № 3 в тетради.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Оборудование: Штатив лабораторный с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, часы с секундной стрелкой.
Техника безопасности: работать за столом аккуратно.
Не делать резких движений.
Осторожно пользоваться установкой. Груз на нити держать так, чтобы он не оторвался.
Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Ход работы:
Собрать экспериментальную установку по рисунку 6.
Установить длину маятника, казанную в таблице.
Отклонить маятник от положения равновесия на 5 см и отпустить его. Измерить время тридцати полных колебаний. Результат измерения записать в таблицу.
1
2
3
4
5
Длина маятника l, см
130
100
70
40
20
Число колебаний N
30
30
30
30
30
Время колебаний t, c
Период T=t/N, c
Частота v=1/T, Гц
Вычислите период колебаний и частоту, результат вычисления запишите в таблицу.
При остальных указанных в таблице длинах маятника проделайте аналогичные измерения и вычисления, их результаты запишите в таблицу.
Сделайте вывод.
Выполните дополнительное задание.
Рефлексия: летом длина металлического стержня увеличивается, значит период колебаний увеличится, т.е. увеличится время одного колебания и поэтому часы будут идти медленнее.
Домашняя работа: повторить § 25-26, упражнение 26(2,4)
15